Новости

«В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НЕТ ПРОБЛЕМ»

В конце апреля прошёл XI съезд союза ректоров, в работе которого принял участие президент страны. У руководителей вузов была возможность обсудить с главой государства проблемы высшего образования.

Стенограмма мероприятия опубликована (см. http://www.kremlin.ru/events/president/news/57367 ). Таким образом, мы имеем полную информацию о критических замечаниях, донесённых руководителями вузов до президента РФ. О форме и содержании этих замечаний и пойдёт речь ниже.

Президент в своём вступительном обращении к ректорскому корпусу много говорил об уже имеющихся достижениях и грядущих свершениях. Из конкретных недостатков гарант отметил ровно один, о чём сообщили все СМИ: низкий уровень защиты диссертаций аспирантами — всего 14% («А что делают всё это время остальные?»)

Чем занимаются остальные аспиранты — не вопрос. В первую очередь — работают, причём по большей части — не по специальности. Работают, чтобы прокормить себя и семью (стипендия аспиранта — 2 тыс. рублей). Поясним, что в аспирантуру поступают после 6 лет обучения в вузе, и там надо провести ещё 4 года. Понятно, что в этом возрасте сидеть на шее у родителей некорректно, мягко говоря. В таком режиме требовать от аспирантов значительных научных результатов сложно. Примерно так же учатся сегодня и магистранты. Во многих вузах занятия в магистратуре идут в вечернее время и субботние дни, чтобы «обучающиеся» физически могли на них присутствовать. Так нынче обучают «специалистов высшей квалификации».

Но в вопросе об аспирантуре есть ещё одна деталь, о которой явно не ведали референты, готовившие текст для президента. В советском прошлом аспирантура действительно была школой подготовки научных кадров, где главным результатом обучения являлась защита кандидатской диссертации. Но в последние десятилетия аспирантура деградировала вместе со всем образованием, что послужило поводом для её «реформирования». Теперь это всего лишь третья ступень «высшего образования» (после бакалавриата и магистратуры), средство «удовлетворения личных образовательных потребностей». От обучающихся в аспирантуре уже не требуют научных результатов, их задача — выполнять учебный план, а задача вуза — обеспечивать проведение соответствующих учебных занятий. Аспиранты теперь должны «сидеть на парах» (как обычные студенты). И если научные руководители ещё мотивируют их заниматься наукой — то это исключительно в силу инерции. Желающих (и способных) учиться на такой «третьей ступени» становится всё меньше и меньше. Если раньше в аспирантуру был традиционный конкурс, то теперь там зачастую недобор (в том числе и в академических институтах). И это притом, что число мест непрерывно сокращают.

Такова реальная картина. И по вопросу об аспирантуре произошла полемика между главой государства и выступившими на форуме ректорами. Вот слова В.А.Садовничего (президента союза ректоров, ректора МГУ):

«У меня вызывает тревогу, что аспирантура – это третья ступень образования, в отличие от того, что раньше это была школа подготовки научных кадров. И ведь задача учёбы в аспирантуре – воспитать учёного, погрузить его в среду, в научную школу, с тем чтобы молодой человек стал сразу же сам молодым учёным. И конечно, сейчас получилось, что мы потеряли качество подготовки аспирантов. Мы согласны с тем, что было сказано Вами. Есть разные пути улучшения этой ситуации. Но один из них, это моё мнение, я думаю, что надо бы вернуть аспирантуру в прежнее научное русло.»

Об аспирантуре высказался и ректор МВТУ им. Баумана А.А. Александров:

«Пропала мотивация у ребят, поменялись условия, и здесь же не деньги самое главное, хотя на 2 тысячи рублей не прокормишь семью. Но тут главное в другом – люди должны найти себя в научном коллективе, а не просто быть студентом какого‑то третьего или даже десятого уровня – почёта это не приносит, – а быть в научном коллективе.»

Можно ли из этих слов без приведённых выше разъяснений понять суть осуществленной Минобром вредительской «реформы» системы подготовки научных кадров? Сомнительно. Во всяком случае, президент РФ, судя по его заключительному слову, не понял. Едва ли в теме и министр образования Васильева, которая проблем высшей школы ещё не касалась.

Таков единственный пункт, где критическая позиция ректорского сообщества была высказана более-менее внятно (во всяком случае для тех, кто знаком с темой). Прочие «критические замечания» требуют расшифровки.

В.А.Садовничий:

«Разве можно полностью отказаться от преподавателя, наставника, особенно от его воспитательной роли? Ведь мы получаем от наших учителей не только знания, но и отрабатываем навыки педагогического труда. Мы перенимаем манеру изложения, приёмы и передаём это по наследству своим ученикам.»

– это критика бездумного перехода на электронные образовательные ресурсы.

А.А.Александров (он выступал на пленарном заседании как руководитель секции «инженерного дела»; обсуждение проблем образования проходило на форуме в пяти секциях):

«Здесь очень важно, чтобы были все образовательные траектории: и техник со знаниями инженера, когда он будет эксплуатировать уникальный станочный парк, это должны быть и бакалавры, которые могут руководить производством на своём уровне. Это должны быть магистры, которые могут вести исследования на мировом уровне. И это обязательно должны быть специалисты-разработчики, это самая тяжёлая инженерная профессия.»

– а это критика болонской системы, сильно завуалированная. То есть «вы всё правильно сделали»: бакалавры, магистры — это хорошо. Только ещё специалитет нам оставьте, без специалистов — никак.

Там можно и ещё кое-что найти в том же роде, если внимательно прочитать, но перейдём к последнему замечанию, весьма показательному.

Кроме уже названных двух ректоров в присутствии президента выступил А.В.Демидов, ректор Питерского университета дизайна (он возглавлял секцию «университеты и школа»). Прежде всего докладчик отметил, что «сейчас мы все уже привыкли к ЕГЭ». Мог бы сказать иначе: «ЕГЭ — это замечательно», но постеснялся. А затем стал подробно объяснять, как хороши вступительные олимпиады, которые позволяют поступать в вуз, минуя ЕГЭ.

«Перечень олимпиад школьников ежегодно утверждается Министерством образования и науки после детальной проработки и обоснования заявок на их проведение, а также очень серьёзного контроля всех этапов проведения олимпиад.»

— это реверанс в адрес Минобра, для ректора совершенно необходимый.

«В олимпиадах принимают участие свыше 2 млн. школьников.»

«Мы, ректоры, убедились, что те, кто зачисляется в вузы как победитель или призёр олимпиады, – это самые настоящие звёздочки. Пусть у них не всегда получается учёба сразу по всем предметам, но реальный талант по профильному направлению у таких студентов, безусловно, есть. Если даже в ближайшем будущем каждый десятый из зачисленных в вузы будет победителем или призёром олимпиадного движения, для вузов это серьёзно и значимо.»

Поясним, о чём идёт речь, на конкретном примере. Одна из самых массовых математических олимпиад — ОММО (объединённая межвузовская математическая олимпиада), ориентированная на инженерные специальности. Заочный тур этой олимпиады (он необходим по регламенту, утверждённому Минобром) — пустая формальность, равносильная регистрации. А очный тур проходит в стенах университетов разных городов (в начале февраля) как обычный прежний вступительный экзамен, на который приезжают тысячи ребят со всей страны. Они пропускают занятия в школе, им не предоставляют общежитие, они приходят на олимпиаду сразу с самолета или поезда (если удаётся подгадать расписание) или после ночёвки неизвестно где. И такая форма поступления очень востребована. (До сих пор дети не осознали всех благ ЕГЭ, который можно сдать в родной школе и после этого «поступать в любой вуз».)

Диплом призёра ОММО в нынешнем году вручали за 4 решённые задачи из 10 (в прошлом году для этого требовалось 5 задач), причём это задачи не бог весть какой сложности. Такой диплом эквивалентен 100 баллам ЕГЭ по математике или просто даёт право поступления вне конкурса. Эти 4 первичных балла из 10 хорошо характеризуют и уровень коррупции в олимпиаде («маловато будет» для настоящей коррупции), и общее состояние школьного математического образования. Потому что даже такие призёры ОММО («звёздочки», как их назвали выше) существенно превосходят средний контингент, что приходит в инженерные вузы по ЕГЭ.

Почему же Демидов столько внимания уделил вступительным олимпиадам? А это эзоповская критика планов Минобра по сокращению олимпиадного движения. Васильева уже неоднократно говорила о том, что многие ребята «честно сдают ЕГЭ», а когда приходят в вуз, там уже «почти все бюджетные места заняты олимпиадниками».

Благодаря вступительным олимпиадам наше образование ещё и держится в какой-то мере на плаву (см. https://vk.com/wall-62604527_13939 и https://vk.com/wall-62604527_12040 ), и ректоры в этом важнейшем вопросе решили таким способом заручиться поддержкой президента. Только поймёт ли, услышит ли? Ведь «борьба с коррупцией» сегодня — важнейшая политическая тема (мы не случайно упомянули о ней выше), а Кравцов и Васильева объясняют свой «наезд» на олимпиады исключительно желанием «покончить с нечестностью».

Показательно, что в адрес массовой школы ни одного доброго слова сказано не было. Выступавшие отметили наличие ряда замечательных школ. Их даже перечислили поимённо, что теперь уже стало совсем не трудно. И снова говорили о том, что вузам надо создавать университетские гимназии и лицеи, словом, заменять школьного учителя. Хотя все возможности в этом направлении уже использованы на 100 процентов с лишним. В университетах нарастающий кадровый голод, там свой образовательный процесс временами обеспечить некем. В частности, качество проверки работ на упомянутых выше вступительных олимпиадах по этой причине падает с каждым годом.

