В США решили избавить математику от «белого расизма»
Тысячи американских преподавателей бьют тревогу: реформа математики в школах Калифорнии грозит превратить «продвинутый» штат в резервацию двоечников.
А в случае последующего внедрения по всей стране реформа и вовсе поставит крест на США как научной державе, утверждают они.
Низкое качество американского школьного образования в области формальных и естественных наук (т. н. STEM: science, technology, engineering and mathematics — наука, технологии, инженерия и математика), и калифорнийского в особенности, давно стало притчей во языцех. Но то, что власти «Золотого штата» задумали сотворить с собственными школами в рамках 800-страничного проекта «Калифорнийская математическая система» (California Mathematics Framework, CMF), поражает воображение.
Темнокожие и испаноязычные школьники не успевают по математике, и это их крайне огорчает, констатируют реформаторы. Поэтому давайте-ка резко упростим программу, чтобы ее мог освоить любой учащийся, перенесем алгебру в 9 класс и отменим продвинутые курсы для якобы одаренных.
А заодно сделаем математику социально справедливой, избавив ее от белого превосходства, продолжают авторы CMF. Это когда кто-то ошибочно думает, будто у арифметической задачи есть лишь один верный ответ, что ее нужно решать самостоятельно или что содержание урока определяет учитель, а не ученики.
«Да что же вы творите!» — стонет в ответ профессура и строчит открытые письма, предрекая Америке непоправимое отставание в науке. Этого сопротивления в Калифорнии пока хватило только на то, чтобы притормозить реформу: ее судьба окончательно решится в мае 2022 года.
Однако под прицелом «прогрессистов», продвигающих свои «преобразования» на деньги мизантропов, — не одна математика. Похоже, они и правда вознамерились отбросить США, а с ними и все человечество в Новое Средневековье — с тотальной безграмотностью пораженных в правах низов и безграничными возможностями новой суперэлиты.
Существует два открытых письма американских преподавателей точных наук, озабоченных планами реформаторов. Одно было составлено еще в июле 2021 года — под ним сегодня стоят 1210 подписей. Второе появилось в начале декабря и успело собрать 1470 подписантов. Письма критикуют реформу с разных позиций, поэтому стоит ознакомиться и с тем, и с другим.
Начнем со второго, более «математически ориентированного» письма.
Калифорнийская реформа CMF, говорят его авторы, нацелена на сокращение разрыва в успеваемости учеников. Но каким образом? За счет отмены продвинутых математических курсов во всей средней школе — таких, как «Русская математическая школа», например. Цель-то похвальная, но средство никуда не годится, добавляют преподаватели: вы просто усложните жизнь ребятам из бедных семей, поступающим в колледжи на STEM-дисциплины. Им будет трудно наверстывать упущенное, тем более в конкуренции с абитуриентами из-за рубежа.
Кроме того, вы планируете резко сократить часы на алгебру и матанализ в пользу «более справедливой» «науки о данных». Что это вообще такое? Судя по всему, на ее уроках будут изучаться «экселевские» таблицы, которые устареют раньше, чем кончится колледж. А ведь нынешние вызовы, стоящие перед математиками, как и столетия назад, требуют знания алгебры, а не «Экселя».
И в целом, хватит стричь детей под одну гребенку, призывают профессора. В школах должны быть разные программы математики, ориентированные на разных учеников, чтобы лучшие из них смогли полностью реализовать свой потенциал. Иначе вы увеличите неравенство, а не сократите его — особенно в сравнении с учениками частных школ.
Авторы более раннего письма идут дальше в своих рассуждениях.
Вы строите «дивный новый мир» на основе сомнительной идеологии, обращаются они к реформаторам CMF. Вы предлагаете вникать на уроках математики в экологические проблемы, развивать политическое сознание учеников и рассказывать им о вкладе в науку «исторически маргинализированных людей» — читай, небелых.
Вы прямо отвергаете идею о природном даре и не верите в таланты детей. Вы пытаетесь искоренить в математике несправедливость, но на самом деле лишь оскорбляете ребят с небелым цветом кожи. Ведь они, по-вашему, не имеют никаких способностей к точным наукам — поэтому-де курсы и не нужны! В общем, пожалуйста, сдайте назад.
Кому-то может показаться, что подписанты перегибают палку. Таковым следует ознакомиться с одной из программ, упомянутых в CMF, — она называется «Путь к равноправному обучению математике». Ее авторы прямо называют математику расистской наукой и требуют ее «деколонизировать».
Особенно поражают указанные там способы проявления «белого превосходства в математике». Эти «примеры расизма» стоит перечислить в полном объеме. Итак:
1. Перфекционизм (Perfectionism) — когда ошибка в решении задачи считается проблемой, а не возможностью.
2. Чувство срочности (Sense of Urgency) — учитель старается преподать весь материал, а для отвлечений на уроке нет времени.
3. Оборонительность (Defensiveness) — положение отстающих учеников не принимается в расчет.
4. Количество превыше качества (Quantity Over Quality) — учитель засыпает класс задачами вместо того, чтобы обсудить чувства, возникающие от них.
5. Поклонение написанному слову (Worship of the Written Word) — ценятся лишь утвержденная программа, письменный текст или опубликованная книга.
6. Патернализм (Paternalism) — учитель сам решает, что изучать на уроке, или думает, что вправе исправлять ошибки учеников.
7. Мышление «или-или» (Either/Or Thinking) — если ученик не получает хорошие отметки, значит это плохой ученик.
8. Концентрация силы (Power Hoarding) — учитель требует от учеников поднимать руку, прежде чем ответить.
