Новости

Начинаем работу над требованиями к подготовке школьников, обучающихся по программе углублённого изучения математике


Уважаемые коллеги, начинаем обсуждение предложений по требованиям к учащимся, обучающимся по программе углублённого изучения математики. Публикуем версию 3 (16 апреля).

15.04. Добавлены требования для 5-6. Углублённое изучение математики.

Напомню, что от  Координатора Павла Самсонова под моими предложениями помещено сообщение:

11 апр. 2019 в 22:50
Просьба уточнить: Добрый день! Есть ли у Вас возможность написать  минимальные требования по программе углублённого изучения по математике, чтобы их можно было включить в ФГОС ООО по математике?
 
Сегодня 14 апреля, выкладываю первый кусок текста для обсуждения. Он «параллелен» п. 40.5 или является его частью — это на усмотрение составителей стандарта.
 
В его основу положена версия стандарта, который разрабатывался в конце 90-х годов, когда я ещё работал в Институте общего среднего образования Российской академии образования. В то время в лаборатории (отделе) математического образования работали Фирсов В.В, Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б., Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Краснянская К.А. и др. сотрудники (доброго здоровья ныне здравствующим, Светлая Память ушедшим!). Ваш покорный слуга в этой работе готовил требования по начальной школе (как там у А. Райкина: «Я пришивал пуговицы. К пуговицам претензии есть?»).
 
В нашей коллективной работе описаны требования для работы по общеобразовательной программе в обычных классах. Считаю, что с небольшими дополнениями и исправлениями требования к нормально обученному школьнику той поры можно считать минимальными требованиями к учащимся, осваивающим программу углублённого изучения математики теперь. Специально оговариваюсь, что эти минимальные требования должны быть зафиксированы в стандарте, чтобы сделать обучение по программе углублённого изучения математики законным, чтобы не случилось непредвиденное: требований по углублённому изучению в стандарте нет, поэтому дополнительные часы могут попросить оплатить родителей.
 
Разработчики стандартов об этом мечтали ещё тогда, когда работали над первым вариантом стандарта. Я присутствовал на собрании учителей и методистов Москвы, на котором Э. Днепров, А. Семёнов и другие разработчики первой версии стандарта предлагали учителям и методистам урезать на 40% содержание обучения не по своему предмету. Позже Э. Днепров признал, что это делалось для введения частично платного обучения даже в обычных классах: минимум за счёт государства, а отрезанные 40 % — через кассу, пожалуйста!
 
Поступить точно так же с углублённым обучением сам бог велел! Как только нам скажут, что на дворе кризис, что надо урезать финансирование, так углублённое изучение свои дополнительные часы будет получать через кассу.
 
Теперь о проекте документа. Публикую первую часть. Это достаточно общие требования, в них не всегда выдерживается разумная последовательность обучения, так как они охватывают требования с 5 по 9 класс. Требования идут по разделам Числа и вычисления, Выражения (числовые и буквенные) и их преобразования, Уравнения, неравенства и их системы, Функции, Элементы теории вероятностей и статистики, Геометрия.
 
На первом этапе надо понять, устраивает ли нас такое достаточно общее описание требований. Следующий этап — подготовка требований по блокам классов: 5-6 и 7-9 по предметам. Так надо сделать для удобства работы учителей и учащихся, а вот желание разработчиков ВПР продавать свои сборники в каждом журнальном киоске ещё и для 5, 7, 8 классов не является уважительной причиной для того, чтобы крошить в мелкую окрошку содержание обучения по классам.
 
Здесь когда-то продавали газеты и журналы
 
Аргумент, который они привлекают в своё оправдание звучит так: учащиеся при переходе в другую школу часто сталкиваются с тем, что они не изучили какие-то темы. Это только половина правды. Другая половина заключается в том, что зато они изучили некоторые вопросы, которые не изучены в их новом классе.
 
Думается, учителя возьмут на себя помощь в адаптации «новеньких» — это не так сложно. Если же учителя не считают, что можно взять на себя эту дополнительную работу, то им придётся работать по учебнику, который ещё предстоит написать составителям стандарта по предложенному ими невразумительному делению содержания обучения по классам внутри блоков 5-6 и 7-9. Падение результатов обучения я гарантирую. Без ложной скромности замечу, что все мои прогнозы по влиянию реформирования математического образования, которые я даю в статьях , начиная с 1999 года, сбылись, некоторые даже в более мрачном виде. Так что не надо экспериментировать, когда результат можно предсказать с полным обоснованием предсказания, но это совсем другая история.
 
Привожу ссылку на документ и жду откликов на мой адрес avshevkin@mail.ru. Ссылку опубликую и на сайте ПРЕОБРА.РУ. Можно скачать документ, внести желаемую правку красным цветом и выслать на указанный адрес. Не выделенную красным правку отследить не смогу.
 
 
Дополнение 16.04.2019. Первое редакционное замечание поступило на почту спустя 3 часа после публикации проекта на сайте. Затем поступили полезные замечания, исправления и дополнения от Г.К. Муравина. Через день Георгий Константинович прислал новые предложения и замечания. В результате первоначальный текст заменён на «Версию 3».
 
Дополнение 15.04.2019. Публикуем требования к результатам обучения в 5-6 классов при углублённом изучении математики. Это проект части приложения 7 или отдельной части стандарта — на усмотрение составителей стандарта. Порядок работы тот же: читаем, замечания присылаем мне на почту или комментируем в ПРЕОБРА.РУ.
 
 
Дополнение от 17.04.2019. Получены и учтены замечания от Г.К. Муравина, обновляет «Требования 5-6. Углублённое изучение» до версии 2.
www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал