Включайте голову — это обучение из компьютера!
Коллега Муравин Г.К. прислал мне видео урока репетиторши из Ютуба с вопросом: «Как это тебе?». Я посмотрел и посчитал необходимым отреагировать, так как увидел в этом ролике будущее, которое нам готовят обучение в МЭШ, РЭШ и вообще в электронной школе.
Всякий желающий — умеющий и не очень — может попробовать себя в роли учителя. Известно же, что учить и лечить умеют все!
Уверенная в себе и в неотразимости своего метода обучения дама разобрала решения нескольких заданий из ЕГЭ. Её речь преизобилует жаргонизмами вроде «несём эту штуковину и подставляем сюда» или «Что это за штука? – надо сначала её составить, а потом уже вы её вычислите». Я ждал в напряжении, что она дойдёт до «эту фигуличку умножим на эту хреновену» — на этот раз обошлось Дама хочет быть ближе к народу, но позволив себе такой стиль речи, она массово допускает оговорки, неточности и ошибки (производная от e остается e).
В первом задании она предлагает делить на 53 + x, не делая оговорки про то, почему это деление возможно. Такое обучение и невнимание к выражению, на которое мы делим — оно не должно быть равно 0, приведут к тому, что слушатели будут с тем же успехом в другой задаче делить на 3 + x, не думая о том, что при x = –3 этого делать нельзя.
В другом задании дама заявляет: «Все прекрасно знают, что когда мы ищем наибольшее и наименьшее значение функции, тут надо взять производную». Но задание, которое она разбирает, допускает более простое решение с выделением полного квадрата.
При просмотре видео можете насладиться тем, как самоотверженно дама преодолевает трудности, которая сама и нагородила. Она говорит: «Можно включить голову и определение логарифма вспомнить», но так и не объяснила, почему производная положительна на одном интервале и отрицательна на другом, как не сравнила ex – 3 с нулём.
Ещё один «шедевр» от дамы из Ютуба – её способ вычисления площади закрашенной фигуры при условии, что сторона клетки равна 1 (рис. 1). Она зря не довела до числового результата первый способ вычисления площади фигуры через половину произведения его диагоналей на синус угла между ними. Ответ 1 пригодился бы для сравнения результатов вычисления разными методами.
И здесь дама мужественно уклонилась от более простого решения, а мы не будем этого делать. Давайте проведём диагональ внутри этого четырёхугольника. Она разобьёт его на две равные части, имеющие равные площади (рис. 2).
Вычислим по клеткам половину площади данной фигуры как разность площадей четырёхугольника (закрашен двумя цветами) и прямоугольного треугольника розового цвета: 0,5 + 2 + 1 – 0,5*3*2 = 0,5. Площадь данной фигуры в два раза больше, она равна 1. Рис. 1 Рис. 2
При разборе этого задания дама «палила из пушек по воробьям». Полезно, конечно, повторить много математики при решении простой задачи, но цель то у нас другая – научить школьников наиболее простым решениям простых задач.
Вот теперь посмотрите это видео и на будущее учтите: не всё, что есть в Интернете, надо принимать за чистую монету, надо иногда «включать голову» и понимать, что желающих покрасоваться в качестве учителя очень много, но не всем им хватает опыта и мудрости, чтобы вести себя достойно в роли учителя, не все такие желающие обладают хорошей квалификацией — это дело наживное, но, что главное, не все они самокритичны.
Теперь посмотрите.
https://www.youtube.com/watch?v=yIZMOVKPLJw&t=1s