Семинары для учителей математики в Чите и Хабаровске
Из дальних странствий возвратясь…
Сегодня я вернулся из действительно дальнего путешествия.
Одна из лестниц к знаниям в КЦО в Хабаровске
06.07.2017 добавлены фотографии, присланные из Хабаровска
В Чите состоялся двухдневный семинар (26-27 июня) для учителей математики. Первый день был тяжелый — две группы по 40 человек на 6 часов работы. Во второй день было легче — 3 часа работы. В Чите наши учебники практически не использовались, так как все школы стройными рядами шли по Мордковичу. Поэтому многое из моих рассказов учителям было в новинку. Общение с учителями было интересным и плодотворным.
Одна из проблем, которую мы обсуждали в Чите, связана с арифметическими способами решения текстовых задач, с методикой изложения соответствующего материала в учебниках серии «МГУ-школе» (С.М. Никольский и др.). Обсуждали и возможности решения некоторых задач на ОГЭ и ЕГЭ арифметическими способами. Учителей интересовал вопрос использования критериев проверки работ учащихся на экзамене, которые могут предполагать составление уравнения или системы уравнений. Эксперты, проверяющие работы учащихся подтвердили, что если учащиеся решили задачу не так, как предполагается в критериях, то есть дали другое решение — правильное и обоснованное, то оно засчитывалось.
В Чите стараниями преподавателей Института развития образования и молодого учителя математики мы совершили автопробег по окрестностям города. Мы приехали к деревянной церкви декабристов, которую построили с их появлением в местном остроге. С этой церкви началось образование в Чите, так как при ней открыли первую школу. Недалёко от церкви расположен хорошо сохранившийся бревенчатый дом с балконом на втором этаже. Это дом Нарышкиной Е.П. — жены декабриста Нарышкина М.М. Теперь здесь библиотека, а в церкви — музей декабристов. У церкви есть могила дочери Нарышкиных. А вокруг этого исторического места стоят жилые дома.
Музей декабристов в Чите
После экскурсии по историческим местам мы побывали у минерального источника Молоковка. Вода там замечательная, о её целебных свойствах много рассказывали мои сопровождающие, ссылаясь на собственный опыт. А какой там воздух!
Источник Молоковка в окрестностях Читы
Потом был перелёт из Читы в Хабаровск. Из-за сдвига графика командировки билета на прямой рейс не было, пришлось из Читы лететь на запад — в Новосибирск, а оттуда на восток — в Хабаровск, да ещё с посадкой в Улан-Удэ. Это недалёко от Байкала.
Но, как говорится, нет худа без добра: когда я ещё попаду в эти города, да и попаду ли? А так, можно считать, что был. В аэропортах этих городов. Есть ещё один плюс: перелёт из Новосибирска совершён на новом для меня типе самолета — небольшом, но быстроходном канадском Bombardier. Внутри как большой междугородний автобус на 50 человек — с небольшими крыльями и низкой посадкой. Так что получил массу положительных эмоций не только от общения с учителями и преподавателями институтов развития образования, но и от самого путешествия: велика же матушка-Россия!
В Хабаровске с учителями математики работал три дня (с 29 июня по 1 июля) в современном, хорошо оборудованном Краевом центре образования (КЦО). Это образовательная организация, включающая детсад, начальную и старшую школы. Набор с 5 класса ведётся на основе вступительных испытаний. Результаты обучения хорошие. Мы работали в корпусе старшей школы, где очень хорошо использованы не только стены, но и лестницы — всё подчинено цели обучения, всё превращено в наглядные учебные пособия. Внутри корпуса много картин, есть сменная выставка картин из музея, выставка художественных работ обучающихся (не учениц, а именно обучающихся — новояз, порождённый бессодержательными стандартами и Законом об образовании, удручает), различных поделок и результатов проектной деятельности школьников. Три дня мы работали в уютном актовом зале КЦО с кондиционером, проектором, микрофоном и доской для маркеров — работать одно удовольствие (но разница в часовых поясах всё равно чувствовалась — трудно начинать работу в 5:20 по московскому времени).
В Хабаровске обсуждали те же проблемы, что и в Чите, а дополнительный день семинара использовали для обсуждения проблемы воспитания и поддержания у учащихся интереса к изучению математики, вовлечения учащихся в олимпиадное движение по математике, работу с учащимися в классах с углублённым изучением математики. Здесь я рассказал многое из своего опыта работы в московской физматшколе 2007. Поговорили и о решении задач 17 и 18 из ЕГЭ, обсудили решения некоторых сложных геометрических задач из ОГЭ.
В Хабаровске и области есть школы, работающие по нашим учебникам. Например, методист по математике Строганова Н.И. сообщила об успешной работе учителей школ села Некрасовка Серовой Н.С., Ленгесовой Е. и Лопуховой А.В. по учебникам для 10-11 классов. Более 10 лет они показывают хорошие результаты обучения, но последователей у них не наблюдается, учебники для 5-7 классов не закупаются — причин тому несколько, но это отдельный разговор. Известная в Хабаровске учительница Ким М.Г. уже давно работает по нашим учебникам, в школах Хабаровска трудятся её ученики, преподающие математику по учебникам, знакомым им по обучению в школе. А сама Марина Геннадьевна при запредельной школьной нагрузке умудряется работать на курсах повышения квалификации учителей города и области, принимает участие в проверках работ учащихся на ОГЭ и ЕГЭ. С её выпускниками я виделся ещё в первый свой прилёт в Хабаровск в начале этого года. В зале были учителя с опытом работы по нашим учебникам.
В Чите и в Хабаровске учителям была показана презентация учебников серии «МГУ-школе», оставлена электронная папка со всеми материалами, которые обсуждались и не обсуждались на семинаре, но могут быть полезными учителям.
На память из Хабаровска
16.02.2017. С молодыми учителями, работающими по учебникам С.М. Никольского и др., и с их наставником Ким Мариной Геннадьевной
30.07.2017. О порядке введения функций в школьном курсе математики (фото Григо О.Ю.)
01.07.2017. О введении обратной функции (фото Григо О.Ю.)
01.07.2017. После лекции
Спасибо всем, кто сделал это путешествие возможным и интересным. Особая благодарность Издательству ПРОСВЕЩЕНИЕ за возможность личного общения с учителями математики в отдалённых регионах.
В порядке занимательного завершения разговора помещаю гуляющую в Интернете симпатичную задачу.