Путин утвердил Васильеву в должности президента РАО
Раскаты «драки под ковром» за низвержение О.Ю. Васильевой сначала с поста министра, потом с поста главы попечительского совета РАО доходили иногда до общественности, благодаря деятельному бойцу академику А.Г. Асмолову, а закончилось всё неожиданно для Александра Григорьевича.
Путин утвердил Васильеву в должности президента Российской академии образования
Вспоминается, как А.Г. Асмолов навешивал ярлыки на предыдущий стандарт («стандарт Юрского периода»), как предрекал детские суициды, которые прокатятся по стране, если принять стандарт с содержанием обучения. Предрекал кучу несчастий на встрече Президента В.В. Путина с участниками обсуждения проблем обучения русскому языку.
Прошло не так много времени и новый стандарт ФГОС 4.0, подготовленный под руководством А.Г. Асмолова, приняли. Оказалось, что вышел пшик, гора родила мышь. Качество этого документа я представил в статье
ФГОС 4.0. Если это не вредительство, то что такое вредительство?
https://zen.yandex.ru/media/shevkin/fgos-40-esli-eto-ne-vreditelstvo-to-chto-takoe-vreditelstvo-60ae248f97044645bb401cc4
Она выйдет в очередном номере журнала «Математика в школе».
Теперь уместно вернуться к недавнему интервью О.Ю. Васильевой, опубликованному в «Независимой газете» (21 июля 2021 г.).
Правило четырех «к» от Ольги Васильевой
О том, что намерена делать глава Российской академии образования в ближайшем времени, как будут возвращать РАО былое величие и что опасно в цифровом образовании для страны, обозреватель «НГ» Наталья САВИЦКАЯ беседует с президентом РАО Ольгой ВАСИЛЬЕВОЙ.
– Ольга Юрьевна, начну с того, что очень часто РАО сравнивают с Академией педагогических наук СССР. А вы ощущаете дыхание предшественницы у себя за спиной?
– Совсем немногие люди знают, что Академия педагогических наук была создана во время войны, а тот самый момент, когда Красная армия после победы на Курской дуге и в Смоленской битве вышла к Днепру. Мобилизационные силы страны были на пределе, ВВП экономики подошел к своему максимуму, но все еще на четверть уступал экономике Германии. И в этот самый момент наше правительство издает приказ о создании АПН. С той поры прошло много лет. Мир изменился. Но сегодня, как и в том далеком 1943-м, мы понимаем, что задачи остаются все те же: мобилизовать все научные силы для построения лучшей в мире системы образования, какой она и была долгие годы. Более того, я считаю, что сейчас академия должна более активно заявлять о себе как о головной организации в сфере развития наук об образовании. Именно так был изначально обозначен государством ее статус в год основания.
– Какой будет стратегия РАО в ближайшей перспективе?
– При формировании программы развития нашей академии мы заложили идею стратегического планирования развития, рассчитанного на хронологическую перспективу, указанную в «Стратегии научно-технического развития». В числе приоритетных задач – усиление роли наук об образовании в обеспечении устойчивого, динамичного и сбалансированного развития нашей страны. Именно это и рассматривается как основное и важное направление. Приоритетно для нас также формирование современной модели образования в целом, современной социокультурной среды, методологии ее развития. Обновления требуют теория, методология, дидактика.
– А цифровое обучение – на которое все делают сегодня основной упор?
– Приоритетна, конечно же, и цифровая дидактика вместе с ее проблемами проектирования современной образовательной среды, технологий дистанционного образования, использования иммерсивных технологий. Академия должна взять на себя функцию интеграции и экспертизы существующих подходов в цифровой дидактике и результатов проведенных исследований. В связи с этим важны комплексные междисплинарные исследования в этой области, чтобы можно было дать научное обоснование использования цифровых форматов обучения для каждого уровня образования – от начальной школы до постдипломного образования. Еще, конечно, нужно не только научное обоснование, но и конкретная научная проработка технологий использования цифрового обучения для каждого уровня образования с обязательным выходом в частные методики. И здесь важно понимать, что каждый год отсрочки разработки тематики цифровой дидактики наносит существенный ущерб школе, детям, будущему страны. Добавлю еще, что равно опасны как промедление, так и принятие спешных непродуманных решений по их внедрению. Стихийному и бесконтрольному потоку цифровых ресурсов, хлынувших в школу и вуз, важно противопоставить процесс упорядоченного научно обоснованного развития.
