Отмена предметного обучения, или Бег по «граблям»
Ещё в 2017 году СМИ сообщили, что Финские школы первыми в мире отменят все предметы.
И вот свежая новость: Долой уроки! Финляндия избавится от всех школьных предметов. Давайте прочитаем.
Финляндия станет первой страной с междисциплинарной подачей информации. Система образования в Финляндии считается одной из лучших в мире. В рейтингах по оценке образования эта страна входит в десятку самых престижных, пишет Moon Child. Однако местные власти не стремятся почивать на лаврах и решили устроить настоящую революцию в школьной системе, которая должна закончиться к 2020 году.
Чиновники хотят отменить школьные предметы: теперь не будет уроков физики, математики, литературы, истории и географии. Вместо отдельных предметов школьники будут изучать события и явления в междисциплинарном формате. Так, например, Вторая мировая война будет рассматриваться с точки зрения истории, географии и математики.
А при изучении курса «Работа в кафе» ученики получат комплексные знания об английском языке, экономике и коммуникативных навыках. Такая система вводится для старшеклассников начиная с 16 лет. По задумке, ученик должен будет сам выбрать, какую тему или явление изучать, исходя из представлений об их необходимости для дальнейшей жизни.
Таким образом, подросткам не надо будет проходить полный курс физики или химии и задаваться вечными вопросами: «А мне это надо?» и «Для чего я все это учу?» Так, английскую литературу и физику уже отменили в ряде школ в Хельсинки. Вместо них детям преподают темы и события. Считается, что таким образом они получат комплексные знания об окружающем мире. Например, в рамках изучения Евросоюза школьникам будут читать лекции по истории, политике, географии и иностранным языкам.
Школьная реформа потребует большего взаимодействия между учителями разных предметов. Примерно 70 % педагогов в Хельсинки уже прошли подготовку по новой системе подачи информации и получат прибавку к зарплате.
Источник: bnews.kz
И тут на память приходят смутные отрывки знаний из педвуза по комплексному методу обучения. Дополним их выдержками из интернет-источников.
Широкому распространению этого метода способствовало то обстоятельство, что в советской школе 20-х годов действовали «комплексные» программы и комплексный метод обучения детей, который был основан на теории комплексного восприятия детьми действительности. По комплексным программам предполагалось изучать жизнь общества, его культурные устои в тесной связи с физические явления природы, развитием техники и науки. «Куски жизни» были представлены в комплексных программах темами, которые раскрывались на уроках различных предметов. Например, темы «Осенние работы», «Охрана здоровья», «Электрофикация страны» и т.д.
https://studfiles.net/preview/2840106/page:4/
Сказано: «на уроках различных предметов» — школьные предметы были. Как я это себе это представляю? На этой неделе биологи изучают уток,на уроке географии изучают ареал их обитания, сезонные перелёты на уроке рисования рисуют уток, на уроке пения поют песенки про утят. На уроке математики решают древнекитайскую задачу про одновременно вылетевших навстречу друг другу дикую утку и дикого гуся. Можно пофантазировать, что на эту тему делают на других предметах, но в любом случае картинка «Утки» изучается вне осмысления фундаментальных законов развития каждого школьного предмета в отдельности. Получаются не знания, а лоскутное одеяло, не мозаичное панно «Окружающий нас мир», а отдельные цветные стёклышки. Каждое по отдельности оно может быть красиво, но все вместе — не составляют общей картины.
Программы Государственного учёного совета (ГУСа) создавались для школ двух типов – фабрично-заводских семилеток (ФЗС) и для школ колхозной молодёжи (ШКМ), то есть для школ, нацеленных на подготовку детей к обучению трудовым профессиям. Но не для старшего звена школы, нацеленного на подготовку к поступлению в вузы и к обучению по нужным стране специальностям: учителя, врачи, инженеры, военные и т.п. Как много знакомого мы видим в том, что было 90 лет назад.
Тут уже совсем недалеко до современного системно-деятельностного подхода, закреплённого во ФГОСе. Уроки по ФГОСу предполагают формулирование учащимися цели урока. Ещё немного и ученики станут учителями, а учителя — учениками… Читатели начнут ставить цель написания произведения условному Льву Толстому, а лежащий на операционном столе больной будет ставить цель хирургу.
Применительно к изучению физики в школе тогда писали: «На практике комплексный метод разрушил не только систему предметов, но и систему знаний, ибо первое неразрывно связано со вторым. Комплексные программы ГУСа по физике, изданные в 1925, 1927 и 1929 г., содержали отрывочные сведения, не связанные между собой, и не давали системы знаний по предмету». Надо ли удивляться, что страна, которой были нужны ученые, преподаватели, учителя, врачи, инженеры, военные…, отказалась от этого метода обучения.
Вернёмся от воспоминаний и сравнений на финскую землю. Они собираются комплексным методом учить всех детей. Им учителя, врачи, инженеры, военные… без надобности?
Ладно финны, — скажите вы, — а если наши либеральные «реформаторы» образования ухватятся за эту идею? — Вот этого я и опасаюсь. Они пока всё больше кружат вокруг главных навыков XXI века, которым собираются учить всех детей, заменяя ими знания. Они «боятся давать знания народу» (Греф). А если они совместят эту идею с «цифровизацией образования» по Д.Пескову:
«Образование будет разделено на два вида: компьютерное — оно будет дешёвым — и человеческое — оно будет дорогим. Потому что знания стремительно обесцениваются, а социальные связи и возможность учиться лицом к лицу будут только дорожать».
Видимо, дети элиты, таланты, которых через систему портфолио отберёт элита, избегут компьютерного обучения, а детям остальных граждан будет уготована подготовка к простому обслуживающему труду (что-то вроде ФЗС и ШКМ), для которого и нужны те самые четыре компетенции, что усиленно пропихивают в российскую школу.
Оцените высказывание Д.Пескова. Судите сами, чего в нём больше: заботы о будущем страны или исполнения пожеланий заказчиков уничтожения российского образования.
Подозреваю, что образование для элиты — «лицом к лицу» — не будет сведено к комплексному методу, методу проектов и прочим «граблям», на которые российское образование уже наступало в старые и новые времена.
А вот что себе думают финские товарищи, какие цели они преследуют, начиная забег по «граблям», — тут я просто теряюсь в догадках.