Уважаемые читатели еженедельника АиФ № 39 от 28.09.2016!
В редакции перепутали фотографии двух «дуэлянтов», которые выступили на страницах еженедельника по теме отмены школьных оценок. Я огорчён, что часть читателей, знакомых со мной «по фотографии», может подумать, что я выступаю за отмену школьных отметок.
Новости от Ольги Васильевой, недавно возглавившей Министерство образования и науки, поступают пока нечасто и характер носят разрозненный. Это естественно. Человеку, оказавшемуся во главе такого огромного и такого кризисного хозяйства, конечно же, нужно время, чтобы хоть начерно представить себе и масштаб имеющихся проблем, и объем имеющихся ресурсов – и, соответственно, основные направления первоочередных работ.
Гость — генеральный директор и научный редактор журнала «Эксперт» Александр Привалов.
Ведущие «Вестей ФМ» — Евгений Сатановский, Сергей Корнеевский.
Привалов: Отношусь к числу тех людей, кто очень радовался снятию Ливанова и назначению нынешнего министра госпожи Васильевой. Но я, пожалуй — поскольку уже несколько лет занимаюсь этим вопросом довольно плотно — я, пожалуй, лучше многих понимал, как нелегко придется новому министру.
1. Почему в линии учебников «Алгебра, 7-9» отсутствуют разделы по статистике и теории вероятностей?
Ответ. Пункты «Задачи на перебор всех возможных вариантов», «Вероятность события» рассмотрены в 5-6 классе. Новое издание учебника для 9 класса содержит главу 5 «Элементы приближённых вычислений, статистики, комбинаторики и теории вероятностей».
В Петербурге, в Президентском физико-математическом лицее № 239, который называют «кузницей гениев», открылся интернат. Там будут жить и учиться 80 одарённых мальчиков и девочек со всей России.
Опыт Северной столицы собираются повторить и в других регионах. Значит ли это, что власть наконец обратила внимание на способных к точным наукам детей и намерена создавать условия для их развития? Об этом рассуждает Сергей Рукшин, заслуженный учитель РФ, руководитель математического центра лицея № 239, автор методики по раннему выявлению талантов.
В ходе командировки в Республику Татарстан учителя математики задавали мне разные вопросы. Был среди них и вопрос о едином образовательном пространстве. Учителей волнует 1) большое число учебников, 2) трудности, возникающие учащихся при переходе в новую школу в случае перехода на обучение по другому учебнику.
Напомню, что 30 августа 2016 Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева провела Общероссийское родительское собрание. Привожу сообщение с сайта министерства.
Красноярск, 16.09.2016. Принял участие во Всероссийской конференции учителей математики. Конференция охватила учителей шести регионов России. Сделал сообщение на пленарной части конференции и провёл семинарское занятие по темам: 1) Математическая грамотность: результаты и оценки, проблемы, решения. Главная идея: для повышения математической грамотности нужно работать по учебнику с математически и методически правильной структурой изучаемого материала, правильно и доступно для учащихся формировать у них представление о математической теории, проведении доказательств, нужна специальная работа не только с понятийным аппаратом учебника, но и развитие языка и мышление через использование арифметических способов решения задач.
Завтра вылетаю в Красноярск. 16 сентября буду участвовать во Всероссийском семинаре «Создание новых образовательных условий для освоения обучающимися метапредметных результатов и построения индивидуальных траекторий обучения на предмете математика».
У меня короткое выступление «Математическая грамотность: результаты, оценки, проблемы, решения» в пленарной части и двухчасовое на секции на тему «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время с использованием УМК издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ».
К сожалению, следует констатировать: почти все известные широкой публике «современные научные педагогические концепции», реализованные в современной отечественной системе образования — немногим отличаются от идей товарища Лысенко или научных «открытий» Петрика.
Такое жесткое заявление я позволю себе по одной простой причине, поскольку нет ни одного (!!!) хоть сколько-нибудь достоверного доказательства не просто эффективности, а хотя бы не вредности для системы образования России педагогических нововведений, которые мы наблюдали за последние три десятка лет.