Статьи

ПРОЕКТ Резолюции Всероссийского Съезда учителей математики в МГУ, 28-30 октября 2010 г.

Резолюция

Всероссийского Съезда учителей математики

Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова 28-30 октября 2010 г.

Всероссийский Съезд учителей математики созван по инициативе Ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего и призван возродить традиции Первого и Второго Всероссийских Съездов преподавателей математики (1911-1912 гг. и 1912-1913 гг.) и Первой Всероссийской Конференции «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков» (2000 г.).

На Съезд прибыли 1218 участников из 75 субъектов Российской Федерации и из других государств: Белоруссии, Украины, Азербайджана, Армении, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Монголии, Финляндии, Швейцарии, Сирии, Израиля, США. В работе Съезда приняли участие учителя школ, преподаватели вузов и ученые-математики, специалисты по педагогике и методике преподавания математики, руководители образовательных учреждений и представители органов управления образованием.

В адрес Съезда поступили 365 тезисов докладов, на заседаниях 5 секций Съезда заслушано в общей сложности 189 докладов и сообщений, работали 10 круглых столов. В дискуссиях высказаны различные мнения по актуальным вопросам математического образования в России.

Все участники Съезда объединены идеей консолидации учительского и преподавательского математического сообщества на благо возрождения и развития математического образования и математической науки в России XXI века.

  1. Съезд подчеркивает, что математическое образование есть:
  • важнейший и необходимый компонент развития личности, представляющий
    собой не  только   способ   общения   и   взаимодействия   с   окружающими,   но   и   основу
    подготовки к будущей профессии, интеллектуального и творческого развития, понимания
    законов мироздания;
  • стратегический ресурс инновационного развития России, что многократно
    доказано отечественным и всемирным историческим опытом;
  • благо, на   которое   имеет   право   каждый   человек   и   которое   Российское
    государство должно гарантировать каждому своему гражданину.
  1. Съездобеспокоен    существенным    снижением    уровня     математической
    подготовки выпускников средней школы, что ставит под удар способность России к воспроизводству      высококвалифицированных      кадров,      ее      технологическую      и
    информационную модернизацию, наукоемкое и инновационное экономическое развитие.
  2. Съездподчеркивает,     что     прямое     влияние     на     снижение     качества
    математического образования оказывают:
  • сокращение числа часов, отводимых на изучение математики, особенно в начальной школе;
  • совмещение в ЕГЭ итоговой аттестации и вступительного испытания;
  • непосредственное использование результатов ЕГЭ при оценке работы учителя,
    а также недостатки при введении новой системы оплаты его труда.
  1. Съезд считает важным:
  • повысить государственный статус учителя, включая улучшение условий его
    труда и   повышение  заработной   платы,   модернизацию  системы  оценки  его  труда   и
    значительное упрощение системы отчетности, формирование отношения  к профессии
    учителя как к государственной миссии;
  • рассматривать математическое образование в средней школе как важнейшую
    общественную и государственную функцию, которую осуществляет и отдельно взятый
    учитель, и все педагогическое сообщество в целом, а ответственность за исполнение
    которой несут государственные органы образования;
  • поддерживать и укреплять систему высшего педагогического образования,

повышая   качество   подготовки   в   педагогических   вузах,   усиливая   в   них   изучение школьного курса математики и соответствующую методическую подготовку.

  1. Съезд считает целесообразным создание постоянно действующей Ассоциации
    Преподавателей и Учителей Математики, задачами которой должны стать:
  • консолидация учителей и преподавателей математики, создание условий для
    их профессионального общения и обмена опытом;
  • активноеучастие   в   разработке   и   обсуждении   стратегических   проблем математического образования;
  • общественный мониторинг состояния математического образования в целом
    по стране и на местах.

С    этой    целью    Съезд    поручает    Организационному    комитету    сформировать инициативную группу будущей Ассоциации Преподавателей и Учителей Математики.

