«Школа игнорирует цифровые технологии или даже противостоит им»
В «Коммерсанте» с подзаголовком «Академик Алексей Семенов — об особенностях современных детей и о неготовности школы меняться вслед за ними» опубликовано пространное интервью с академиком РАН и РАО, заведующим кафедрой математической логики и теории алгоритмов мехмата МГУ, директором Института кибернетики и образовательной информатики им. А.И. Берга Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, лауреатом премии ЮНЕСКО.
Обращу ваше внимание на несколько избранных мест, остальное можно прочитать по ссылке.
«Учителя заставляют детей писать ручкой на бумаге, запрещая им создавать сочинение на компьютере. Если точнее, так было еще два года назад: когда я обращался к учительской аудитории с вопросом, разрешаете ли вы детям цифровые сочинения, обычно это вызывало удивление и отторжение.»
Дальше встретится сокрушение Алексея Львовича: «Все знают о больших данных, это стало частью нашей цивилизации, а в школе детей до сих пор учат рисовать столбики от руки». Академик РАО делает вид, что ничего не знает о связи мелкой моторики мышц руки с развитием долей головного мозга, соседствующих с долями, отвечающими за развитие речи, памяти и мышления. Развитие первых долей способствует развитию вторых. Отмечу, что в Китае, Японии и Корее развито искусство каллиграфии, ценится письмо рукой по бумаге. Эти же страны показывают хорошие результаты в международных исследованиях по образованию. У нас когда-то в начальной школе был предмет «Чистописание». Уровень советского образования был признан в мире. Теперь такого предмета нет, и мы где-то там в середине списка. Это, конечно, чистое совпадение?
Приведу мнение специалиста на сей счёт.
«Занимаясь исследованием вопросов детской психологии и педагогики, ученые пришли к ошеломляющим выводам. Оказывается, около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Кроме того, эта треть расположена максимально близко к речевому центру. Сопоставление этих фактов дало основания считать двигательную активность кистей и пальцев ответственной за речь человека.
В связи с этим развитие мелкой моторики рук ребенка раннего возраста является одной из основополагающих задач при обучении речевым навыкам. Разумеется, наряду с совершенствованием артикуляционной активности. Результаты многолетнего опыта доказывают, что выводы ученых оказались верными.
Помимо вышеуказанной зависимости, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Дети, которые лучше владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются».
Мелкая моторика рук: что это? Рекомендации по развитию моторики
Вернёмся к интервью.
«Во всех программных документах мы провозглашаем необходимость развивать у детей коммуникативные навыки, при этом все школьные годы грузим учеников только орфографией. На коммуникацию просто не хватает времени. Школа не учит детей в устной и письменной речи излагать свои мысли, быть понятным, доходчивым, убедительным и так далее… Сейчас, благодаря технологии, мы больше внимания стали уделять коммуникации, меньше — заучиванию правил».
Позвольте, но «песок плохая замена овсу!» Какие такие волшебные коммуникативные навыки надо развивать у детей вместо обучения их предмету, вместо развития памяти, речи и мышления? Алексей Львович за то, чтобы не развивать память детей, чтобы они не знали правил и законов изучаемого предмета? Чем вызвано противопоставление коммуникации заучиванию правил? Я всегда требовал, чтобы мои учащиеся выучивали правила — правила порядка действий, признаки равенства треугольников…, так как эти выученные правила и формулировки потом становились речевыми заготовками ответов детей.
Боже мой! Оказывается, я был неправ, надо было просто коммуницировать с детьми, а не развивать их мышление и речь? Что-то я сильно сомневаюсь, так как моё общение с учащимися по поводу правил и признаков и есть коммуникация. Весь мой урок — это коммуникация с классом и отдельными учащимися. А призывы не развивать память, не учить правила, переложить грамотное письмо и вычисления на телефон (это встретится впереди), вместо всего этого коммуницировать — это призывы дебилизировать детей за государственный счёт!
Секрет программных документов, на которые ссылается Алексей Львович, мне известен. Говоря о «мягких навыках», академик РАО Виктор Болотов упомянул известного экобанкира в интервью «Тупая» память больше не нужна, всегда можно «погуглить»:
«Я знаю как минимум пять списков этих навыков. Наиболее известный в России список, который иногда называют «список Грефа». В него входят сотрудничество (кооперация), коммуникация, критическое мышление, креативное мышление».
Нам про эти самые «4 К» говорили три года назад чуть ли не из каждого утюга. Из ВШЭ, из РАНХиГС и контор помельче. Подавалось это как большая наука, которой до сих пор, к сожалению, не было в России, но вот и до нас докатилась благая весть.
Очень скоро я нашёл новую мудрость про «4 К» в иностранной методичке, обложку и оглавление которой неустанно цитирую.
