Татьяна Михайлова: «Если ты все время идешь в первых рядах, смешно думать, что тебя не зацепит пуля»
Вчера на последнем заседании правительства России по подготовке к учебному году министр науки и образования Дмитрий Ливанов в своем выступлении заметил «Мне кажется, нам всем вместе нужно гордиться (…) «непослушными» директорами (я это слово беру в кавычки), а не ставить ограничения для их деятельности, что сейчас очень часто происходит». Педагогическому сообществу этот пассаж был понятен в связи с уголовным преследованием директора 31-го лицея Челябинска Александра Попова, известного как своим независимым характером, так и тем, что его ученики становятся призерами международных турниров по математике и физике.
Попов — не единственный директор из поколения авторских школ с «характером», который попал под пресс силовых ведомств. Татьяна Борисовна Михайлова, создатель Московского культурологического лицея №1310, не только потеряла должность руководителя своего детища, но и провела 9 дней в тюрьме, в конце концов «отделавшись» условным сроком. Ей инкриминировали работу с наличными родительскими деньгами, которые, хотя и тратились на школу, но не проводились через кассу.
Лицей Михайловой, который был знаменит своей деятельностью по всей России, прежде всего, журналом «Лицейское и гимназическое образование» и проектом «Школьная пресса», сейчас переживает непростые времена. Михайлова продолжает работать с детьми по программе журналистики и надеется, что ее школа все-таки устоит во время «болтанок реформ».
Мы попросили Татьяну Борисовну ответить на вопросы в преддверии дебатов «Новый учебный год: “эмоции, планы и прогнозы», которые продут на 14-м Всероссийском интернет-педсовете 29 августа.
— Ваш случай частный, вы попали под определенную кампанию, или это закономерно?
— И то, и другое, и третье. Я вообще верю в то, что наши добрые и злые дела не проходят незаметно для нас. Как и в то, что во всем, что с нами происходит, прежде всего, виноваты мы сами.
— Изменилась ли ваша вера в людей после того, что произошло с вами?
— Не без этого. Но это ужасно интересный такой опыт. Все меняется местами – тот, кто вчера внимал каждому твоему слову, вдруг не видит тебя в упор. Кто называл себя независимым и смелым – вдруг опрозрачивается. И, наоборот, рядом оказываются люди, которым ты не всегда оказывал должное внимание.
— На кого стоит сейчас надеяться людям: на себя, на близких, на государство, на оппозицию, на заграницу…?
— Только на себя, конечно. И становиться опорой для других, чтобы получилась взаимозависимость. На государство тоже, мне кажется, надо опираться по такому же принципу.
Как написал мне один мой друг по блогосфере, если ты все время идешь в первых рядах, смешно думать, что тебя не зацепит пуля. Отсюда вывод: носить бронежилет.
— Чем вы себя поддерживали в столь сложных обстоятельствах, чтобы не упасть духом?
— Вы знаете, в тюрьме мне пришлось поддерживать самой, своих сокамерниц, в основном наркоманок, проституток, совсем молоденьких девушек. Приходилось балансировать между позицией учительницы и товарища по несчастью.
Вообще, после выхода из тюрьмы, боролась с депрессией аутотренингом, заботами и работой. А также меня очень поддерживало участие некоторых коллег, родителей, бывших учеников. И моя семья, конечно. И по-прежнему живу надеждой, что смогу откатить приговор. К сожалению, наша система правосудия очень косная и инертная. Если бы можно было рассчитывать, что дело хотя бы изучат…
— Каковы ваши планы сегодня?
— Я дописываю книгу «Сизофрения», в которой пытаюсь ответить на вопрос, что со мной случилось, могло ли оно еще с кем-то случиться или моя ситуация уникальна, почему это все случилось и как все происходило. С самого начала следствия я вела дневник, который и положен в основу этой книги. Мне кажется, людям школы она будет небезынтересна.
Однажды мне снился сон, будто я попала в прошлое с возможностью изменить будущее. Там, во сне я обрадовалась знаете, чему? Что лица моих коллег еще не перекорежены страхом. Больше всего мне жаль ту необыкновенную атмосферу творчества, которая была в лицее. Сейчас я понимаю, что это такое счастье – просто заниматься тем, что ты любишь.
— Что вы чувствуете сейчас перед началом нового учебного года?
— Как обычно – волнуюсь.
Источник: http://pedsovet.org/content/view/19665/253/
Ещё по теме.
Криминальное дело. Почему директор столичного культурологического лицея стала арестанткой.
Учительская газета, 10 января 2012 года.
http://www.ug.ru/archive/43803