9. Боязнь открытого конфликта (Fear of Open Conflict) — правильные ответы принимаются в расчет, ложные отвергаются.
10. Индивидуализм (Individualism) — математический пример должен быть решен самостоятельно, а не коллективно.
11. Только один правильный путь (Only One Right Way) — у задачи есть лишь одно верное решение.
12. Прогресс означает увеличение (Progress is Bigger, More) — чем больше примеров способен решить ученик, тем лучше.
13. Объективность (Objectivity) — вера в объективность математических формул, изучение предмета от простого к сложному.
14. Право на комфорт (Right to Comfort) — учитель не входит в положение ученика, не готов погружаться в политические проблемы.
Представленный «список грехов» практически без изменений кочует из пособия в пособие, посвященные «искоренению белого превосходства» в разных сферах американской жизни. Принципиальная новизна состоит в том, что он едва ли не впервые применен к математике.
Все это токсичное безобразие, по мысли «новаторов», должно уйти в прошлое. Как и, например, местоимения «он» и «она» в задачах — вместо них следует употреблять инклюзивно-гендерное «они», даже если подразумевается единственное число. А еще пятиклашки смогут решать задачки про 10-летнюю девочку-трансгендера…
Остается добавить, что программу «Путь к равноправному обучению математике» продвигает НКО Education Trust-West, чью материнскую компанию возглавляет Джон Кинг-мл., министр образования в кабинете Барака Обамы. А финансируется программа на средства Фонда Билла и Мелинды Гейтс. Того самого, который вкладывается в патенты на семена и синтетическую еду, создает корма из личинок и искусственное грудное молоко, выделяет сотни миллионов на ковид-тесты и вакцины.
Все выглядит так, будто сторонник планомерного сокращения численности населения Земли Билл Гейтс готов идти к этой цели не только через разработку прививок или монополизацию пищевых цепочек, но и с помощью тотального разрушения школьного образования — даже в США.
Кто-то может сказать: да гори она ясным пламенем, эта Америка! Ежели американцам так нравится терять из-за элементарных арифметических ошибок космические спутники стоимостью 125 млн долларов, жизни своих солдат на Ближнем Востоке и от 7000 до 9000 ежегодных пациентов, принимающих неверно рассчитанные дозы лекарств, то кто же в этом виноват?
Беда, однако, в том, что на Штатах этот «математический эксперимент» не остановится. Рано или поздно его попытаются провести и в России, чтобы освободить двоечников от «токсичности» фундаментального образования и «превосходства» учителей. И тогда мы прочтем в методичках «реформаторов» знакомые рецепты — про излишний патернализм, зашкаливающий перфекционизм и непомерное поклонение написанному слову…
Институт РУССТРАТ.
Комментарий. У нас тоже полно «специалистов», считающих, что ситуация, в которой «содержание урока определяет учитель, а не ученики» никуда не годится. А заботимся мы о комфорте слабого ученика уже более 50 лет, не выставляя ни под каким видом отметок за знания и умения, которых нет, ставим «тройку из жалости» (или из обязанности положительно оценить работу ученика — он же приходил зачем-то в школу). А чтобы было что оценивать, ввели компетентности. Вот предлагают ещё оценивать «готовность». Нет, тут нужна полная цитата из уже принятого ФГОСа (стандарта).
«Во ФГОС делается акцент на деятельностные аспекты достижения обучающимися личностных результатов на уровне ключевых понятий, характеризующих достижение обучающимися личностных результатов: осознание, готовность, ориентация, восприимчивость, установка».
Это всё написано для чего? Чтобы «учёность показать» или это будем как-то измерять и оценивать? Ведь стандарт не место для болтологии, если уж он кому-то и зачем-то нужен.
Да и уровень требований в стандарте снижен до неприличия: в математике 5-9 ни разу не требуется уметь хоть что-то доказать, только один раз требуется знать — признаки делимости. И то при углублённом изучении математики. А что же требуется? — Требуется владеть знаниями. Какими, — спросите вы. А теми, что дадут в виде официальной шпаргалки в ЧЕТЫРЕ страницы на ЕГЭ по математике — см. демонстрационную версию ЕГЭ-2022.
А «базовый уровень» ЕГЭ по математике (с задачами уровня 4-7 классов) введён для чего? — Правильно, для маскировки того факта, что многие выпускники у нас ничего не знают из математики 10-11 классов, они же не мотивированы работать целых два года, если знают, что от них на ЕГЭ потребуется мизер. А потом удивляемся тому, что у нас много молодёжи, не способной ни учиться, ни работать. Но это же плоды нашей «заботы» о комфорте слабых учеников! Вот вам задачи для 11-классников! Задания 2 и 3 из демонстрационной версии ЕГЭ-2022 (базовый уровень).
Да, кое в чём мы опережаем Калифорнию. Они только собираются вместо алгебры вводить «науку о данных» — таблицы, диаграммы, медианы, и прочее, а у нас эта наука уже занимает приличное учебное время в учебном курсе математики (5-6) и алгебры (7-9). А с каким восторгом говорил о задачах на «чувство числа» (см. задание 3) И.В. Ященко!
Они там в Калифорнии только собираются убрать сложные темы и курсы, а у нас в уже утвержденной программе введено «топтание на месте» — повторное изучение одного и того же материала несколько лет подряд. Об этом я уже писал. В курсе «Математика 5-6» половина геометрического материала повторяется в программе и для 5-го, и для 6-м класса. Как мне объяснили, это делается в интересах тех детей, которые «и в каске, и в танке», до которых очень сложно донести материал — ну чем вам не Калифорния? Много же родного и знакомого, уже реализованного и готовящегося к реализации у нас предлагают в Калифорнии.