Статьи

Стандарт по математике принят!

На днях Коллегия Министерства Образования РФ приняла стандарт по математике. Это не тот «замечательный» стандарт, который для двух «белых» книжек Э.Д.Днепрова написали в Российской Академии образования (РАО). Это тот стандарт, который удалось получить в результате взаимодействия ученых из РАО с представителями математической общественности из МГУ, из МЦНМО, Математического института им. В.А.Стеклова и др. организаций, про которых великий златоуст Днепров сказал 28 августа 2003 г. (в связи с доработкой стандарта), что пригласили «каждой твари по паре, значит, от МГУ, от Петербургского университета, от РАН».

С одной стороны, надо радоваться, что принят более жизнеспособный документ, ушедший не так далеко от традиционных программ — «белые» книжки были просто ужасными. С другой стороны, стагнация образования затягивается. Возможно, если бы был принят стандарт из «белых» книжек, то неминуемый обвал образования не отодвинулся бы надолго, а произошел достаточно быстро. Еще были бы живы те, кто знает и помнит, как надо учить математике, глядишь, отказавшись от бредовых реформаторских идей усечения образования своей страны в интересах другой державы, мы бы вздохнули глубоко и принялись восстанавливать образование из руин. Теперь ситуация осложняется тем, что развал образования под видом его реформирования будет продолжаться, а когда все развалится окончательно, восстанавливать будет некому.

Содержание документа вызывает тоскливое чувство, так как видишь то же пальто, только перелицованным. Стандарт мало отличается от прежней программы. Тоскливо не от того, что мало, а от того, что на эту перелицовку потрачены сумасшедшие деньги из кредита, которые будем возвращать из бюджета, урезая в очередной раз реальные доходы тех же учителей. Потрачена уйма нервов людей, действительно переживающих за математическое образование в стране. А в результате титанических усилий родной педагогической науки вышел пшик — гора родила мышь.

В стандарте, как говорится, много нового и интересного, но новое не интересно, а интересное не ново. Уж очень много следов поспешности и непродуманности. Например, понятие степени с действительным показателем формировать не обязательно (выделено курсивом), а свойства этого понятия учащиеся должны изучать обязательно. Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции можно не вводить (выделено курсивом), а формулу Ньютона – Лейбница для вычисления этой самой площади изучать надо обязательно. Это у нас такая разгрузка учащихся. В профильный уровень зачем-то включены вопросы делимости целых чисел. Хотя этот вопрос можно было рекомендовать как один из вопросов для курсов по выбору. В профильном уровне не упоминается метод математической индукции, тригонометрия почти слово в слово повторяет тригонометрию для базового уровня.

Но это все мелочи по сравнению с главным. Стандарт вводился как средство нормализации учебной нагрузки учащихся — это одно из предназначений стандарта,а ожидаемой нормализации с принятым стандартом не может быть в принципе! В некоторых профилях в 10-11 классах (и во всех непрофильных, как мечтается «реформаторам») на математику будет отводиться 3 часа вместо 5,5 всего десять лет назад, но объем изучаемого материала возрос кратно. Если и при 5,5 часах на математику у нас были проблемы с обучением некоторых учащихся, то теперь такие проблемы закладываются сознательно, они запланированы, но уже при работе со всеми учащимися. Из 9 класса в 10-11 перенесены корень степени n и начала тригонометрии, обязательными стали элементы вероятности. Что это? Дети так поумнели или мастерство учителей так резко возросло, что мы, уменьшив время обучения в 2 раза, можем освоить в полтора раза больший объем изучаемого материала? Нет, конечно.

А возьмите стандарт для профильных классов, которым дают меньше часов, чем физико-математическим классам до сих пор, но увеличивают объем обязательного материала, подлежащего изучению. Чудес не бывает. Все они прекрасно понимают, наши «реформаторы», они сознательно закладывают «ускорение» в систему образования, чтобы ее старый изношенный механизм поглотил оставшиеся силы учителей непосильной попыткой осуществить неосуществимое, поработал-поработал и развалился. Это и будет запланированный результат «реформы» математического образования. Теперь уже окончательно ясно, что ничего хорошего для системы образования не планировалось с самого начала. Шло бесчестное зарабатывание чинов, наград, денег.

Итак, стандарт принят. Основы для дальнейшего снижения уровня математической подготовки школьников заложены. За работу, дорогие товарищи!  

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал