Ах, Самара-городок… — 2
Города, где я бывал …
Примечание. С подробностями о переписке по поводу не соответствующих ФГОСу текстов демоверсии ВПР по математике.
3.02.2019. В Самаре я уже был без малого полтора года назад. Тогда была недолгая встреча с учителями математики в рамках продолжавшей большой августовской программы. https://www.shevkin.ru/novosti/ah-samara-gorodok/
А теперь я проведу семинар для старшеклассников и небольшой группы учителей, а потом для учителей.
В вагоне 7 фирменного поезда 10 «Жигули» было всего 6 пассажиров. Меня накормили и потянулось время ожидания. В купе я один — работай сколько хочешь. Созерцая просторы, которые из темноты за окном выхватывает глаз, стал я перебирать в памяти события последних дней. Припомнилось, что я послал письмо И. В. Ященко про несоответствие опубликованных демоверсий ВПР для 5 и 7 классов принятому ФГОСу, а ответа ещё не получил. Ситуация там простая. Учебники признаны соответствующими стандартам. Школы по ним работают. А составители ВПР разместили демоверсии на сайте Рособрнадзора, не обращая внимание на то, что они не соответствуют учебникам. Именно так: не учебники не соответствуют демоверсиям, а наоборот! Ведь распределение учебного материала по годам обучения ещё не закреплено во ФГОСе. И это не первый раз, поэтому случайность и недосмотр не объясняют ситуацию. Мои комментарий по ВПР для 5 и 7 классов по математике опубликованы в новостях сайта от 31.012019. Ссылка есть ниже.
Припомнилось, что когда я посылал Ивану Валерьевичу замеченные в сборниках «ЕГЭ-201…» опечатки, то сразу получал ответ через И. Р. Высоцкого, а тут молчок. А вдруг люди в командировках, не могут не то что ответить, но и прочитать моё письмо. И тут навалилось на меня беспокойство о том, что сейчас должны чувствовать учителя, работающие по нашим и некоторым другим учебникам — под ред. Г. В. Дорофеева и И. Ф. Шарыгина, например. В соответствии с нашим распределением материала по годам обучения школьники не изучали десятичные дроби и проценты в 5 классе и линейную функцию в 7 классе, а дети получат задания по неизученному материалу. Что скажут они и их родители учителю? Что подумает учитель об учебниках, которые хоть и соответствуют ФГОСу, но не соответствуют демонстрационным версиям ВПР, опубликованным Рособрнадзором. «Зачем я на свою голову связался с этими учебниками?» — скажет учитель. И тут я понял, что медлить нельзя. Так как под эти демонстрационные версии ВПР уже готовят или подготовили КИМы. Потом меня же упрекнут: поздно шум поднимать, где вы раньше были?
Где-где? В поезде я, но могу действовать. Электронная почта работает. Написал повторное письмо «Моё возмущение» молчащему Ивану Валерьевичу Ященко. Получил ответ «не доставлено». Забеспокоился ещё больше. Послал копию Ивану Ростиславовичу Высоцкому.
«А вдруг и он не может ответить?» — сверлит меня моё беспокойство. Написал в Комиссию по образованию и науке Общественной палаты РФ. Копию направил в Рособрнадзор с просьбой передать руководителю С. С. Кравцову.
Кстати, если читающий эти строки учитель математики или родитель учащихся разделяет моё беспокойство, то не надо ждать. Не надо позволять беспередельничать людям, которые могли в упомянутых случаях добавить дубли, как они сделали это в задаче 2 для 5 класса. Напишите о своём беспокойстве по адресу: https://eis.oprf.ru/send/treatment/
Выберите Комиссию по образованию и науке Общественной палаты РФ. Погосяну М.А. Текст может быть коротким: Уважаемый Михаил Асланович, мои ученики (мой сын / моя дочь) не изучали некоторые вопросы по учебнику, соответствующему действующему ФГОСу, а эти вопросы включены в демонстрационную версию ВПР. Прошу вас посодействовать приведению демонстрационной версии и контрольно-измерительных материалов ВПР в соответствие стандарту, которому наш учебник соответствует. Очень бы не хотелось подвергать детей неоправданному стрессу во время проведения работы. Подробности несоответствия описаны здесь:
И вот тут, наконец, я получил подтверждение, что письмо «Моё возмущение» переслано Ивану Валерьевичу Ященко. Спасибо, Иван Ростиславович за оперативность.
А, может, зря беспокоюсь, — подумал я. Да нет, законности не может быть много, беспокойство о переживаниях учителей, учащихся и их родителей не может быть лишним. Ведь если оставить всё как есть, то бедные учителя начнут ломать свои планы и «доучивать» материал, перегружая своих учащихся. Зачем нам эти стрессы «без вины виноватых»? Зачем нам такое неуважение к установленному законом порядку? Зачем ненужная нервотрёпка? Проще в трёх заданиях ВПР добавить другие варианты заданий.
Ну всё. Немного отлегло. На экране телефона 0:00. Пора спать. Завтра трудный день.
4.02.2019. Доброе утро, а оно, конечно, доброе! Немного чая и я готов работать. После недолгого ожидания прибываем в Самару точно по расписанию. На платформе меня уже ждёт водитель Андрей, с которым мы познакомились ещё в 2017 году. Первое, что меня удивило — это стекло и бетон нового вокзала, который похож не на привычный вокзал, а на небольшой небоскрёб.
Долго пробираемся на улицу Карла Маркса, 278. Сугробы по обочинам дороги выше человеческого роста. Из-за них просто опасно выезжать на основную улицу из двора дома или школы, так как обзор слева закрывают сугробы. До школы 36 доехали без приключений. Попили чаю и пошли в класс, где уже сидят выпускники и 10 учителей. Разговор прошёл вокруг презентаций про задачи с параметром и решение других сложных задач ЕГЭ.
Класс хорошо подготовленный, на вопросы отвечали точно и правильно, но чаще два ученика. Остальные были излишне сдержаны в общении.
Семинар для учителей прошёл в соседнем здании, относящемся к той же школе. В зале было 80 учителей. Были представители разных школ города, Вальфдорской школы — проблема обучения детей решению текстовых задач интересует многих. По окончании разговора — вопросы и ответы. Папку участника семинара учителя скачают из известного им блога учителей математики. Подошла учительница специально сказать, что они всей школой работают по учебникам С. М. Никольского и др. и очень довольны результатами — ну и славно. Подошёл учитель, спросил с улыбкой: «Куда можно написать «жалобу», мне не хватило Ваших книжек про текстовые задачи?» Записал название издательства ИЛЕКСА. Дальше автографы на приобретённых книжках, вопросы и ответы.
В конце встречи я поинтересовался, есть ли у нас молодой учитель, у которого ещё нет наших учебников. Подошёл молодой человек гвардейской выправки, я подарил ему учебники для 5 и 6 класса с автографом. Позже, на заключительным чаепитием мне рассказали, что это известный в городе молодой и перспективный учитель математики МАОУ САМЛИТ Костенко Андрей Юрьевич. Очень рад, что в нашем полку прибыло.
Фото на память о встрече
Так закончилась моя встреча с учащимися и учителями Самары. В этот раз я был так увлечён работой, что не сделал фотографий для этого отчета. Вся надежда на то, что кто-то пришлёт фото на мою почту avshevkin@mail.ru.
Мои хлебосольные хозяева напоили меня чаем и для продолжения нашей встречи в Москве снабдили меня «плюшками». Дальше с водителем Андреем другой дорогой едем к вокзалу. Второй раз проезжаем мимо большого Губернского рынка, через дорогу от которого есть небольшой рынок с названием «Рыночек». Объезжаем места возможных пробок, без особых проблем доезжаем до вокзала, которым самарцы очень гордятся. У меня было достаточно времени, чтобы разглядеть внутри это сложное инженерное сооружение, которое внутри кажется исключительно просторным и грандиозным. Попил кофейку, обошёл все сувенирные и «сладкие» киоски, набрал гостинцев и подарков внукам. В туристическом киоске купил вот эту красоту.
Она мне будет напоминать об очень душевной поездке в Самару.
Успел по телефону проверить правильность решения задачи у внучки, а там и посадка. Проводница вагона 7 встречала меня, как родного. Возвращаюсь в Москву в том же купе, но на соседнем месте. В вагоне разговорился допоздна с молодым военным о проблемах образования (сын в 5 классе, дочке 6 лет). Очень интересный разговор получился — просто продолжение моего семинара.
5.02.2019. Проснулся рано, самочувствие отличное, набрал описание поездки в телефон. Вагон ещё спит. Но через полчаса начнётся неспешная подготовка к окончанию поездки. Очень хорошо, что я ещё раз побывал в Самаре. А завтра очередной традиционный семинар в ФМШ 2007. Продолжение следует…