Российские школьники не справились с экзаменом
Это статья из «Коммерсанта», в конце чтения можете проверить свою читательскую внимательность.
Международное исследование PISA показало спад грамотности.
Федеральный институт оценки качества образования опубликовал отчет о результатах исследования PISA-2018, согласно которому школьники из России показали спад читательской, математической и естественно-научной грамотности. Школьники из Москвы, напротив, улучшили свои показатели в PISA по всем трем направлениям. Исследование проводится раз в три года среди 15-летних учащихся. Ранее эксперты отмечали положительную динамику продвижения России в международных исследованиях качества образования, но говорили о том, что дальнейший рост вряд ли возможен.
PISA (Programme for International Student Assessment) — это международная программа по оценке учебных достижений. Исследование под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводится раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру. Россия участвует в тестировании с 2000 года. В исследовании PISA-2018 приняли участие около 600 тыс. обучающихся из 79 стран мира, в том числе более 7 тыс. школьников из России. Средний балл по читательской грамотности среди всех стран составил 479 баллов (495 в 2015 году); по естественно-научной грамотности 478 баллов (487 в 2015 году); по математической грамотности 488 баллов (494 в 2015 году).
Лидерами по всем трем направлениям стали Китай и Сингапур.
Среди российских школьников исследование показало спад читательской, математической и естественно-научной грамотности. Средний балл по читательской грамотности составил 479 баллов против 495 в 2015 году, по естественно-научной грамотности — 478 баллов против 487 в 2015 году, по математической грамотности — 488 баллов против 494 в 2015 году.
По сравнению с исследованием 2015 года Россия по читательской грамотности спустилась с 26-й строчки на 31-ю, по математической — с 23-й на 30-ю, по естественно-научной грамотности — с 32-й позиции на 33-ю.
Тем не менее, учитывая совокупность результатов, эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран (18 из 79), в которой произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных областях. Глава PISA Андреас Шляйхер в интервью “Ъ” в 2019 году отмечал, что за последние годы Россия улучшила качество образования, в том числе благодаря ЕГЭ. «Есть реальный прогресс, выпускники стали значительно лучше решать сложные задачи, которые им предлагаются после тестовой части экзамена»,— говорил он.
В 2015 году эксперты ОЭСР оценили знания школьников из 76 стран мира, сделав упор на математику и естественные науки. Тогда лидерами рейтинга стали Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Япония и Тайвань, а Россия заняла 34-е место. В том же году Всемирный экономический форум (ВЭФ) представил свой рейтинг по развитию человеческого капитала в 124 странах, который исследовал возможности граждан для развития: доступность и качество образования, возможность повышения квалификации и другие параметры. В рейтинге лидировали Финляндия, Норвегия, Швейцария, Канада и Япония. Россия тогда оказалась на 26-м месте (в рейтинге 2013 года Россия была на 51-м месте, однако набор критериев с тех пор серьезно изменился).
В 2016 году Россия показала положительную динамику сразу в двух международных исследованиях качества образования — PISA и Trends in Mathematics and Science Study (TIMSS). Тогда средние результаты российских школьников по читательской грамотности выросли на 20 баллов (475 до 495 баллов), по математической грамотности — на 12 баллов (с 482 до 494 баллов), а наименьший рост произошел в естественно-научной области — на 8 баллов (с 479 до 487). Эксперты же отмечали, что дальнейший рост результатов российских школьников в исследованиях вряд ли возможен. «В целом баллы российских старшеклассников по математике в 2015 году ниже, чем они были и в 2008 году, и в 1995 году»,— отмечал заместитель заведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ Андрей Захаров.
Все время улучшать результаты невозможно, мы подходим к некоему потолку роста, а если рассматривать Россию в группе стран с сопоставимым уровнем ВВП, то оказывается, что мы уже вышли на лидерские позиции в этой категории, и существенное улучшение результатов в следующих волнах исследования маловероятно»,— говорил Андрей Захаров.
Отдельное исследование PISA-2018 проводилось в школах Москвы. В нем приняли участие более 7 тыс. учащихся из 151 столичной школы, отобранных методом случайной выборки. Они улучшили свои показатели в PISA по всем трем направлениям. По читательской грамотности результаты московских школьников выросли до 534 баллов по сравнению с 519 баллами в исследовании 2016 года. По математической грамотности результат школ Москвы вырос с 531 до 534 баллов, что позволило городу войти в пятерку мировых лидеров. По направлению работы с информацией московских школьников опережают только ученики из Сингапура и четырех китайских провинций (Пекин, Шанхай, Цзянсу и Гуандун).
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов отметил, что «важнейшее достижение Москвы — обеспечение массового качественного образования». Напомним, в 2018 году международная консалтинговая группа Bain & Company представила доклад «Московское образование: повышение эффективности на фоне глобальных перемен», в котором Москва заняла пятое место в мире по блоку «Знания», где оценивали средний уровень знаний школьников, доступность знаний и достижения сильнейших учащихся. Москва тогда заняла шестое место в мире по среднему уровню математической грамотности, уступая Шанхаю, Сингапуру, Гонконгу, Токио и Сеулу. В оценке знаний по естественным наукам Москва заняла десятое место в мире, и девятое по чтению. Из слабых сторон авторы отмечали то, что только 6% школьников свободно владеют английским языком.
Источник. https://www.kommersant.ru/doc/4180047
Комментарий. Вы заметили, что статья в «Коммерсанте» является подтверждением спада в читательской грамотности. Результаты России повторены и как средние для всех стран. И ничего — читаем и не возмущаемся. А средние данные другие: 487, 489, 489 баллов — по читательской грамотности, по математической грамотности и в естественно-научной области соответственно.
Ничего не понимающий в российском образовании глава PISA Андреас Шляйхер сделал вывод, что за последние годы Россия улучшила качество образования, в том числе благодаря ЕГЭ. Оказывается, мощная поддержка репетиторов, обучающих решать задачи второй части ЕГЭ по математике, решению которых часто не учат в школе, положительно характеризует российское образование. Снимаю шляпу!
Меня умилил комментарий А. Захарова. Он бы ещё сказал, что мы относимся к полуколониям, раз во многом, в образовании, в частности, управляемся извне, подчиняясь международным структурам. Тогда в этой категории у нас первое место в мире…
Полученные результаты как-то связаны с введением в нашей стране образовательных стандартов? А с переориентацией процесса обучения с собственно обучения на подготовку к итоговому контролю? — Хорошие вопросы для размышлений после наших бурных дебатов вокруг стандарта.
Даю ссылку для учителей математики.
Вебинар Рословой Л.О. «Оценка математической грамотности в рамках международного исследования PISA-2018» http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_web2.html