Здесь вы видите адресатов методики «обучения навыкам», а в оглавлении — те самые «4 К». В то время и сам Г. Греф в выступлениях перед работниками образования говорил, что нам нужна не школа знаний, а школа навыков, что школа должна обучать этим навыкам (если кто не в курсе, то навыкам не обучают, навыки формируются в работе). Видимо, кто-то довёл до сведения «кого надо» удивительное совпадение «4 К» из «списка Грефа» с «4 К» из зарубежной методички. В новом интервью Г. Греф меняет терминологию. У него уже не четыре навыка, а только три: когнитивные навыки, социальные навыки и эмоциональный интеллект (тот ещё навык!).
Герман Греф меняет терминологию, рассуждая про «мягкие навыки»
А Алексей Львович на полном серьёзе сокрушается о недостатке коммуникации в школе, не зная источник забот о ней? Сомневаюсь я что-то в его малой осведомлённости.
«Если теперь мы снова запретим детям писать на клавиатуре и пользоваться текстовым редактором, это снизит мотивацию к учебе, и без того невысокую.»
Алексей Львович! Когда Вы учились в школе, клавиатуры не было, а мотивация к учению была? Вы за кого принимаете читателей «Коммерсанта»? За людей, у которых в школе не развивали память, которых не учили отличать «доказано» от «не доказано»? Мы же не продукты той школы, которую Вы строите, находясь в рядах «реформаторов» не только школьного, но и педагогического образования! Поскольку у Вас много надуманных претензий к школе и к учителям, то я вынужден напомнить, что Вы славно потрудились над понижением уровня профессиональной подготовки учителей.
Вы должны помнить заголовки газет той поры, когда Вы приложили руку к упрощению программ для обучения будущих учителей в части классического фундаментального образования в выбранной профессии — после чего Ваши претензии к уровню подготовки учителей стали аморальными. Перечитайте ещё раз, если забыли.
Сначала мы с С.Е. Рукшиным написали статью «На пути от плохого к худшему?» (16.01.2014). В статье была ссылка на концепцию.
Текст концепции см. здесь: http://www.mpgu.edu/documents/concepciya-podderzhki-ped-obrazovaniya.pdf
По ней теперь открывается картинка, указывающая, что документ был выложен на сайте МПГУ. Был, да сплыл.
В нашей статье есть места, показывающие, что Вы участвовали в реализации политики ЮНЕСКО и Всемирного банка по разрушению педагогического образования в стране. Вы в то время были ректором МПГУ, а МПГУ сделали экспериментальной площадкой ломки педагогического образования. А это последний абзац нашей статьи.
«Сколько же можно издеваться над работниками образования? Скажите, сколько мы будем терпеть это профессиональное хамство? Неужели до самого развала России? И никому-никому не удастся сплотить нацию на тотальное противодействие разрушительным реформам?»
На пути от плохого к худшему? — Троицкий вариант
А это заголовок и подзаголовок из «Московского комсомольца» (03.08.2014).
Реформа педобразования превращает страну троечников в страну двоечников
Учителями станут недоучки?
Приведу только один фрагмент.
«И так убогое, наше образование нынешние властители хотят ещё больше урезать, вводя так называемую «практикоориентированную» систему, универсальный бакалавриат: это значит, что за два года кое-как дадут специальные знания, а потом пошлют в школу. То есть 17-летних неучей (а после ЕГЭ других у нас нет) возьмут в пединститут, а через два года 19-летних недоучек (а других и быть не может) направят в школу. Чему и как они могут научить, вопрос риторический: страна троечников уверенно превращается в страну двоечников».
Алексей Львович так много сделал для «реформы» образования — школьного и педагогического, что не упомянуть этого было никак нельзя. Но вернёмся к его интервью. Меня позабавило, как он отбивал опасения о том, что появление интернета, якобы убьет живую мысль, коммуникацию и обучение. Как же нет, если в том же «Коммерсанте» мы читали интервью академика РАО В. Болотова, упомянутое выше? Да и в своём интервью Алексей Львович выразился вполне ясно.
«Мы уже сказали, что главное в образовании — это мотивация. Какое отношение мотивация имеет к цифре? Самое непосредственное. Наши дети — это поколение, которое не хочет и не может без этого жить. К тому же цифровые технологии позволяют разгрузить как детей, так и учителей от таких вещей, которые может за них сделать компьютер. Это и грамотное письмо, и математические вычисления, и заучивание дат и фактов. Сейчас мобильники умеют решать любые алгебраические уравнения из школьной программы».
Вы развиваете мысль академика РАО В. Болотова о ненужности «тупой» памяти. Теперь уже не надо заучивать дат, фактов, мобильник грамотно напишет и правильно посчитает? Цифровую зависимость детей надо принять как данность и не пытаться противостоять ей? Ничего более разрушительного из уст академиков РАО слышать не доводилось. Какое развитие при обучении возможно, если не развивать память человека, способность удерживать в памяти прочитанное, его смысл? Разве редакторы «Просвещения» не говорили Вам, что нельзя в учебнике писать длинных предложений, так как современные дети не воспринимают длинных предложений, они воспринимают только картинки. Дети теперь не читают, а смотрят. Они даже не слушают, не вникают в тексты песен, иногда дебильные, они просто смотрят. Вы не находите, что тут есть связь: дети не читают текстов, смотрят картинки, коммуницируют на неродном русском языке фразами вроде «Вааще!», «Аффтор, много букофф». Вы не понимаете, что цифровизация образования — это дебилизация детей? Ну не верю я, что Вы такой наивный, каким хотите казаться!
