Выпускной экзамен 1999 года. Весь спектр программ
Рассмотрим полный набор первых вариантов выпускных экзаменов по курсу алгебры и начал математического анализа в 1999 г. Это тот год, когда ещё разработчики ЕГЭ спорили о его названии.
Теперь многим кажется, что до ЕГЭ никаких экзаменов по предметам сдавать не надо было. Даже руководитель профильного Комитета Госдумы В. Никонов сказал: «Надо людей настраивать на высокие планки, а не на то, что можно просто отучиться, а потом не сдавать никаких экзаменов. Экзамены — это хороший способ стимулирования тяги к знаниям и повод лишний раз прочитать учебник».
Возможно, высокий чин имел в виду, что отмена обязательного ЕГЭ может привести к отмене экзамена на выпуске из школы, но никто этого не предлагал. Для меня так и остался загадочным смысл сказанного — про лоббирование сохранения ЕГЭ в прежнем статусе понятно, но про альтернативу — или полное незнание ситуации и истории вопроса, или непонимание того и другого. И то, и другое прискорбно.
Давайте посмотрим варианты государственного выпускного экзамена, для каждого из которых давалось указание: Отметка «5» ставится при верном выполнении любых пяти заданий.
Напомню, что в те годы в школах было много учащихся, которые не напрягались в учёбе, система образования с гарантированной «тройкой» даже в случае демонстративного безделья ученика тому способствовала. Один ученик спросил в интернете: «Чем грозит единственная 2-ка в 11 классе за первое полугодие? Что со мной сделают, и выгонят ли из школы?». Ему ответил знаток (вып. около 2005 г.).
Учитель должен был умудриться и такого ученика научить решать три задачи из предложенного списка, поэтому не стоит удивляться простоте заданий. Это выпускной экзамен для всех, кто не выбрал углубление по математике. И уж тем более это не вступительный экзамен.
Но в те годы был проведён забавный эксперимент, который можно было бы озаглавить так: «Даёшь всю школьную математику за 3 недельных часа!» Это направление обучения называли гуманитарным, это было гуляние по саду математики: «Посмотрите направо — это перпендикуляр, посмотрите налево — это производная». Были даже учебники по курсу математики, победившие в конкурсе учебников министерства. Но «гуманитарии» должны были что-то знать и уметь из того, что проверялось на экзамене.
Итоги эксперимента публично не обсуждали, но после первого выпуска с усечённой математикой эксперимент закрыли.
Математические классы, по-моему, были немногочисленными, им хватало способных и мотивированных учащихся и хорошо подготовленных учителей.
«Реформа» школы ввела понятие «профильные классы». Они были более многочисленными, школам было выгодно повышать свой статус за счёт таких классов, но с мотивированными школьниками и с хорошо подготовленными учителями было уже сложнее.
В 1999 году проводился экзамен по программе обучения в вечерней школе. Про это направление обучения сейчас как-то «глухо в газетах пишут».
Завершаем обзор экзаменов по разным программам обучения экзаменом в школах-экстернатах.
Используемая литература
1. Математика в школе, 2000, № 1.