Учитель: дефицитная профессия?
На ОТР сегодня записана передача Учитель: дефицитная профессия? Её эфир 30.01 в 5.05, 17.05 и 22.05, а после эфира дадим ссылку на запись передачи, разместим фотографии.
Первоначально я объявил, что передача выйдет в эфир в день записи — это моя ошибка. Спутал с другой передачей ОТРажение, в которой я участвовал. Она вышла в тот же день.
Приношу свои извинения за суматоху.
А пока несколько слов о том, что это было, что поучилось сказать, а что не получилось.
Обсуждали: Дефицит учителей в школах России составляет в общей сложности примерно 150 тысяч человек, по мнению министерства просвещения. При том, что количество школьных учреждений сокращается, проблема нехватки школьных педагогов, по мнению экспертов, будет только расти. Что происходит у нас в школьном образовании? Кого и почему не хватает? Кто и зачем идёт в педвузы и куда «уплывают» их выпускники? Работают ли программы по привлечению новых квалифицированных кадров в школы и поможет ли новая система оплаты труда?
В студию я пришёл последним из шести участников — разминулись с шофёром у метро «Алексеевская» — там оказалось две «Шоколадницы» и два офиса Сбербанка, а встретились на том месте, где я стоял до того, как отправился на место встречи по указанию шофёра. В студии было одно знакомое лицо: ректор РГПУ им. А.И. Герцена — Богданов Сергей Игоревич, я пожал его мужественную руку и поблагодарил его за текст «СЛОВО РЕКТОРА».
Слово ректора в защиту учителя и педагогического образования
Нам подключили микрофоны и пошла запись. Я подготовил много материала, заранее понимая, что доведётся сказать 10 % из моей заготовки. Не расстраиваюсь — таков закон жанра. Заранее не известно, на какой теме, в каком её месте тебе предоставят слово. Пока нет эфира, размещаю мой текст.
Поскольку мы говорим о профессии «учитель» и учителях, о дефицитах: в количестве учителей, особенно молодых, в их профессиональной подготовке и т. п., я бы хотел обратить внимание на то, что сегодня с нами в студии единственный известный мне ректор российского вуза — РГПУ им. А.И. Герцена — Богданов Сергей Игоревич, давший отповедь проректору Федотову из РАНХиГС, заявившему на Петербургском экономическом форуме (июнь, 2019): «Хочу сказать, что насколько у нас прекрасные, желающие изменяться школьники, ровно настолько же отвратительные учителя, которые загнаны в чудовищные рамки». Забавно, что первая часть фразы — мнение экономиста не о своём предмете, а вторая — признание вины идеологов и проводников реформы образования в стране. Позвольте мне от имени «загнанных учителей» поблагодарить Сергея Игоревича за его «СЛОВО РЕКТОРА».
Я знаю, чем отвратительны учителя для этой реформаторской братии. Уже скоро 30 лет как они держат удар и не ломаются под напором днепровых, филипповых, ливановых, асмоловых, кузьминовых и пр. — несть им числа. Ну не хотят эти непокорные учителя становиться тьютерами, коучами и прочими официантами при ученике – барине. Не хотят с полотенцем на руке стоять за спиной у потребителя и заказчика образовательной услуги. Не хотят по щелчку пальцев заказчика спрашивать: «Чего изволите-с?» Вот чем вызвана лютая злоба реформаторов образования: жизнь проходит, они же могут не увидеть плодов своих разрушительных усилий, могут не дождать ситуации «до основанья…» Вот и весь сказ.
О зарплате учителя
На рубеже веков академик Владимир Игоревич Арнольд писал: «Крайне отрицательно “реформаторы” отнеслись к моим словам о необходимости повысить зарплату учителям. По их мнению, “это только закрепило бы нынешнюю оккупацию школ малокомпетентными старушками”».
Реформаторы сами устроили отрицательный отбор, заставив сильных и амбициозных учителей, способных реализоваться и в другой профессии, уйти из школы. Так кому предъявить претензии за содеянное? — Неужели учителям? Утверждаю: реформаторы приложили руку к снижению уровня квалификации учителей. Не утверждаю, что это была их цель, я утверждаю другое: если они «хотели как лучше», то им не хватило ума предвидеть последствия своего вмешательства в систему образования.
Как учителя теряли квалификацию, мне рассказал бывший руководитель сельского района Саратовской области на примере учителей физкультуры: «Ещё в 2000-х к нам приходили из институтов работать в сельскую школу хорошо подготовленные спортсмены, ставили спортивную работу, секции, соревнования… Получив в первые месяцы работы свои мизерные зарплаты, многие из них собрались и уехали. Теперь физкультуру у нас часто ведут учителя других предметов. Отсюда проблемы: начиная со здоровья детей, уровня подготовки допризывников и до ухудшения демографической ситуации в стране — нездоровые родители дают нездоровое потомство, если дают. Ни кружков, ни секций, ни коня на уроке физкультуры нет. Аналогично падает уровень профессионализма и по другим школьным предметам».
Обрушение системы повышения квалификации учителей
Институты усовершенствования учителей переименовали в институты развития образования, назвали как-то ещё, но в этих новых институтах не всегда есть ставка методиста-математика.
Тверь. Бывший областной ИУУ. Апрель 2019 г. Здесь методистов по предметам нет с 2010 г.
— Простите, а как же вы проводите курсовую переподготовку, не имея профильных специалистов?
— Так и проводим. У нас есть внештатные сотрудники.
Так отреформировали институт усовершенствования учителей, что поговорить по своему предмету не с кем!
