У меня зазвонил телефон…
Сегодня после шестого урока меня позвали к школьному секретарю для разговора по телефону с Набережными Челнами. Мама шестиклассницы жаловалась, что их класс показывает плохие результаты на самостоятельных и контрольных работах по математике. Она просила совета: не надо ли им перейти на учебник Н.Я.Виленкина и др. В ходе разговора выяснилось, что с классом работает молодой учитель — только второй год как закончил пединститут. Дети говорят, что не понимают объяснения учителя. Я посоветовал обсудить проблему с администрацией школы, найти возможности помочь учителю и детям справиться с проблемой.
Уже после разговора я обдумывал свои советы. Думаю, что дело не в учебнике. Я хорошо его знаю, так как был его автором (соавтором) в первых двух или трех изданиях. Не все мне в нём нравилось тогда, но не вызывает сомнения правильность построения линии числа (десятичные дроби после полного изучения обыкновенных дробей), упор на использование арифметических методов решения текстовых задач. Всё это важно с точки зрения формирования правильных представлений о числовых множествах и развития речи учащихся — главного инструмента обучения школьников. Уверен, что начинать учебник с геометрического материала — не самый лучший ход в силу простой причины: повторение натуральных чисел в начале года более технологично с точки зрения управления учителем новым своим классом. Сложили два числа — у всех должно получиться одно и то же. Кто не получил нужного ответа — тот ошибся и учитель знает как реагировать. А вот если дети построили линию — каждый свою — тут не всегда может получиться результат, ожидаемый учителем, ему труднее реагировать и правильно управлять своим новым классом. Я знаю опытных учителей, показывавших по этому учебнику хорошие результаты, хотя не знаю ничего о массовых сопоставлениях результатов.
На мой взгляд, переход к другому учебнику — не выход. Не факт, что по Виленкину молодой учитель показал бы результат лучше. Важно понять, что в содержании двухлетнего цикла должно быть усвоено хорошо и уделить этому больше внимания, важно делать работу учащихся посильной, создавать ситуацию успеха, чтобы не отбить у них навсегда охоту к занятиям математикой. Важно повторить в начале учебного года «проваленные» темы, стараясь изложить их ясно и доступно… К сожалению, я не сообразил оставить адрес электронной почты, поэтому настоящим текстом выражаю надежду, что он попадёт на глаза звонившей мне маме шестиклассницы или другим родителям, или учителю этого класса. Надеюсь, что я смогу посоветовать что-то конкретное, если заинтересованные лица напишут мне по адресу: avshevkin@ mail.ru что-то более конкретное.