  1. Съезд считает недопустимым сокращение числа часов, отводимых на изучение
    математики в   школе,   —   это   число,   напротив,   должно   быть   увеличено   с   учетом
    отечественных традиций и мировых тенденций математического образования.
  2. В связи с введением ЕГЭ по математике Съезд:

 

  • выражаетозабоченность  тем,   что   перечень   реально   изучаемых   в   школах
    вопросов   программы   по   математике   фактически   сужается   только   до   вопросов,
    фигурирующих в заданиях ЕГЭ;
  • предлагает отделить в ЕГЭ итоговую аттестацию от вступительных испытаний;
  • проситМинистерство   образования   и   науки   Российской   Федерации   принять
    решение об официальной публикации вариантов ЕГЭ прошлых лет;
  • считаетцелесообразным    применять    дифференцированный    подход    при проведении ЕГЭ по математике для различных групп выпускников;
  • считает нужным создание специальных условий (в том числе с использованием
    компьютера) для выполнения заданий ЕГЭ лицами с ограниченными возможностями.
  1. Съезд  считает  необходимым,   чтобы   при   подготовке   и   утверждении  новых образовательных Стандартов:
  • была исключена неоправданная поспешность;
  • былиобеспечены   широкая   профессиональная   экспертиза,   общественное
    обсуждение всех вводимых стандартов и их апробация;
  • был четко обозначен и конкретизирован в виде задач минимальный объем

необходимых знаний и умений учащихся, учитывающий их реальные возможности.

Съезд отмечает, что введенный в действие образовательный Стандарт начального образования нуждается в существенной доработке.

  1. Съезд предлагает:
  • провестипрофессиональное       обсуждение       содержания       школьного
    математического образования  на общенациональном уровне с участием Ассоциации
    Преподавателей и Учителей Математики;
  • сохранитьизучение   алгебры,   геометрии   и   информатики   как   отдельных
    предметов с отдельными оценками в аттестате,
  • сохранитьобязательный экзамен  по  математике  в  9  и   11   классах,  а также
    восстановить устный экзамен по геометрии;
  • законодательнозакрепить   сохранение   возможности   углубленного   изучения
    математики в 8-11-х классах, включая его повышенное финансирование.
  1. Съезд считает необходимым:
  • развитиесложившейся   системы   работы   с   одаренными   детьми   в   области математики  —  движения   энтузиастов:   ученых,   преподавателей   вузов,   учителей   школ,
    руководителей кружков;
  • сохранение духа математических олимпиад как праздников творчества и науки;
  • создание системы государственной поддержки работы с одаренными детьми на
    федеральном уровне;
  • обеспечениевнимательного  подхода  к детям,   обладающим  ограниченными
    возможностями здоровья.
  1. При введении новых учебников по математике Съезд считает необходимым:
  • проведение их компетентной общественной экспертизы;
  • проведениепродолжительной   и   массовой   их   апробации,   предшествующей
    замене на них грифа «допущен» грифом «рекомендован».

Съезд отмечает большую работу по качественной экспертизе учебников математики, проделанную комиссией Российской академии наук.

  1. Съезд:
  • подтверждает востребованность инициативы МГУ имени М.В. Ломоносова
    по проведению Всероссийских съездов учителей-предметников на регулярной основе;
  • постановляет созвать следующий Всероссийский Съезд учителей математики
    через 3-5 лет и поручает Организационному и Программному комитетам настоящего Съезда провести для этого необходимую подготовительную работу;
  • обращается к МГУ имени М.В. Ломоносова с предложением стать одним из
    координаторов всестороннего обсуждения хода модернизации школьного образования в
    рамках программы «МГУ — школе».

 

  1. Съездпризывает   всех   математиков   России   принять   активное   участие   в
    открытом обсуждении «Закона об образовании» и выразить свою профессиональную и
    гражданскую позицию.
  2. Съезд обращается с предложением к Московской Городской Думе рассмотреть
    вопрос об увековечении в Москве памяти автора первого учебника математики России
    Л.Ф. Магницкого.
  3. Съездприглашает   педагогические   и   методические   издания,   а   также   все
    средства массовой информации к сотрудничеству в распространении идей и документов
    Съезда   в   учительской   среде,   а   также   к   обсуждению   предложений   по   реальному
    позитивному реформированию отечественного математического образования.
  4. Съезд поручает Организационному комитету Съезда опубликовать настоящую
    Резолюцию в сети Интернет и профильных изданиях, а также подготовить и издать все
    материалы Съезда в электронном и печатном виде.
  5. Съезд поручает Организационному комитету Съезда направить настоящую Резолюцию во     все     образовательные    учреждения     России,     органы     управления образованием  субъектов  Российской  Федерации,   Министерство  образования   и   науки  Российской    Федерации,    Правительство    Российской    Федерации    и   Администрацию Президента Российской Федерации.

Председатель Программного комитета Съезда

профессор                                                                                    И.Н. Сергеев

Секретарь Съезда                                                                            И.Ю. Самоненко

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал