Содержание обучения математике в ФГОСе. Что не так?
Сегодня в МГОУ состоялось заседание Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом».
День был замечательный. Я добирался пешком от метро Бауманская до МГОУ, который раньше назывался МОПИ им. Н. К. Крупской. В нём я учился в 1968-1972 годах. На Бауманской улице была сплошная милота: Дед Мазай с зайцами, Коза-Дереза и настоящие павлины, гордо шагавшие в своей загородке.
Окна Университета отражали Исследовательский институт авиационных материалов, что стоит через улицу Радио, у пустого фонтана ещё не замёрзли последние белые цветочки. Вот на такой лирической волне я вошёл в здание, через которое вошёл в профессию.
Татьяна Ивановна Кузнецова уже была в аудитории, она подарила мне редкую книгу В.А. Садчикова «Во славу лет, не прожитых напрасно. О профессоре И.К. Андронове, талантливом педагоге, учёном, просветителе». К 16 ч народ подтянулся, здесь были и преподаватели, которых я знал в свои студенческие годы, и учителя, и молодёжь.
Я начал выступление с того, что поблагодарил Университет, Татьяну Ивановну за возможность в памятной для меня аудитории, в которой я слушал лекции многих преподавателей, и Ивана Козьмича Андронова тоже, высказать своё мнение по заявленной проблеме.
Далее, стараясь не отступать от подготовленного текста, который уже опубликован в разделе СТАТЬИ нашего сайта, показывая фрагменты текста и картинки на большом экране, я начал свой доклад. Уложился в полтора часа. Молодёжь, правда, частично ушла во время моего выступления — у них были важные дела или тема не показалась интересной.
После меня выступил Г.К. Муравин.
Через некоторое время участникам семинара пришлют именные сертификаты и запись семинара. Все новости по семинару будут отражены на этой странице.
Шевкин А.В. Содержание обучения математике в ФГОСе. Что не так? Доклад на Всероссийском научно-методическом семинаре «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» (14.11.2019).
Муравин Г.К. Выступление на семинаре в МГОУ 14.11.2019
Дополнение от 15.11.2019. На том же сайте https://regulation.gov.ru/Projects появилась ноябрьская версия Стандарта. Внимательно сопоставил два последних варианта. Изменения косметические. Учли сущие мелочи: исправили «шапку» перед требованиями по каждому классу. Было:
Предметные результаты освоения первого года обучения учебного предмета «Математика» должны отражать сформированность умений:
Стало:
Предметные результаты освоения части (первого года изучения) учебного предмета «Математика» должны отражать сформированность умений:
Разрешили к 5 классе сравнивать, складывать и вычитать дроби без указания «с общим знаменателем». Но почему нет завершения изучения действий с дробями в 5 классе? Зачем давать детям отрывочные знания? Надо завершит работу с одним способом записи дробей, а потом, опираясь на изученное, освоить второй способ записи — десятичные дроби — в 6 классе. Иначе изложение материала будет рецептурным — делай, как я говорю, а почему так, учащемуся не объясняют. Много других недоразумений не устранено — они есть в тексте доклада:
Содержание обучения математике в ФГОСе. Что не так?
В требованиях раздела 38 есть собственная терминология авторов известной книжки «изменчивые величины». На мой взгляд, сначала надо убедить математиков, что такой термин нужен математике, только потом вносить его в стандарт. Иначе это отсебятина. Как авторской отсебятиной является перл из учебника Виленкина «распределительный закон умножения относительно сложения» — ну нет такого в математике, есть просто распределительный закон. Зачем же в стандарт загонять придумки отдельных авторов, которые не стали ещё достоянием науки. В школе дети изучают упрощённый вариант науки-математики, а не придумки отдельных авторов.
Подсказываю как исправить требование
-оперировать понятиями: отрицательное число, целое число, модуль числа, противоположные числа; выполнять сравнение чисел с разными знаками, сложение, вычитание, умножение и деление чисел с разными знаками;
Получается, что -4 и -5 сравнивать не требуется? Надо так:
-оперировать понятиями: отрицательное число, целое число, модуль числа, противоположные числа; выполнять сравнение чисел с произвольными знаками, сложение, вычитание, умножение и деление чисел с произвольными знаками;
С учётом почти нулевой реакции на замечания и оставления очевидных «ляпов», надо бы менять авторский коллектив, до которого с одними и теми же предложениями не могу достучаться в апреле, в сентябре… достучусь ли в ноябре — не известно. Они в глухой отключке! Мне показалось, что я с авторами требований общаюсь как учитель с ученицей в следующем клипе. Только я ещё не перешёл на крик.