Четыре года назад в Москве была разработана и запущена система рейтингования школ. Сейчас рейтинг играет очень важную роль: школы, занимающие в нем первые позиции, получают гранты, им обеспечивают облегченную процедуру аттестации учителей, обещают повышенное финансирование дополнительного образования. И главное, по динамике школ в рейтинге судят об успехах реформы московского образования. Тем важнее разобраться в том, что именно измеряет рейтинг.
Митинг протеста медицинских работников под лозунгом «Остановить развал медицины Москвы!» начался на Суворовской площади. Собравшиеся выступают против планов московского правительства по реформе системы здравоохранения. Одно из требований — отставка всех руководителей департамента здравоохранения Москвы, которые участвовали в медицинской реформе
Образовательный форум Общероссийского народного фронта в Пензе запомнился хотя бы уже сюжетом в новостях: директор школы рассказывает президенту Владимиру Путину анекдот, объясняющий, почему учитель работает на полторы ставки. «Потому что на одну есть нечего, а на две – уже некогда». Но особенно форум впечатлил полным отсутствием – среди 550 участников – педагогических управленцев заметного уровня.
Преподаватель математики из Санкт-Петербурга Сергей Рукшин предложил президенту отменить ЕГЭ для тех, кто не будет поступать в вузы. Президент пообещал проработать вопрос. Тем более, что поставил его педагог, который воспитал двух лауреатов медали Филдса и подготовил десятки победителей международных олимпиад.
А.Шевкин: Ниже я привожу с небольшими сокращениями и комментирую выдержки из статьи в «НГ» http://www.ng.ru/ideas/2014-10-24/5_education.html Льва Львовича Любимова (далее Л.Л.) – доктора экономических наук, профессора, одного из создателей Высшей школы экономики.
В этом учебном году многие школы в результате административного давления и угроз, поступающих в адрес директоров школ, были вынуждены отказаться от выбранного школой электронного журнала и перейти на использование МРКО.
Вообще, иногда возникает чувство, что у нас экзамены не для проверки знаний проводят, а с какими-то другими целями. В прошлом сентябре, скажем, в экзаменационные варианты включили две одинаковые задачи. Причём обе — уровня начальной школы: «Сколько сырков по цене 5 рублей можно купить на 36 рублей?». Думаете, зачем это? Чтобы учащиеся больше задач смогли решить и показали более высокие результаты. А это зачем? Очень просто: тем, кто решал меньше пяти заданий, аттестат выдавать не должны. Вот и нашли решение: сделать побольше простых заданий в экзаменационном варианте.
Иван Валерьевич Ященко в статье «„Обычные“ и „необычные“ школы Москвы» (см. ТрВ-Наука № 164 от 7 октября 2014 года, с. 4) обрисовал новую систему муниципального финансирования московского образования. Есть подушевое финансирование, которое одинаково для всех школьников одного возраста, не зависит от типа школы и выдается за то, что ученик осваивает федеральный государственный стандарт. Есть государственные работы, выполняемые сверх этого на благо города. И есть гранты, которые каждый год выдают лучшим школам за достижения. В теории, при взгляде «сверху», это более-менее рабочая система. В реальности есть нюансы, которые сильно усложняют жизнь многим школам.
Московского министра образования Калину в столичных школах боятся — практически все. Можно пересчитать по пальцам директоров и учителей, решающихся публично выказать не совсем полное согласие с его действиями. То ли потому, что несогласных могут уволить; то ли потому, что из-за инакомыслия одного педагога могут прищемить всю школу, — гадать можно по-разному. Во всяком случае, о последствиях коллективизации в Москве, где Калина за два года втрое сократил число образовательных учреждений, широкая публика знает мало — тем громче прозвучало имя гибнущей школы «Интеллектуал». Её душат за отказ сливаться с другой школой — и она вытащила тему слияний не на первые, так хоть на какие-то полосы больших газет. Ещё бы: не каждый день школьники пишут Путину открытые письма с просьбой спасти их любимую школу от разгрома, не каждый день в центре Москвы родители с учителями собираются на полуторатысячный митинг протеста.
Педагоги впервые рассказали о своих проблемах президенту лично. Откровенный разговор «без посредников» о ситуации в сфере образования состоялся на форуме ОНФ.