– Некоторые депутаты накануне вашего избрания главой РАО анонсировали структурные изменения в академии. Они будут? И в каком направлении пойдут?
– Они целесообразны. Цифровизация образования требует от нас особого внимания к проблемам развития личности, гуманитарной составляющей в образовании в целом и в естественно-научном и технологическом образовании в частности. Мы планируем создать портрет современного ребенка и подростка, вернув при этом антропологический ракурс в это исследование, опираясь на основы, заложенные еще в педагогической антропологии Ушинского. Мы ощущаем сегодня дефициты доверия, понимания и смыслов. Поэтому гуманитаристика должна зазвучать во весь голос. Нужно возвратиться к очеловечиванию всего обучения и воспитания. Отойти от всевозможных схем, кейсов и все нарастающего увлечения оценкой знаний, остановиться и подумать: кого учим и воспитываем, для кого, как и какой результат хотим получить. Я бы назвала это правилом четырех «к».
– Кто проводники ваших идей?
– У нас есть региональные центры академии. Именно они были и остаются проводниками научной и образовательной политики РАО.
– В прошлом у РАО было много институтов и научных школ. Действовали диссоветы по различным научным направлениям. Но все это кануло в Лету. Так как осуществить планы в отсутствии таковых?
– Считаю, что через внесение изменений в законодательство нужно восстановить деятельность диссоветов как на базе РАО, так и на базе научных организаций. Это будет способствовать возвращению академии одной из ключевых функций – основного экспертного центра государства в разработке, экспертизе и научно-методическом обеспечении внедрения основных нормативных документов. Прежде всего в части обновления содержания образования.
– Насколько мне известно, РАО всегда занималась экспертизой учебной литературы, но сегодня этим занимаются другие. Как быть с этим?
– Государством в лице правительства определено, что РАО должна участвовать в экспертизе и разработке федеральных госстандартов, примерных программ, учебников и учебных пособий, средств обучения общего и дополнительного образования и по психолого-педагогическим направлениям профобразования. Академия должна вернуть себе былой статус ведущего научного центра научной экспертизы государственных и общественных проектов в сфере образования. Сегодня эта функция оказалась в научных коллективах, подведомственных самим разработчикам проектов, что вряд ли верно. Поэтому нужно, чтобы вся экспертиза заявок на проекты по психолого-педагогическим наукам была сосредоточена в РАО, точно так же, как по всем остальным наукам она сосредоточена в Российской академии наук. Это будет правильным.
– Почему-то в новом списке членов-корреспондентов РАО и академиков много ректоров вузов, причем не только педагогического профиля. Что бы это значило?
– Традиционно основное внимание академии сосредоточено было на общем и педагогическом образовании. Сегодня этого недостаточно. Стране нужны реальные подвижки в разработке современных научных представлений о подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования. Нужен системный научный подход к построению модели, содержания, выбору технологий, разработке и обеспечению деятельности для студентов результатов научных исследований. Нужна научная поддержка современных подходов к формированию надпрофессиональных компетенций, цели которых хоть и определены, но содержание и методические приемы в полной мере не отработаны. Так что присутствие руководителей вузов в списке академиков РАО нас только радует.
Комментарий. Приношу извинения, но я не разгадал кроссворд про Правило четырех «к» из заголовка, надеюсь на догадливость читателей. Меня занимают совсем другие мысли. Очень надеюсь, что назначение О.Ю. Васильевой и её планы говорят о начале возвращения государства в образование.
Долгие 20 лет Академия образования играла роль свидетеля в том, что происходило с образованием в России, от её имени работали некоторые деструктивные институты и деятели, разрушавшие образование в стране.
Очень надеюсь, что Академия образования возьмёт в свои руки анализ и рецензирование документов, по которым будет жить образование страны, в том числе планы цифровизаторов.
Очень надеюсь, что отныне будут учитываться не только интересы «заказчика» «образовательной услуги», но и государства российского, а это неизбежно должно привести к отказу от чисто экономической категории «услуга» в сложной гуманитарной сфере — в образовании. На посту министра Ольга Юрьевна не смогла провести необходимые реформы, восстановить обрушенный статус учителя, так как ей была отведена роль хирурга с завязанными за спиной руками: говорить о планах можно, а осуществлять их — ни-ни!
Ждём развития событий, ждём первых решений… С надеждой на лучшее