Новости

Ах, Самара-городок

Из дальних странствий возвратясь…

История в тисках современности

Довелось мне 12-13 сентября во второй раз, примерно через 15 лет, побывать в Самаре. Ещё в тот первый приезд познакомился я с Сергеем Владимировичем Дворяниновым. Тогда он меня сильно «разочаровал». Хорошо зная известного по публикациям в «Кванте» и в других источниках интересного автора, я ожидал увидеть солидного мэтра, а мэтр оказался скромным, даже немного моложе меня, доцентом Самарского университета — очень интересным и внимательным собеседником. Мы сразу подружились и до сих пор поддерживаем дружеские и профессиональные связи.

От аэропорта Курумоч до гостиницы добирался я самостоятельно. Вёз меня очень словоохотливый таксист Геннадий. В позднее время добрались мы без проблем. Договорились, что назавтра он отвезёт меня обратно. Обменялись телефонами. От Геннадия я много узнал про вторую российскую проблему — дороги. Местами новая трасса от аэропорта была просто великолепна, в городе уже похуже. «А что у нас во дворах — сами посмотрите, если будет случай», — сказал Геннадий. Назавтра мы дворами добирались до Центра развития образования. Вот тут я и вспомнил слова Геннадия о том, что Россия, возможно, единственная страна, в которой существует стандарт на дорожные ямы.

Мероприятие, в котором я участвовал, проводилось в рамках городской августовской конференции. Его программа из восьми пунктов не позволила мне выступать более часа. Поэтому я был конспективен, но всё, что хотел рассказать, даже то, что и не планировал рассказывать, но считал важным донести до моих слушателей, я оставил в виде электронной папки «Участнику семинара». Сегодня мои слушатели уже могут скачать эти материалы. Поблагодарив мою хлебосольную хозяйку Валентину Ивановну, отправился я на такси в гости к Дворянинову С.В., который теперь живёт в Москве, а в данный момент приехал навестить родных и остановился у своей тётушки. Так я оказался в самом центре Самары, на Ленинской улице, 202. После недолгого разговора отправились мы на экскурсию по городу и за пирогами.

Самара показалась мне городом контрастов. Здесь очень много старого и ветхого жилья, двухэтажных деревянных домиков и двухэтажных домов типа «барак». Много старинных зданий со своей историей. Часто «стекло и бетон» обступают и теснят не только «уходящую натуру», но и архитектурные памятники вроде здания театра «Фуроръ», которое буквально сдавлено с двух сторон и сверху навесающей громадой современных зданий. Надо отметить, что в городе есть и реставрированные одноэтажные и двухэтажные домики. Есть огромные площади и красивые здания из разных эпох.

Были мы и у памятника Василию Ивановичу Чапаеву, и у здания Уральского военного округа, куда приехал было маршал Тухачевский принимать округ, а на встрече с политическим руководством области в соседнем здании его арестовали. Побывали мы и у обычного жилого дома, под которым осенью 1941 года московские метростроители построили так называемый бункер Сталина, который рассекретили только в годы перестройки. Вот когда жители дома узнали, что столько лет жили над страшной военной тайной.  Старожилы говорили, что в 1941 году никто не заметил ни строительства, ни вывоза земли — а это большие объёмы, ведь бункер построили на глубине 30 м. Счастливчики, там побывавшие, говорят, что отделан он в стиле московского метро. Нам не повезло. Возможности посмотреть историческую достопримечательность у нас не было. Жители дома, сидящие на лавочке во дворе, сказали: там никого нет.

А во время войны в Самару из Москвы вывезли дипломатический корпус, заводы с запада страны. Самара — один из трёх городов, в которых прошёл парад в честь годовщины октябрьской революции в 1941 году. На параде присутствовали иностранные дипломаты. Считают, что, насмотревшись на мощь сибирских дивизий, японцы укрепились в мысли не открывать второй фронт против СССР.

С.В. Дворянинов у ворот своего детства

Потом мы побывали у дома, в котором жил маленький Серёжа Дворянинов, у ворот, из которых он выходил и играл на гармошке.

— Постой, так ты играешь на гармони?

— Да мне было тогда 3 года.

— А, ну в этом возрасте все умеют играть на гармони.

Потом мы прошли вдоль чугунного забора парка, куда с машиной на верёвочке и с мамой за руку ходил гулять маленький Серёжа. Так мы подошли к великолепному зданию Самарского академического театра оперы и балета.

На его фасаде — в том месте, где была хорошая библиотека, в которой часто бывал С. Дворянинов, — я сфотографировал фигурку читающего рабочего, чтобы не забыть записать историю, рассказанную моим экскурсоводом. 

Занимался как-то Сергей Владимирович со школьниками и, подводя итог занятия, произнёс:
— Любите функцию, она поможет вам решить многие задачи по математике.

 И добавил:

— Вообще-то, эту формулу придумал не я. Есть известное высказывание выдающегося писателя М. Горького: «Любите книгу… ». Ну-ка, кто из вас может закончить фразу?

Повисло неловкое молчание.

— Ну, ребята, вы же ходите в библиотеки, а там всегда висит высказывание «Любите книгу… ». Ну, смелее… 

Ответом было гробовое молчание. Вдруг с последней парты неуверенно подняла руку девушка:

— Может быть окончание такое: мать вашу?

У неё получилось: Любите книгу — мать вашу! Да, такое нарочно не придумаешь! А вот и рабочий.

Так с разговорами об истории и российском образовании мы дошли до «Пятёрочки», где купили великолепные пироги. Потом пили чай, поговорили с тётей Клавой, она в свои 91 год была очень рассудительна и лучилась доброжелательностью.

— Я так рада, что вы дружите… дружите до 160 лет с Божьей помощью! — пожелала нам бывшая учительница начальной школы. Мы не очень уверенно пообещали.

Вскоре к дому подъехал Геннадий. Оказалось, что отсюда в аэропорт ещё дальше, чем от гостиницы, куда я приехал накануне — через весь город. Я не особо волновался, так как мой водитель был уверен, что через городские пробки мы прорвёмся.

В городе было сложно лавировать, несколько раз мы объезжали пробки дворами. А когда впереди замаячила многокилометровая пробка (ремонт дороги в час пик — это особое достижение наших ремонтников!), Геннадий свернул на лесную дорогу, которая всегда была грунтовой и только недавно её отсыпали гравием. В клубах пыли на малой скорости по ямкам, не дотягивающим, видимо, до упомянутого выше стандарта, мы проплыли мимо горнолыжной базы, вдоль территории которой гравий был заботливо полит водой. Дальше опять клубы пыли и вскоре мы оказались на новой трассе. Добрались мы за 1 час 15 минут, что превысило мои ожидания. У меня сложилось впечатление, что я побывал участником ралли по пустыне, но Геннадий уточнил: «Дакар отдыхает!»

Так мы добрались до аэропорта Курумоч. На прощание я сказал Геннадию: «Вы не водитель, Вы пилот!» В следующий раз обязательно ему позвоню. А дальше всё как обычно: аэропорт, ожидание, полёт, Москва. И вот я уже дома.

В моих планах на сентябрь-ноябрь: Челябинск, Курган, Абакан, Уфа, Стерлитамак, Смоленск, Грозный… Далее со всеми остановками, где у меня найдутся внимательные слушатели.

Обязательно расскажу обо всём интересном. Спасибо, что дочитали.

Волга-матушка

Завод, где варят знаменитое «Жигулёвское пиво». Уходящая натура. Памятник Чапаеву.

Музей А.Н. Толстого. Памятник герою известных «Приключений».

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал