Школа (статьи)

Birman

Звонок через 21 год после выпуска  

В 10 часов вечера 6 марта 2005 года раздался телефонный звонок:

— Здравствуйте, это Александр Владимирович?

— Здравствуйте, я вас слушаю.

Незнакомый мужской голос представился:

— Это ваш ученик, который не опоздал к своему успеху.

— Извините, но я не узнал.

— Может быть, вы меня совсем не помните, это Лёня Бирман, я звоню из Америки.

— Боже мой, Лёнечка, как я рад, что ты нашелся!

 

Лёня — это наша классная достопримечательность, это всегда невозмутимо улыбающийся, исключительно добрый и внимательный мальчик, который имел неповторимую особенность: он хронически опаздывал. Он просто физически не мог придти на урок вовремя. Большой любитель математики, занимательных задач, участник всяких олимпиад. Это был мальчик неважного здоровья, с внутричерепным давлением, ему никак не удавалась самоорганизация. Мы по-доброму подшучивали над ним, а он никак не мог справиться с этим своим «недугом». Разве такую колоритную личность можно забыть…

— Александр Владимирович, а вы помните, когда я входил в класс, все вставали! Помните ли вы, что в мой выпускной альбом вы написали пожелание: «не опоздай к своему успеху»? Так вот, мне приятно вам сообщить, что я не опоздал.

Далее Лёня рассказывал о своём отъезде из СССР в 1990 году, о восьми годах жизни в Израиле, о теперешней жизни в США. Он помнит всё, он считает, что обучение в школе дало ему больше, чем обучение в институте, он говорил много интересного — этого я передать не могу и надеюсь, что он сам всё подробно опишет. Скажу только, что Лёня был верным моим учеником с 4 по 10 класс. Даже тогда, когда в школе открыли первый физматкласс, «параллельный» нашему 9 Б. Он оказался одним из тех, кто не пошел учиться к более опытному учителю — Игорю Константиновичу Варшавскому, а остался учиться у меня. Это было для меня сильным стимулом, я понимал свою ответственность перед ним и другими ребятами, старался подготовить их как следует к конкурсным испытаниям.

Лёня «срезался» на устном экзамене в физтехе на несложной задаче, которую он решил на обратном пути домой. Задачка была такая.

Дана треугольная пирамида, все грани которой правильные треугольники. Из точки M, взятой внутри пирамиды, провели четыре перпендикуляра ко всем четырем граням пирамиды. Докажите, что сумма длин этих перпендикуляров не зависит от выбора точки внутри пирамиды.

Помню, что, рассказывая о своей неудаче на экзамене, Лёня сокрушался:

— Как же я мог забыть? Мы же с вами решали аналогичную задачу, только для плоскости:

Дан правильный треугольник. Из точки M, взятой внутри треугольника, провели три перпендикуляра к его сторонам. Докажите, что сумма длин этих перпендикуляров не зависит от выбора точки внутри треугольника.

Лёня поступил в автодорожный, переехал с родителями из нашего микрорайона. Потерялся из виду, а потом я узнал, что он выехал за границу.

Какое же это счастье для учителя через много лет узнать, что твой ученик тебя помнит, что его жена Аня, которая, конечно, в глаза меня не видела, знает меня почти как родного, что Лёня только вчера наткнулся на сайт школы, нашел мой сайт, читал материалы о встрече одноклассников в мае 2004 г., очень сожалеет, что не смог побывать на этой встрече одноклассников, что почти не спал ночь перед этим телефонным звонком.

Он удивился, что я еще работаю в родной школе, разыскал мой телефон и звонит, чтобы сообщить, что он часто вспоминает меня, годы учебы в школе…

Очень надеюсь, что Лёня напишет что-нибудь о своей жизни, а пока передаю от него привет всем его одноклассникам 1984 года выпуска.

Прилагаю Лёнину фотографию, на обороте которой написано:

«Дорогому и любимому учителю от Лёни. 27.06.84. Бирман».

Встреча через 22 года  

В июне 2006 года мне опять позвонил Леня Бирман. На этот раз из Москвы. Он приехал на несколько дней повидать многочисленных родственников. Леня очень хотел побывать в школе. Договорились о встрече. В назначенный день зовут меня учителя: «Александр Владимирович, это к Вам». По школьному коридору с огромными букетами цветов шли три человека: Леня, его мама и дочь. Это была трогательная встреча через 22 года после выпуска. Зашли в мой пустой кабинет, из которого для школьного экзамена были вынесены все парты, посмотрели бывший 21-й кабинет на втором этаже школы — когда-то я в нем учил Леню математике. Там на доске до сих пор сохранилась координатная ось, которая вряд ли помогает теперь учащимся изучать английский язык. Потом пошли в школьный музей. Он только что открылся, смотрели альбомы фотографий учителей и учащихся прошлых лет. Новые экспонаты музея — спортивные трофеи школы, действующую модель подводной лодки и многое другое.

Потом зашли в книжный магазин около школы и купили мои некоторые книжки для Ирис. Процессия с огромными букетами цветов шла до самого моего дома, где мы расстались, договорившись о встрече через пару дней.

Леня Хотел приехать ко мне домой с женой Аней и дочерью Ирис, но Аня в тот день посещала кого-то из своих родственников и Леня приехал ко мне с дочерью.

Это были полдня задушевных разговоров, мы решали с Ирис текстовые задачи. Кстати, она очень хорошо говорит по-русски. Ирис пела песни из советских кинофильмов и мультфильмов. У нее совсем недетский голос необыкновенной силы. Она удивительно чувствительна и эмоциональна. Ей очень понравился наш кот Федор, с которым она занималась все время, свободное от задач и пения.

Всех наших разговоров не передать. Общее впечатление таково: мой ученик удивлен тем, что в России делают с образованием и с наукой, как в России (это при ее богатсвах!) обошлись с учителями, врачами, пенсионерами.

День пролетел незаметно, а вечером мы расстались. Надеюсь, не на 22 года.

 

  

На фото июня 2006 года Бирман Л. с дочерью Ирис.

 

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал