Шевкин А.В. Хорошая традиция
21.08.2004 Хорошая традиция
Состоялся рабочий телефонный разговор с дочерью Михаила Николаевича — Екатериной Михайловной. Просил о помощи в работе над восстановлением истории интерната. Буду ждать установления контакта через электронную почту. Оказалось, что у Михаила Николаевича было несколько книг, поэтому Екатерина Михайловна не сразу поняла, о какой книге мы говорим. Подтвердилась информация о награждении Михаила Николаевича высшей наградой СССР — орденом Ленина именно за работу в нашем интернате.
Поздно вечером сделал приятное открытие в своем неупорядочном архиве, в который давненько не заглядывал. Нашлось много интересного, по большей части очень личного.
Вот заявление моей матери с просьбой принять меня в 1-й класс интерната (1958), вот мои ведомости оценки знаний с 1 по 6 класс, характеристики за 1, 3, 4, 8 классы, пять машинописных поздравлений с праздниками из интерната. Помню, что у мамы были еще поздравления на открытках — теперь, видимо, утеряны. Ее поздравляют и сообщают ей о моих успехах. Поздравление с окончанием 1 класса подписано самим М.Н.Максимовским.
Чувствую, что поздравления расходятся с характеристиками, которые писались для служебных целей. В характеристике за первый класс я такой, как есть. Учитель или воспитатель, работающий со мной, должен был иметь объективное обо мне представление.
«…Саша воспитывался в детском саду, но характер у него вспыльчивый, грубый. Мальчик часто ссорился с коллективом, ни с кем не дружит.
На уроках любит болтать, отвлекает других.
Саша любит читать, рассказывать всё, но не любит умываться, приходилось просто заставлять его.
Учебники и тетради у него грязные, трудиться он тоже не любит, спальни убирал на тройки.
Организаторских способностей у мальчика нет, но учиться может на «4» и «5».
Переводится во 2-ой класс.
23 мая 1959 г.
Учительница Евдокимова».
Уверен, что тысячу раз права моя первая учительница Валентина Ивановна. Она была достаточно терпелива, но иногда «срывалась» — качала головой и с улыбкой говорила: «Ох, “сарафанное” радио!» Помню, что это меня обижало, и я умолкал.
А в поздравлениях я другой. Вот Михаил Николаевич подписал напечатанный под копирку на листке с угловым штампом интерната текст, в котором от руки Валентина Ивановна вписала мою фамилию и имя.
«…С радостью сообщаю Вам, что Ваш сын Саша закончил 1958-59 учебный год с хорошими успехами в учебе при отличном поведении».
Как я теперь понимаю моих наставников! Они знали и понимали мои проблемы, фиксировали их для себя, но верили в меня и давали мне шанс стать лучше. Поздравления и поддержка приходили в конце каждой четверти. Каждый раз это придавало сил, хотелось с новой четверти быть таким, чтобы мама опять получила поздравление.
Вот вам маленькая деталь педагогической технологии школы Максимовского. А какой результат! Вот моя же характеристика в конце 4 класса (окончание начальной школы). Она тоже для служебного пользования, без прикрас, с критикой недостатков, но все же…
«Саша в школе-интернате учится четвертый год. Учится на отлично. Мальчик очень активный. Был командиром класса. Обязанности выполнял хорошо. Этот ученик всесторонне развитый. Увлекается рисованием, пением, участвует в самодеятельности, везде имеет успехи. Мальчик много читает. Оказывал помощь слабым учащимся.
Всегда опрятным ходит, бережет свои вещи. Любит труд, умеет трудиться. Мальчик ласковый.
Мать постоянно заботится о нем, положительно на него влияет. Мальчик здоров и весел.
Несмотря на все свои преимущества, мальчик требует осторожного и внимательного подхода к нему, болезненно переносит критику. Любит быть во всем первым. Иногда уже и зазнается. При осторожном подходе к нему он может быть и хорошим товарищем для ребят.
19/V-62 г.
Воспитатель А.Селиванова».
В моем неупорядоченном архиве нашлась половинка титульного листа подаренной мне когда-то книги. Э.Цюрупа. Олеша. Повесть. К ней тетрадными скрепками аккуратно прикреплен листок с надписью: «Ученику 3а класса Шевкину Александру за хорошие успехи и примерное поведение в 1960-61 учебном году.
Директор школы: Максимовский».
Эти два листочка — все, что я сумел сохранить после того, как моя малолетняя сестра, не понимавшая, естественно, какое значение для меня имеет эта книга, привела ее в такой удручающий вид, что я сохранил от нее только то, что сохранил. Помню, что я сильно расстроился, увидев окончательно растрепанную книжку. Но сохранил самое дорогое для меня — память о том, что меня наградили в далеком 1961 г., что книжку подписал мой любимый директор Михаил Николаевич Максимовский.
Поздравлять родителей и награждать ребят книжками за успехи — это была хорошая традиция интерната того времени. Работа с ребятами «на перспективу», с постоянной поддержкой и мотивацией их положительных устремлений — вот ключик, с помощью которого школа Максимовского находила подход к ребячьим душам.
Сколько всего вспоминается из интернатской жизни того времени… Теперь я сам работаю в школе… Задаю себе вопрос: а всегда ли ты так внимателен к личным качествам своих учеников, всегда ли ты стараешься поддержать их, дать им шанс? И отвечаю: я стараюсь.