Новости

О пропедевтике действий с отрицательными числами

Статью с таким названием я написал почти 30 лет назад. Она опубликована в журнале «Математика в школе», 1991. № 3, с. 17-21.

Здесь привожу только начало статьи и ссылку на неё.

Изучение отрицательных чисел остаётся одним из самых сложных вопросов программы V – VI классов. Тому есть несколько причин.

Во-первых, традиционно отрицательные числа изучаются после обыкновенных и десятичных дробей — к этой схеме с 1990 г.

возвращается и учебник Н. Я. Виленкина и др. При таком порядке изучения усвоение правил нахождения знака результата осложняется наличием различных алгоритмов выполнения действий с модулями.

Во-вторых, в отличие от натуральных чисел и дробей изучение отрицательных чисел не опирается на предшествующий опыт пред­метной деятельности, подводящий учащихся к пониманию правил действий с этими числами.

В-третьих, изучение действий с отрицатель­ными числами обычно совмещается с приобре­тением учащимися недостающего опыта, т. е. собственно изучение действий с числами и их пропедевтика неразличимы в общей канве изложения. В результате оно носит рецептур­ный характер, что мало способствует общему развитию учащихся. Кроме того, при изучении сложения и вычитания преобладает опора на порядковый аспект числа (шкала термометра, координатная ось), что затрудняет переход к действиям.

На это обстоятельство обратил внимание И. В. Арнольд в книге «Отрицательные числа в курсе алгебры» (1947). Он писал, что числовые отметки на шкале температуры, так же как и номера домов на улице, имеют порядковый смысл: «…если речь идет о температуре в 3°, то неуместно было бы сказать, что она «состоит из температуры в 2° и температуры 1°».

Аналогично обстоит дело и при нумерации точек числовой прямой с помощью отрицательных и положительных чисел: этим устанавливается лишь положение каждой точки относительно выбранного начала, но сложение таких порядковых отметок не отвечает никакой допускающей прямое истолкование операции над соответствующими точками. В отличие от этого имущество «+3 р.» можно считать «состоящим» из +2 р. и +1 р. и, в более общем случае, из наличности 5 р. и 2 р. долгу и т. д.».

Далее И. В. Арнольд пишет: «Для того, чтобы иметь возможность конкретно истолковать сложение, нам приходится от показания термометра переходить к разностям темпера­тур, т. е. к характеристикам повышений и понижений температуры с помощью поло-жительных и отрицательных чисел».

Отвлеченный от оси разговор о повышениях и понижениях температуры проходит обычно нормально: учащиеся могут сложить два после­довательные изменения температуры и опре­делить, что получилось в результате — повы­шение или понижение и на сколько градусов. Но как только мы даем иллюстрацию сложе­ния на оси, то неизбежно переходим к сло­жению «разнородных» слагаемых — «отметки» и «изменения», т. е. смешиваем порядковый и количественный аспекты понимания числа. Рассмотрение же примеров с изменениями на +2 и –3 требует постоянного внутреннего пере­вода: повышение на 2 и понижение на 3. Стоит ли удивляться, что этот материал вызывает затруднения у многих учащихся.

Каким же образом можно упростить для уча­щихся изучение отрицательных чисел. Прежде всего, было бы желательно выделить изучение целых чисел отдельным вопросом, что позво­лило бы учащимся усваивать новые правила действий в более простой ситуации с целыми модулями. Изучению действий с отрицатель­ными числами должна предшествовать пропе­девтическая работа, которая может дать учащимся необходимый опыт, подводящий их к пониманию соответствующих правил. Эту рабо­ту следовало бы строить с опорой на коли­чественный аспект числа, ведя рассуждения о наличии и долге или выигрыше и проигрыше. Рассмотрим возможный порядок пропедев­тики действий с отрицательными числами, основанный на изучении действий с количест­вами выигрышных и проигрышных очков. Для работы нам потребуются игральные кости — кубики с нанесенными на их гранях обозна­чениями чисел от 1 до 6 (рис. 1). Кубики лучше взять красного и синего цвета (ассоциация по цвету — тепло и холодно). (В данной публи­кации мы будем использовать белый и чёрный цвета из-за ограниченных полиграфических возможностей журнала.)

Ссылка:

О пропедевтике действий с отрицательными числами.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал