Российское образование воспроизводит серость
Изречение «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» из русской народной сказки вспомнилось мне при чтении домашнего задания по геометрии, что мне прислали на днях.
Это фото с экрана. Задание из электронного журнала (номер школы и имя учительница не разглашаем).
Семиклассники должны были «решить и оформить задачи». Видимо, учительница составила их сама, за что её можно только похвалить. Но давайте посмотрим, что из этого получилось.
1. В равнобедренном треугольнике основание в три раза больше боковой стороны. Периметр треугольника равен 125 см. Найти стороны треугольника.
2. В равнобедренном треугольнике основание в два раза больше боковой стороны. Периметр треугольника равен 48 см. Найти стороны треугольника.
3. В равнобедренном треугольнике основание на 7 см больше боковой стороны. Периметр треугольника равен 22 см. Найти стороны треугольника.
Семиклассники «решили и оформили». Получили ответы.
1. 25, 25 и 75 см. 2. 12, 12 и 24 см. 3. 5, 5 и 12 см.
Всё бы ничего, но такие треугольники не существуют в природе, так как не удовлетворяют неравенству треугольника: любая сторона меньше суммы двух других сторон. Может быть, учительницу математики убедит моя неудавшаяся попытка построить треугольник со сторонами 25, 25 и 75 см?
Учительница молодая, до 25 лет. Успешно сдала ЕГЭ. Кого и чему она научит, если не знает элементарных фактов геометрии? А всё почему? — её учили не математике, а готовили сдавать ЕГЭ! Мы стремительно приближаемся к уровню Америки. Приведу один известный случай.
«В американский школьный тест десятилетиями входила задача: найти площадь прямоугольного треугольника с гипотенузой 10 дюймов и опущенной на неё высотой длиной 6 дюймов. Да минет нас чаша сия». (Из выступления академика В.И. Арнольда на Всероссийском совещании «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков» (Дубна, сентябрь 2000 г.).
Как видим, не миновала нас чаша сия. Правда, у нас пока ещё не вся страна и не десятилетиями так решает задачи на треугольники, но, как говорится, лиха беда начало!
Так начинается воспроизводство серости. Россия, из которой остроумно вымывают лучшие умы для укрепления науки и экономики Запада, отчаянно нуждается в обучении, нацеленном на достижение максимума для каждого ученика, не на места в международном рейтинге, не на ВПР-ОГЭ-ЕГЭ, не на ЕГЭ по математике базового уровня, который я считаю издевательством над учащимися и учителями.
Ориентация процесса в обучения на корявый минимум, который вот-вот зафиксируют в стандарте и про который защитники прежнего бессодержательного стандарта вопят, что это страшная перегрузка учащихся, это сначала гибель образования в России, а потом и гибель страны в недалёком будущем.
Молодые учителя могут ошибаться, не в ошибках дело, а в их уровне. Вот вам ещё один пример из моей коллекции (школа и учительница мне известны).
Учительница начальной школы исправила ответ ученицы на вопрос: «Где находится Эйфелева башня?»
— В Париже, во Франции, — написала ученица.
— В Испании, — поправила учительница красной ручкой.
Здесь и Интернет не помогает.
А ведь многие предупреждали о губительности ЕГЭ и его новой формы (с 2009 г.). Я тоже внёс свои «три копейки». Вот что я писал в 2008 году: «Если же проведенные изменения всерьёз и надолго, то это полная катастрофа школьного математического образования. Тогда неспособные к освоению школьного курса дети окончательно сядут на шею учителю. Им будет дан важный ориентир: «Не парьтесь, ребята! Научитесь типа решать 5 задач из списка и считайте, что вы как бы получили математическое образование». На таком общем уровне еще ниже упадет обучение в спецклассах, в вузах, упадет математическая наука».
Краткий комментарий к изменениям в ЕГЭ по математике
После этого ввели ещё и ЕГЭ базового уровня. В результате те, кого нам хотелось бы развить и научить на их максимум, окончательно сели на шею учителя со своим бездельем. Год назад меня поразила «блогерша», изображавшая волнение, когда узнавала свою отметку за ЕГЭ базового уровня по математике. Она получила «отлично» и тут же два раза на камеру показала неприличный жест своей учительнице, требовавшей от неё чуть большего — освоения программы обучения за 10-11 классы хотя бы на минимальном уровне.
Серая и агрессивная молодёжь потянулась в учителя. На днях первый канал показал начинающего учителя информатики, который на замечание опытных учителей разразился заявлением, распространённым в сети. «Обозленный на «взрослых» вчерашний студент в ролике заявил, что пока «эти бабки не сдохнут, все будет ужасно везде»… пользователи Сети назвали Бодулина «невоспитанным быдлом», «сопляком-малолеткой», а некоторые отметили, что с таким поколением учителей российскому образованию и врагов не надо».
Так что система образования России, ориентированная на минимальные требования к учащимся, начала воспроизводить серость. Бомба под образование России, да и под государство российское, уже заложена, часики тикают. Не понимаю, чего мы дожидаемся?