Республиканский семинар учителей математики в Симферополе состоялся
Вчера в здании школы № 3 им. А.С.Макаренко г. Симферополя состоялся Республиканский семинар учителей математики. Обсуждались научные и методические особенности учебников математики серии МГУ-ШКОЛЕ авторского коллектива академика С.М.Никольского и ход внедрения этих учебников в школах Крыма. На семинар собралось около 150 учителей из многих школ Крыма, в том числе и далёких от Симферополя.
В начале текущего учебного года в Крыму произошел переход на российские стандарты образования, российские учебники. Были завезены учебники математики серии МГУ-ШКОЛЕ. Но, как сообщили учителя, многие из них до сих пор не имеют дидактического и методического обеспечения этих учебников. Такое положение не может не вызывать вопросов учителей. Поскольку переход на новые учебники осуществлен массово, то не все учителя готовы отвечать за результаты обучения по новым учебникам, особенно если учесть, что они не совсем понимают, почему учебники устроены так, а не иначе, почему порядок изучения некоторых тем отличается от привычного им по «старым» учебникам. Многие учителя работают с новым учебником в одной параллели и не имеют представления о всём комплекте учебников, их дидактическом и методическом обеспечении. Вот почему на семинаре стояла задача познакомить учителей математики со всем комплектом учебников, их научными и методическими особенностями.
В настоящее время по учебникам серии МГУ-ШКОЛЕ работают все школы Крыма в 5-6 и 10-11 классах, в 7-9 классах используются учебники под редакцией С.А.Теляковского, а в классах с углублённым изучением математики — учебники С.М.Никольского.
Большинство учителей математики Крыма потратили много средств на приобретение пособий УМК С.М. Никольского, но не могут использовать их эффективно, если этих пособий нет у учащихся (например, тестов или рабочих тетрадей).
Проблема заключается в том, что с переходом на новые учебники материалы, накопленные учителями Крыма десятилетиями на Украине, в одночасье стали непригодны для работы в силу объективных причин. У учителей нет запасов дидактических пособий по данному УМК, оставшихся от предыдущих учеников. А значит, родителям надо купить все пособия своему ребенку и не только по математике, а по всем предметам сразу. Родители не в состоянии делать закупки в таких количествах одновременно. А государство не обязано обеспечивать учащихся дидактическими пособиями.
Вот и получается, что в результате учителя сами за свои деньги копируют самостоятельные и контрольные работы из дидактических пособий УМК и не могут использовать другие пособия УМК, такие как: рабочие тетради, тесты и т.д., а значит, не могут обеспечить реализацию концепции учебников С.М. Никольского в полной мере. Учителя действительно оказались в сложной ситуации переходного периода, поэтому я понимаю их резкую реакцию на неточности в отражении описываемой ситуации в первой редакции моего текста.
Методисту КРИППО Республики Крым Корзун Татьяне Владимировне были оставлены для распространения среди учителей презентация учебников (она есть на главной странице раздела УЧЕБНИКИ нашего сайта) и другие материалы. Работа, начатая на семинаре, будет продолжена, в том числе и на нашем сайте. Я благодарен Татьяне Владимировне за оперативную отправку мне откликов учителей, её уточнения в описание ситуации внесены в текст 29.03.2015.
До семинара и во время семинара были получены вопросы учителей, на которые я постарался ответить по ходу семинара. Ответы на них важны и для тех учителей (и родителей учащихся), которые не были на семинаре. Поэтому вопросы и ответы начинаем публиковать на этой страничке. В дальнейшем, после получения других вопросов (которые поступят на адрес avshevkin@mail.ru) мы откроем специальную страничку на нашем сайте. там же разместим и фотоотчёт о семинаре (как только получим фотографии).
Первые вопросы учителей.
1. Почему в ваших учебниках десятичные дроби изучаются в 6 классе после обыкновенных?
Ответ. Прежде всего потому, что такова традиция российской школы, нарушенная, впрочем, для выполнения Постановлением партии и правительства СССР о приближении школы к жизни (1958 г.). Тогда методистами-математиками было решено, что десятичные дроби, как чаще используемые на практике, должны изучаться до обыкновенных дробей. При этом в жертву политическому моменту принесли логику изучения дробей. Известно же, что никакие факты установленные для десятичных дробей нельзя переносить на дроби обыкновенные. Первоначально в учебнике Н.Я.Виленкина, который на самом деле первоначально был учебником известного учителя Константина Ивановича Нешкова, предполагалось изучать десятичные дроби до обыкновенных. Когда такую программу показали руководителю реформы математического образования академику А.Н.Колмогорову, то он не утвердил этот проект. В результате был принят компромиссный вариант. Сначала изучается сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, а потом изучаются десятичные дроби, и только после возвращения к натуральным числам в 6 классе (делимость натуральных чисел) изучается сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями, умножение и деление обыкновенных дробей. Очевидно же, что при этом формируются неполные умения, а логика развития понятия числа становится запутанной.
См. подробнее: А.В.Шевкин. О порядке изучения обыкновенных и десятичных дробей.
Опубликовано: Математика в школе, 1995, № 4.
Размещено в Интернете.
2. Если ребенок учится по учебнику Макарычева в 7 классе и переезжает в другой город, а там в 8 классе учебник Никольского, то как выйти из положения, что он не изучал действия с алгебраическими дробями?
Ответ. такие ситуации возможны при переходе с учебника на учебник. Надо скорректировать программу обучения для такого ребенка, выделив для себя, какие темы он не изучал, а какие уже изучил. В данном конкретном случае по учебнику Макарычева не изучены действия с алгебраическими дробями (что было в учебнике Никольского), зато этот ребенок изучал функции — линейную, y = x2, y = x3 (2 и 3 — показатели степени). Выход заключается в том, чтобы давать индивидуальные задания на алгебраические дроби на дом, на уроке, проверять усвоение изученного. При этом можно уменьшать количество заданий по уже изученным ребенком темам.
3. Почему в ваших учебниках нестрогие неравенства не изучаются сразу вместе со строгими?
Ответ. Да, нестрогие неравенства изучаются после того, как изучены уравнения (8 класс) и строгие неравенства. Дело в том, что нестрогое неравенство по сути есть совокупность уравнения и строгого неравенства. Для решения нестрогого неравенства надо решить уравнение (его корни являются решениями нестрогого неравенства), затем строгое неравенство и объединить все найденные решения строгого неравенства с корнями уравнения.
Более полный ответ на этот вопрос с примером решения нестрогого неравенства (9 класс) приведен на странице раздела УЧЕБНИКИ нашего сайта. Там же будут приведены и ответы на другие вопросы учителей.