Я по регионам езжу (55 городов с лета 2016 г.), ситуация одинаковая во многих местах. Руководить повышением квалификации учителей некому. Это первая «забота» любимого правительства и любимого министерства. Ещё в начале 2000-х перестали оплачивать командировки и проживание учителей, если они едут в районный или областной центр на переподготовку. Это вторая «забота». Тогда же стали посылать учителей на переподготовку за счёт отпуска учителя. Это третья «забота». Время обучения на курсах не входит в педагогический стаж – это четвёртая «забота», а потом нам заявляют, что учителя не хотят повышать квалификацию.
Про цели образования
Существует два взгляда на образование, которые иногда противопоставляют.
1) Образование – это социальная гарантия. У нас нет никакой гарантии, так как нашим детям гарантировано недообразование, то есть недоброкачественное образование. Это закладывается на уровне стандарта.
Вот планы советника Президента РФ Д. Пескова — бывшего Директора направления (оцените название должности!) в АСИ. «Образование будущего разделится на два вида: компьютерное — оно будет дешевым — и человеческое — оно будет дорогим. Потому что знания стремительно обесцениваются, а социальные связи и возможность учиться лицом к лицу будут только дорожать».
Удивительное обоснование! Образование будет дорогим, потому что будет дорожать — это говорил главный цифровизатор образования. Так что тут не до социальных гарантий!
2) Образование – это вложение. Цитирую одного гиганта мысли из Интернета, продвигающего идеи Г. Грефа, который, в свою очередь, транслирует идеи наших «дорогих партнёров» из-за рубежа:
«В школах надо давать знаний ровно столько, сколько прибыли они приносят. Грубо говоря, инвестиции в образование имеют смысл, если каждый потраченный рубль принесет 2 рубля дохода для экономики страны через 10-20 лет. Нет смысла учить людей тому, чем они не будут заниматься, т.к. деньги, потраченные на их обучение, никогда не вернутся… Вместо того, чтобы тратить на 10 учеников по рублю, мы можем выбрать 2-3-х способных и потратить на их обучение по 2 рубля. Надо давать только те знания, которые могут принести пользу экономике и этому человеку. Давать знания ради знаний не имеет смысла». Не буду доказывать ошибочность такого подхода — не тема нашего разговора.
А по-моему, главная цель образования в другом. В настоящих условиях нам надо развивать каждого учащегося на максимум его возможностей, чтобы каждый, в идеале, принёс максимум пользы самому себе, своей семье, народу и государству. Образование формирует человека, придаёт человеческий образ каждому представителю рода homo sapiens из отряда приматов. Формирует его будущее, а через формирование будущего всех учащихся создаёт будущее народа и государства российского.
Образование и экономика
На минувшей неделе был представлен аналитический доклад «Российское образование в контексте международных индикаторов», подготовленный Федеральным институтом развития образования (ФИРО) РАНХиГС.
Оказалось, что «Россия — одна их самых образованных стран в мире… из 46 стран — членов ОЭСР и партнеров мы уступаем только Ирландии и Канаде… [Подчеркну — это не моя оценка. — А. Ш.] Образование населения — это самый общий показатель потенциальных возможностей использования современных технологий в экономике, обеспечивающих сегодня конкурентные преимущества и качественные параметры экономического роста. Казалось бы, Бедные, но умные…
Но Россия, как всегда, — парадоксальное исключение. При образцово-показательном уровне образования [ещё раз: это не моя оценка. — А. Ш.] мы занимаем не лидирующие строчки в экономических рейтингах, а весьма скромное 36-е место из 46 стран ОЭСР по объему ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС)… — между Турцией и Чили. Если бы мы соответствовали общемировой тенденции, то этот показатель был бы в два раза выше, подчеркивается в докладе,— где-то на уровне США…
Объяснить этот парадокс «Огонек» попросил автора доклада, директора Научно-исследовательского центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марка Аграновича. — Есть две страны, выбивающиеся из общего тренда: это Россия и Люксембург, — говорит он. — У нас экономическое развитие сильно отстает от уровня образования. А в Люксембурге, наоборот, опережает. Там ВВП на душу по ППС просто зашкаливает — 105 139 долларов, хотя уровень образования, в общем-то, средний по ОЭСР. В этой стране зарплаты учителей на втором месте среди бюджетников. А на первом — зарплаты воспитателей детских садов… Наша экономика не использует даже те возможности, которые ей предоставляет отечественная система образования. Но это вопросы уже не к школам и вузам».
https://kommersant.ru/ogoniok/119274
А «к партии и правительству», — добавлю я от себя.
Ссылка на программу:
https://otr-online.ru/programmy/prav-da/uchitel-deficitnaya-professiya-41026.html
Участники передачи.
ВЕДУЩИЙ- Юрий Алексеев
Послесловие. Через два дня после записи передачи отправлялся я по своим делам, только вышел из дома, как раздался звонок: меня приглашали в прямой эфир программы «Дежурный по редакции» на канале Царьград ТВ. В разговоре предстояло затронуть и вопросы образования. Понятно, что за 4 часа до прямого эфира не договариваются с участником передачи, значит, я могу заменить кого-то, кто не смог прийти на передачу. Я согласился. Трудность эфира для меня была в том, что это был разговор о многих проблемах, с неожиданными переключениями от одной проблемы к другой. Если интересно, то посмотрите.
«Быдло» и «манипулируемая масса»: кому выгодно «оглуплять» население России?
Дежурная по студии М. Иваткина