«Школа, наоборот, в основном занимается подавлением разных естественных стремлений ребенка: к учению, к коммуникации, к творчеству, к обучению другого ребенка, к самостоятельному осмыслению мира и так далее, заменяя это директивами — учи сегодня вот это, а на следующем уроке то…»
Вы это серьёзно? В вашей электронной школе не будет никаких планов и указаний, что делать? Хочешь пой, хочешь пляши, а, главное, коммуницируй на радость разрушителям образования. Не буду комментировать все выпады Алексея Львовича против учителей и школ. Ибо это выпады мотивированного человека. Не ему учить учителей после всего, что я упомянул. Приведу только один. В конце интервью Алексей Львович опять возвращается к критике учителей.
«Традиционная модель состоит в том, что учащиеся приносят тетради с выполненным домашним заданием на очередной урок, учитель проверяет домашнюю работу, указывает на ошибки, ставит отметки и приносит работы учеников на следующее занятие. К этому моменту интерес к самой работе уже упал, ребят интересует прежде всего отметка, содержательное обсуждение работы происходит редко, о её улучшении нет и речи».
Не совсем ясно, когда, по мнению академика, учитель проверяет домашние задания. Но как же надо не уважать учителей и школы, чтобы делать такие заявления о традиционной форме обучения! Разве учитель не отметил в тетради каждого ученика его ошибки, разве не разобрал наиболее частые ошибки, разве не похвалил тех, кто был более успешным? Зачем же множить дурные фантазии?
Алексей Львович упомянул, что его учебник поддержан Сбером. Нашёл чем гордиться! Греф, Сбер, ЮНЕСКО и Всемирный банк — те ещё специалисты в области образования! Они дружно работают в направлении реформирования образования в интересах «золотого миллиона», который будет обслуживать «грязный миллиард», воплощают в жизнь идеи Римского клуба о депопуляции Земли. Они строят в России систему колониального образования для «грязного миллиарда». Завладеть нашими богатствами военным путём не рискуют, а ждать, когда само собой сбудется предсказание З. Бжезинского «Новый мировой порядок будет строиться против России, на руинах России и за счёт России», у них нет терпения. Вот и планируют захватить нас, захватив и разложив молодёжь. При разваленной системе образования это сделать легче.
Источник. «Школа игнорирует цифровые технологии или даже противостоит им». Коммерсантъ (kommersant.ru)
А теперь несколько вопросов.
1) Известно ли Алексею Львовичу о программе ОУР — обучение в интересах развития, продвигаемой ЮНЕСКО и нашими Мальчишами-Плохишами в таких документах, как «Образование 2030» и в проекте наших обязательств в образовании к 2035 году, в только что утверждённом ФГОСе? Это самые настоящие диверсионные программы против российского образования. Не странно ли в связи с этим гордиться своим участием в предыдущих версиях ФГОС, писанных с той же целью и гордиться наградой ЮНЕСКО?
1. Операция «ОУР» — образование в интересах устойчивого развития
2. Неудобные вопросы по документу «Образование 2035»
3. ФГОС 4.0. Если это не вредительство, то что такое вредительство?
2) Известно ли Алексею Львовичу, что гуру IT-технологий отдают своих детей в обычные школы, где лепят, работают руками, пишут ручками по бумаге, вычисляют столбиком, а не жмут на клавиши? Там до определённого возраста вообще не дают детям в руки айфоны, планшеты, компьютеры, запрещают эти игрушки в столовой и в спальне и контролируют время коммуникации через Интернет? Они, конечно, жуткие ретрограды, так как не знают мнения Алексея Львовича на сей счёт.
3) Известно ли Алексею Львовичу, что в странах, раньше нас окунувшихся в цифровизацию всего и вся, в том числе в образовании, в медицинскую науку и практику введён термин «Цифровое слабоумие». Статью с таким названием поместил Журнал «Химия и жизнь», 2014, № 12, пятью годами позже я разместил её у себя на канале с комментарием.
Цифровое слабоумие
Активная цифровизация образования без учета возможных (некоторые считают, что неизбежных и страшных) последствий для здоровья детей — физического и психического — похоже на сознательную диверсию, в которой Алексей Львович активный участник.
4) Зная свой послужной список и заслуги в развале российского образования, надо ли было напоминать о себе всей стране через «Коммерсант», призывая нас не учить детей, не развивать их, а коммуницировать с ним?