Смешно да стыдно
Более тридцати грамматических ошибок обнаружено на главной странице Федерального центра тестирования.
Да-да, на нас на всех произвело впечатление катастрофическое падение пороговых требований ЕГЭ по русскому языку с 17 заданий до 11 и по математике с пяти заданий до трёх. Вдруг выяснилось, что чуть не четверть выпускников школ страны аттестатов не заслуживают, но выдавать их всё-таки надо. И выдали. И конечно, теперь все ищут причины того, что одиннадцать лет в школе учили, а даже на тройку ни читать, ни писать не научили. А причины есть. Вот, например, некоторые из них мы увидели на сайте… Чьём бы вы думали? Федерального центра тестирования!
Нет, ну на самом деле, можно в семи новостях, размещённых на главной странице уважаемого ведомства, сделать ошибок 5 или 6. Или, скажем, 10. Ладно, 20. Но ведь не 30 же!!! Не 30 грамматических ошибок на официальном портале организации, находящейся в ведении министерства образования. В этом-то ведомстве могут на работу брать тех, кто образование имеет, а не тех, кому дали аттестат просто так. И, кстати, ведь никаких придирок. Мы же не про то, что там точки не после всех предложений поставлены, и не про то, что предложение с трёх восклицательных знаков начинается и тремя заканчивается, и ещё не про то, что по правилам русского языка интервалы дат разделяются тире, а не дефисом. Знаки препинания, действительно, тема трудная, её не каждый осилит.
Но вот названия месяцев можно было бы написать с маленькой буквы. Вот такой он наш родной язык. Мы не американцы, чтобы месяцы с большой буквы писать. И не немцы. Им-то удобно — пиши все существительные с большой буквы, не задумывайся. А у нас язык непростой. Существительные сами так и норовят с большой буквы написаться. Только отвлеклись и — раз, председатель комиссии получился с большой буквы. Он же Председатель. С краткими причастиями тоже сладу нет — «представлены» оба раза написались с двумя Н. В слове «ознакомиться» фантастическим образом появились две И, в слове «материалы» — откуда-то взялись две Р.
Но это мелочи. Вот на самом деле трудное для Федерального центра тестирования предложение: «Так же, в разделе «Материалы», можно ознакомиться с организацией и проведением ЕГЭ». Плохо, что в разделе «Материалы» находятся не материалы, а какие-то «организация и проведение». Но как бы то ни было, зачем они в этом предложении две запятые поставили? А то, что союз «также» надо писать слитно, в отличие от наречия с частицей «так же», — это, видимо, уже высший пилотаж.
А вот что касается стиля: «В первый день проведения семинара планируется ознакомление участников семинара». Подумаешь, два раза «семинара», никто же не считает, но почему «планируется»? В том смысле, что «планируется», но потом всё пойдёт не так? А почему «ознакомление» — это существительное что значит? Там же чуть дальше: «ознакомить с перспективными направлениями развития технологии» Это как так? Либо уж ознакомить с перспективами развития, либо — ознакомить с направлениями развития. Или имеется в виду, что разработаны ещё и бесперспективные направления развития, но с ними «ознакомления» не планируется?
Хорошо, а как вам конструкция «Заявки для представителей органов, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации, высылать куратору Вашего субъекта»? Всё понятно? Куратору субъекта, ни больше ни меньше. То, что местоимение «вы» написано с большой буквы — да кто бы разбирался. Сомневаешься — всегда пиши с большой, никто не осудит. Честно говоря, с местоимениями у них вообще не очень получается. Вот в предложении «Организационно-технологическое обеспечение единого государственного экзамена в 2014 году и перспективы его развития на 2015 год» местоимение «его» заменяет технологическое обеспечение или единый экзамен? Ну, приедут на семинар, пройдут планируемое ознакомление, там и поймут.
Не-не, мы не какие-нибудь наивные, мы знаем, что школьники-двоечники во всём этом часто путаются. Для нас только сюрприз, что главная страница сайта Федерального центра тестирования такого же уровня грамотности. На всякий случай, другие страницы мы тоже открыли, но там всё то же самое. Кто бы удивлялся. Ладно был бы сайт какого-нибудь лесного ведомства, может, им там спросить не у кого. Но тут-то — позвони в соседнюю школу, попроси помочь российскому образованию, и всё быстро, качественно и бесплатно сделают. Как же не помочь-то: с марта три десятка неисправленных ошибок только на одной странице — как-то неловко даже. Интересно, часто ли руководитель ФЦТ посещает свой ресурс? А его начальники? Не пора ли им открыть сайт ФИПИ, Рособрнадзора, или даже самого министерства? Мы, например, знаем, что слово «министр» там всегда с большой буквы пишут. По-русски неграмотно, зато Звучит Очень Солидно. Как в детской книжке.
Так вот, вернёмся к причинам детской безграмотности. Вы как думаете, у взрослых, которые на сайте ФЦТ всей стране новости пишут, в школе по русскому языку что было? Безграмотность взрослых, неумение пользоваться словарями и справочниками, а главное — пренебрежение важностью соблюдения норм речи — вот, в частности, искомые причины. И понятно, к сожалению, что проблеме не один день. Да и не одно поколение.
Дмитрий Гущин, эксперт ЕГЭ и ГИА, учитель года России-2007
Источник: http://www.fontanka.ru/2014/07/26/008/ (Здесь приведена картинка с текстом на сайте.)