В отечественной системе образования масса рукотворных проблем, которые структурированы и «разложены по полочкам» (см., например, https://vk.com/doc-62604527_458113949?dl=da8c3c57a4e7.. ). Ректор МГУ сообщил о разработке национальной системе рейтингования вузов, по которой в топ-100 вошли 13 российских университетов. Но он не сказал президенту, что согласно приказу Васильевой № 41 от 23 января нынешнего года (см. https://vk.com/wall-62604527_15796 ) качество образования в университетах «рейтингуют» ровно по двум позициям:

1.1. Средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных на бюджетные места.
1.2. «Удельный вес» (в процентах) обучающихся в магистратуре и аспирантуре в общем количестве обучающихся.

Иных «показателей качества» для Минобра сегодня нет, и это качество у нас соответствующее.

Президент говорил о необходимости прорывных технологий, что руководители вузов должны «смотреть за горизонт». Но этим руководителям сейчас самое время посмотреть под ноги, в частности, заглянуть в образовательный процесс собственного вуза. Вспомнить о преподавателях с нарисованной под майские указы президента зарплатой, главной функцией которых стало не обучение студентов, а приведение бумажной документации в соответствие с непрерывно меняющимися требованиями Минобра (ФГОСы, аккредитация и т. п. – см. https://vk.com/wall-62604527_17020 ). Вспомнить о нормативно-подушевом финансировании и далее по длинному списку.

«Прорывные технологии» – это хорошо. Но у высшей школы есть и рутинная повседневная задача: она должна обеспечивать народное хозяйство квалифицированными специалистами. Нормальными учителями, которым не страшно отдавать детей; врачами, чтобы без опаски можно было ложиться на операцию; работниками ЖКХ, пилотами, инженерами и т. д. У нас не должны падать самолёты и гореть дети в развлекательном центре. Все реалии нашей жизни жёстко определяются состоянием системы образования.

Сегодня многие связывают надежды на возрождение России с именем президента. Как бы в него одного упирается решение всех наших проблем. Встанем на позицию оптимистов. Глава государства пришёл на форум ректоров, чтобы из первых уст услышать о состоянии высшей школы. Что же он узнал? По сути — ничего: «власть всё делает правильно!»

Понять ректоров несложно. «Элита высшей школы» («элита» по зарплате, а не по уровню профессионального достоинства) опасается конфликтов с министерством. Поэтому реальной критики в адрес Минобра не было, лишь обтекаемые фразы с вилянием и подстраховкой. И с очевидным нулевым результатом.

В нашей истории бывали суровые времена, когда жёсткие лидеры подвигали народ на великие свершения. Каждый из них умел понимать и прощать ошибки. Но они сурово карали очковтирательство и лизоблюдство. В памятные годы все участники подобного форума имели шанс разом попасть на длительный внеочередной съезд где-нибудь на Колыме.

Однако сейчас карательные меры уже не помогут. Убрать недолго, а вот заменить не на кого. За многие годы проводимого Минобром «руководства» в вузах выстроена «система управления», состоящая из лиц такого же качества. Все прочие или изгнаны вон, или глубоко залегли на дно.

Опыт прошедших двух десятилетий показывает, что нынешняя «управленческая вертикаль» образованием управлять не может. Поэтому следует резко ограничить функции министерства, а полномочия в сфере подготовки кадров вместе со всей полнотой ответственности передать вниз.

Региональные вузы вместе с руководством области должны решать конкретную задачу – обеспечение кадрами своего региона. Центральные – думать о кадрах для страны (а не о рейтингах и показателях цитируемости) и вместе с правительством (дееспособным) решать проблемы их закрепления у нас, а не на Западе.

Сформулированная выше задача при отсутствии «указаний сверху» заставит нынешних ректоров-менеджеров повернуться лицом к коллективу (или им придётся покинуть вуз). Она же неизбежно возродит университетскую демократию как единственно возможный эффективный инструмент управления. Нацеленность на результат, а не на отчетные бумажки, оздоровит общую атмосферу и выдвинет новых реальных лидеров, которые смогут организовать и возглавить процесс возрождения.

В образовании кадры решают всё. У нас ещё есть настоящие профессионалы, придавленные сегодня бюрократическим гнётом. Они – единственная надежда на восстановление системы народного просвещения.

Источник. Группа ВКонтакте «За  возрождение образования» (получено по электронной почте).

Комментарий. Президент приехал к ректорам страны. Выступил. Из проблем высшей школы отметил только одну: не то, что она умирает под напором бюрократии, не то, что ужасает качество подготовки абитуриентов. Он отметил проблему 14 % защищающих диссертации аспирантов, которая является следствием двух первых проблем, нищенской стипендии аспиранта (целых 2000 р. в месяц!) и других причин.

Ректоры, как мне показалось, не особо старались обострить разговор о катастрофической ситуации, что понятно: одно неловкое слово — и ты не ректор.

Осталось непонятным: как будет выживать высшая школа, если всё оставить так, как есть? Во что она превратится?

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал