Новости

Указ о мерах по реализации государственной политики в области образования и науки

В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учётом требований инновационной экономики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:

внесение в июле 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования;

проведение до конца декабря 2012 г. мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений, предусмотрев при реорганизации таких учреждений обеспечение права обучающихся на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях;

разработку и реализацию до конца декабря 2012 г. мер, направленных на повышение эффективности единого государственного экзамена;

повышение до конца июня 2012 г. размера стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично»;

разработку к июню 2012 г. комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи;

утверждение в июле 2012 г. федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования;

осуществление к июню 2013 г. перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования, а также повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественно-научным направлениям (специальностям), предусмотрев при этом, что расчёт нормативов осуществляется с учётом особенностей реализации образовательных программ;

разработку и утверждение до конца октября 2012 г. плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров;

б) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области науки:

увеличение объёмов финансирования государственных научных фондов, а также исследований и разработок, осуществляемых на конкурсной основе ведущими университетами;

утверждение в декабре 2012 г. программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;

в) обеспечить достижение следующих показателей в области образования:

достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет;

вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов;

увеличение к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37 процентов;

увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70–75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета;

увеличение к 2020 году доли образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 3 до 25 процентов;

г) обеспечить достижение следующих показателей в области науки:
увеличение к 2018 году общего объёма финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей;

увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 процента внутреннего валового продукта с увеличением доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в таких затратах до 11,4 процента;

увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), до 2,44 процента.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) принять к сентябрю 2012 г. меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трёх до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях;

б) подготовить до конца ноября 2012 г. предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета;

в) обеспечить до конца 2013 года реализацию мероприятий по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.

3. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общероссийскими объединениями работодателей проработать до конца мая 2013 г. вопрос о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путём преобразования существующих учреждений начального и среднего профессионального образования в такие центры.

4. Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением учёных Российской академии наук и международных экспертов представить в декабре 2014 г. предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

7 мая 2012 года, 16:00

Источник: http://kremlin.ru/acts/15236

Наш комментарий. Итак, новый четвёртый, он же старый второй, президент в день инаугурации (прости Господи за это корявое слово), не успев отметить повторное восхождение на престол, а может быть, между здравицами в его честь, подписал заранее подготовленный указ. Мы не так наивны, чтобы полагать, что он сам писал текст этого указа. Посмотрим, что же считают важным для образования и науки люди, назначенные об этом думать. И, что немаловажно, это практически несменяемые люди, они ещё с первого восхождения В.В.Путина на престол так «пекутся» об образовании, что оно уже практически «спеклось».

В последние годы, месяцы и недели поступает всё больше сигналов о том, что их «забота» об образовании была даже чрезмерной. Да, верноподданных надо держать в подчинении, делать их управляемыми, но несменяемые люди ошиблись, посчитав, что для этого будет достаточно дебилизировать образование, чтобы носители такого образования всегда и везде чувствовали себя недоучками, не способными ни на что без мудрого управления руководителя — от непосредственного начальника до нацлидера. Чтобы они кожей чувствовали свою зависимость от управляющего.

Итак, что же такого важного нам сказали в указе президента об образовании и науке? Что нас ждет и как скоро?

Поскольку восхождение на престол оказалось трудным. Об этом было известно заранее — не случайно же уже подписанные законы (Ф83, например), решение о поднятии коммунальных платежей вступили в действие не в момент подписания, а вступят вот-вот уже после воцарения. Теперь на реакцию проголосовавшей «как надо» публики можно наплевать. Третий президент посоветовал нам расслабиться, так как это (тандем) надолго. А четвёртый президент (ещё до восшествия на престол) сказал: «После этого срока (третьего) я смогу работать еще следующие два… срока». Так что, следуя пожеланиям ДАМ и ВВП, нам предстоит расслабиться (и, может быть, кто-то даже получит удовольствие). А куда мы денемся? Власть взята всерьёз и надолго. Но этого надолго может не случиться, так как уж больно грозные сигналы поступают в последние годы, месяцы и недели. Приходится что-то предпринимать. В том числе, хоть это и противно власти, полезное для образования.

Итак, в самое удобное отпускное время — в июле — правительство внесёт в Госдуму закон об образовании. Понятно, что это антинародный закон. Иначе заботу о народе явили бы перед выборами, укрепив свою поддержку. Его вносят после выборов, когда поезд уже ушёл. Теперь будем переживать неприятности по мере их поступления.

В том же пункте 1а) находим разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Интересно отметить, что Концепция развития матобразования уже была разработана академией образования по лекалам реформаторов образования. Заметные её положения: отводить часов на математику надо меньше. Углублённого изучения математики не упоминать — ни в старшей школе, ни в 8-9 классах. Вместо этого велели говорить о построении профильной школы. Но песок оказался плохой заменой овсу. Об этом предупреждали думающие люди в начале 2000-х годов, но несменяемые люди их не слушали. Они «пилили» большие деньгм на разработке концепций, конкурсов и т.д и т.п., им бесплатные советы думающих людей были без надобности. И вот мы больше 10 лет плыли под их флагом… И приплыли.

Матобразование упало ниже критической черты, но никто не ответил за антигосударственную по сути деятельность в области образования, отбросившую Россию на десятки лет. Теперь нам те же люди ставят новые задачи, в том числе «догнать и обогнать Америку». Это я о пункте 1в) про вхождение наших пяти ведущих университетов в сотню мировых лидеров.

А до этого пункта будут совершенствовать ЕГЭ, чтобы он ещё надёжнее гробил образование, утверждать опять же в июле (пока все в отпусках) многострадальные стандарты, а к июню 2013 г. повсеместно введут нормативно-подушевое финансирование.

Вот и наступит момент истины. Лодка опять начнёт раскачиваться. Но возмущаться введением платного оказания образовательных услуг и разрушительных стандартов будет уже поздно.

Поздравим себя с дальновидной и разрушительной политикой партии и государства в области образования! Следующие реально полезные шаги в области образования придётся ждать только после смены власти, так долго и так настойчиво гробящей образование.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал