ПРОЕКТ Резолюции Всероссийского Съезда учителей математики в МГУ, 28-30 октября 2010 г.
Резолюция
Всероссийского Съезда учителей математики
Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова 28-30 октября 2010 г.
Всероссийский Съезд учителей математики созван по инициативе Ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего и призван возродить традиции Первого и Второго Всероссийских Съездов преподавателей математики (1911-1912 гг. и 1912-1913 гг.) и Первой Всероссийской Конференции «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков» (2000 г.).
На Съезд прибыли 1218 участников из 75 субъектов Российской Федерации и из других государств: Белоруссии, Украины, Азербайджана, Армении, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Монголии, Финляндии, Швейцарии, Сирии, Израиля, США. В работе Съезда приняли участие учителя школ, преподаватели вузов и ученые-математики, специалисты по педагогике и методике преподавания математики, руководители образовательных учреждений и представители органов управления образованием.
В адрес Съезда поступили 365 тезисов докладов, на заседаниях 5 секций Съезда заслушано в общей сложности 189 докладов и сообщений, работали 10 круглых столов. В дискуссиях высказаны различные мнения по актуальным вопросам математического образования в России.
Все участники Съезда объединены идеей консолидации учительского и преподавательского математического сообщества на благо возрождения и развития математического образования и математической науки в России XXI века.
- Съезд подчеркивает, что математическое образование есть:
- важнейший и необходимый компонент развития личности, представляющий
собой не только способ общения и взаимодействия с окружающими, но и основу
подготовки к будущей профессии, интеллектуального и творческого развития, понимания
законов мироздания; - стратегический ресурс инновационного развития России, что многократно
доказано отечественным и всемирным историческим опытом; - благо, на которое имеет право каждый человек и которое Российское
государство должно гарантировать каждому своему гражданину.
- Съездобеспокоен существенным снижением уровня математической
подготовки выпускников средней школы, что ставит под удар способность России к воспроизводству высококвалифицированных кадров, ее технологическую и
информационную модернизацию, наукоемкое и инновационное экономическое развитие. - Съездподчеркивает, что прямое влияние на снижение качества
математического образования оказывают:
- сокращение числа часов, отводимых на изучение математики, особенно в начальной школе;
- совмещение в ЕГЭ итоговой аттестации и вступительного испытания;
- непосредственное использование результатов ЕГЭ при оценке работы учителя,
а также недостатки при введении новой системы оплаты его труда.
- Съезд считает важным:
- повысить государственный статус учителя, включая улучшение условий его
труда и повышение заработной платы, модернизацию системы оценки его труда и
значительное упрощение системы отчетности, формирование отношения к профессии
учителя как к государственной миссии; - рассматривать математическое образование в средней школе как важнейшую
общественную и государственную функцию, которую осуществляет и отдельно взятый
учитель, и все педагогическое сообщество в целом, а ответственность за исполнение
которой несут государственные органы образования; - поддерживать и укреплять систему высшего педагогического образования,
повышая качество подготовки в педагогических вузах, усиливая в них изучение школьного курса математики и соответствующую методическую подготовку.
- Съезд считает целесообразным создание постоянно действующей Ассоциации
Преподавателей и Учителей Математики, задачами которой должны стать:
- консолидация учителей и преподавателей математики, создание условий для
их профессионального общения и обмена опытом; - активноеучастие в разработке и обсуждении стратегических проблем математического образования;
- общественный мониторинг состояния математического образования в целом
по стране и на местах.
С этой целью Съезд поручает Организационному комитету сформировать инициативную группу будущей Ассоциации Преподавателей и Учителей Математики.
- Съезд считает недопустимым сокращение числа часов, отводимых на изучение
математики в школе, — это число, напротив, должно быть увеличено с учетом
отечественных традиций и мировых тенденций математического образования. - В связи с введением ЕГЭ по математике Съезд:
- выражаетозабоченность тем, что перечень реально изучаемых в школах
вопросов программы по математике фактически сужается только до вопросов,
фигурирующих в заданиях ЕГЭ; - предлагает отделить в ЕГЭ итоговую аттестацию от вступительных испытаний;
- проситМинистерство образования и науки Российской Федерации принять
решение об официальной публикации вариантов ЕГЭ прошлых лет; - считаетцелесообразным применять дифференцированный подход при проведении ЕГЭ по математике для различных групп выпускников;
- считает нужным создание специальных условий (в том числе с использованием
компьютера) для выполнения заданий ЕГЭ лицами с ограниченными возможностями.
- Съезд считает необходимым, чтобы при подготовке и утверждении новых образовательных Стандартов:
- была исключена неоправданная поспешность;
- былиобеспечены широкая профессиональная экспертиза, общественное
обсуждение всех вводимых стандартов и их апробация; - был четко обозначен и конкретизирован в виде задач минимальный объем
необходимых знаний и умений учащихся, учитывающий их реальные возможности.
Съезд отмечает, что введенный в действие образовательный Стандарт начального образования нуждается в существенной доработке.
- Съезд предлагает:
- провестипрофессиональное обсуждение содержания школьного
математического образования на общенациональном уровне с участием Ассоциации
Преподавателей и Учителей Математики; - сохранитьизучение алгебры, геометрии и информатики как отдельных
предметов с отдельными оценками в аттестате, - сохранитьобязательный экзамен по математике в 9 и 11 классах, а также
восстановить устный экзамен по геометрии; - законодательнозакрепить сохранение возможности углубленного изучения
математики в 8-11-х классах, включая его повышенное финансирование.
- Съезд считает необходимым:
- развитиесложившейся системы работы с одаренными детьми в области математики — движения энтузиастов: ученых, преподавателей вузов, учителей школ,
руководителей кружков; - сохранение духа математических олимпиад как праздников творчества и науки;
- создание системы государственной поддержки работы с одаренными детьми на
федеральном уровне; - обеспечениевнимательного подхода к детям, обладающим ограниченными
возможностями здоровья.
- При введении новых учебников по математике Съезд считает необходимым:
- проведение их компетентной общественной экспертизы;
- проведениепродолжительной и массовой их апробации, предшествующей
замене на них грифа «допущен» грифом «рекомендован».
Съезд отмечает большую работу по качественной экспертизе учебников математики, проделанную комиссией Российской академии наук.
- Съезд:
- подтверждает востребованность инициативы МГУ имени М.В. Ломоносова
по проведению Всероссийских съездов учителей-предметников на регулярной основе; - постановляет созвать следующий Всероссийский Съезд учителей математики
через 3-5 лет и поручает Организационному и Программному комитетам настоящего Съезда провести для этого необходимую подготовительную работу; - обращается к МГУ имени М.В. Ломоносова с предложением стать одним из
координаторов всестороннего обсуждения хода модернизации школьного образования в
рамках программы «МГУ — школе».
- Съездпризывает всех математиков России принять активное участие в
открытом обсуждении «Закона об образовании» и выразить свою профессиональную и
гражданскую позицию. - Съезд обращается с предложением к Московской Городской Думе рассмотреть
вопрос об увековечении в Москве памяти автора первого учебника математики России
Л.Ф. Магницкого. - Съездприглашает педагогические и методические издания, а также все
средства массовой информации к сотрудничеству в распространении идей и документов
Съезда в учительской среде, а также к обсуждению предложений по реальному
позитивному реформированию отечественного математического образования. - Съезд поручает Организационному комитету Съезда опубликовать настоящую
Резолюцию в сети Интернет и профильных изданиях, а также подготовить и издать все
материалы Съезда в электронном и печатном виде. - Съезд поручает Организационному комитету Съезда направить настоящую Резолюцию во все образовательные учреждения России, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Администрацию Президента Российской Федерации.
Председатель Программного комитета Съезда
профессор И.Н. Сергеев
Секретарь Съезда И.Ю. Самоненко