Вебинар «Арифметические способы решения текстовых задач — в учебниках, в ГДЗ, на экзаменах
Информация о вебинаре для учителей математики г. Орла
(со ссылкой на запись вебинара)
С дополнением о статье М. Лемуткиной в «Московском Комсомольце» о катастрофе математического образования.
Сегодня состоялось моё выступление (вебинар) для учителей математики г. Орла. Вебинар был давно запланирован, за прошедшее время я немного изменил название презентации, добавив решения задач из учебников для 5-6 классов с сайта ГДЗ.РУ.
Должен признаться, что я больше люблю выступать перед учителями, которых вижу, реакцию которых чувствую, но от вебинара не отказываюсь. Недостаток вебинара, кроме прочего, заключается в том, что его время жёстко ограничено, а рассказать хочется очень много — отсюда торопливая манера изложения материала, приводящая к оговоркам, некоторые я поправлял по ходу выступления, но остались оговорки, которые я заметил уже тогда, когда ничего поправить не могу.
Поскольку я выступаю по очень подробной презентации, которую учителя могут скачать, то я не сильно расстраиваюсь. Отдельные кадры презентации учителя могут использовать в своей работе в том неспешном темпе, который подходит их учащимся.
На момент выпуска новости на моём сайте вопросы от учителей г. Орла до меня не дошли, поэтому можно расширить географию обсуждения услышанного. Если у вас возникли вопросы, то напишите по адресу: avshevkin@mail.ru — я обязательно отвечу на вашу почту, а самые интересные вопросы обсудим на этой странице.
Ссылка:
Вебинар 27.03.2019 для учителей Орла.
https://events.webinar.ru/12290983/2002551/record-new/2041565
В дополнение к моему сообщению о вебинаре в МК появилась статья Марины Лемуткиной
«Треть российских девятиклассников не знают математику: эксперты заговорили о катастрофе».
Приведу из неё только задачи, которые плохо решают школьники.
Возьмем, к примеру, задачки на движение. Для пятиклассников это задание выглядит так: «Лиса Алиса и Кот Базилио вышли одновременно навстречу друг другу. Расстояние между ними 18 км. Кот Базилио шел со скоростью 3 км/час, а Лиса Алиса — 6 км/час. Через сколько часов они встретились?» И ответить на этот вопрос не могут 55% школьников!
Чуть лучше дела у семиклассников с задачкой о двух велосипедистах, выехавших навстречу друг другу из пунктов А и В, — 47%. А вот результаты девятиклассников, вышедших на финишную прямую Государственной итоговой аттестации, просто пугают. Там вычислить скорость течения реки с помощью рыболова, плывшего то по течению, то против него, не сумели 67% школьников! И это уже катастрофа. А также обильное поле жатвы для репетиторов. Особенно если учесть, что в среднем допускают ошибки при решении задач 46% наших учащихся школы.
А этот пассаж я прокомментирую.
Цепь неудач прослеживается до младших классов, — констатировал руководитель исследования по методике электронной школы «Знаника» Вадим Ковалев. — Если восьмиклассник не решает линейных уравнений, которые проходят в 5-м классе, то он впоследствии не будет решать и линейных неравенств. А это уже ОГЭ! Так что если в регионе 50% детей не справляются с математическими задачами, это уже серьезный вопрос к местной системе образования в целом!
Во-первых, в 5 классе учащиеся не «проходят» линейные уравнения, эта терминология ещё не используется, случай а = 0 в уравнении ax = b не рассматривается. Восьмиклассник потому и не решает линейные уравнения, что ему уравнения навязывают до того, как разовьют мышление и речь в работе с текстовыми задачами, до формирования более простого алгебраического умения преобразовывать буквенные выражения.
Во-вторых, вопрос о катастрофических результатах обучения я бы не адресовал местной системе образования. Я бы спросил «реформатора всея Руси» Ярослава Кузьминова: зачем это он угробил некогда успешное школьное математическое образование своими псевдореформами? Меня удивляет точность формулировки В.С. Черномырдина: «Нас никто не может упрекнуть в добрых намерениях». Он говорил о чём-то другом, но выдал совершенно точный эпиграф «реформам» Ярослава Кузьминова.
Зачем с рубежа веков математику урезали в часах во всех классах? Я про это писал в 1999 г., в 2002 г., далее везде… Особенно сильно урезали в часах математику в начальной школе — всё по теории: если подрываешь мост, то подрывай его опоры.
А теперь, как говорится, поздно пить «Боржоми», когда почки отвалились. Поздно вводить математические вертикали и горизонтали на руинах успешного математического образования страны. Вместо исправления положения, расчистки руин нам подбрасывают РЭШ-МЭШ. У «реформаторов» исчерпан кредит доверия, они поручают сообщить общественности про тесты вместо домашних заданий ни разу не педагогу мэру Москвы С.С. Собянину. Разумеется, дальнейший «цифровой» развал образования прикрывают заботой об учителях, освобождением их от рутинной проверки домашних заданий. Они будут собирать досье на каждого — «портфолио», а судьбу школьника в дальнейшем будут определять по тем же непрозрачным процедурам, как на конкурсе «Лидеры России», где победителями оказались «нужные» С. Кириенко люди.
Зачем надо было вводить ЕГЭ, ОГЭ, ВПР? Вводить тупиковый базовый уровень обучения, тем более ЕГЭ базового уровня? Теперь жизнь заставляет учителей не учить математике, а заниматься бесполезным тренингом на ответственные для школы и учащихся испытания на три буквы. На днях мне сообщили, что проведено ещё одно испытание «ни о чём» — на проверку того, чему мы не учим, в чём почти нет математики. Не помню, как это точно называется, но это в духе «навыков XXI века» Г. Грефа — проверка креативности мышления, что напоминает мне известный диалог:
— Больной перед смертью потел?
— Да.
— Это хорошо.
Наших исследователей интересует, было ли достаточно креативным умирающее мышление школьников… Поздравим себя! Цель «реформирования» российского образования «до основанья» достигнута. Не пора ли спросить за результат с организаторов разгрома образования?