Образование — это экономика для государства, но служение для учителя
В «Городе образования» на ВДНХ поспорили: что есть образование — услуга или служение. Слово «служение», правда, не использовалось.
МОСКВА, 30 августа. /ТАСС/. Развитие экономических механизмов в России должно содействовать улучшению качества российского образования независимо от формы собственности образовательных организаций, родители должны иметь возможность выбирать между государственными и частными школами, считает гендиректор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин.
«Наличие механизма позволяет решать системные проблемы. Экономика — это механизм, лучшего механизма наше общество еще не придумало», — сказал Брычкин на круглом столе «Частные инвестиции в образовании» в рамках форума «Город образования», говоря о приоритете экономического подхода к вопросам образования.
В ходе дискуссии на круглом столе мнения экспертов о статусе сферы образования разделились: одни считают, что образование является социальной сферой, другие — что оно относится к сфере экономики…
«Давайте просто поймем, что образование — это на текущий момент сфера экономики, а не социальная. Как только мы это поймем, у нас сразу поменяется отношение ко всему», — сказал член координационного совета «Деловой России» Александр Рудик.
Он отметил, что медицина, как и экономика, считается социальной сферой, однако в медицину пришел бизнес, и хуже от этого, по мнению эксперта, не стало. Аналогичная ситуация должна сложиться в образовании, считает Рудик.
«Если это экономика, то образование в этой экономической модели — что? Получается, что услуга. И мы, как общество, говорим, что это вредное отношение к сфере образования как к услуге», — ответила на это президент «Рыбаков фонда» Екатерина Рыбакова.
Она добавила, что в сфере здравоохранения клиенту за деньги могут поставить несуществующий диагноз и потом «вылечить» от несуществующей болезни. «И отличие сферы образования от сферы здравоохранения в том, что если мы ведем правильный образ жизни и занимаемся профилактикой, то мы сферы здравоохранения можем избежать, а сферы образования мы не избежим в своей жизни. То есть социальная значимость у образования выше, чем у здравоохранения», — считает она.
«Проблема качества образования не в том, что это бизнес или социальная сфера, услуга или не услуга. Проблема в том, чтобы сделать правильный механизм, который позволяет родителям ребенка выбрать то место, в котором его ребенку дадут качественное образование», — сказал, в свою очередь, Брычкин.
Источник. ТАСС.
Комментарий. Не буду спорить с деловыми людьми, которые пришли поговорить о частных инвестициях об экономике в образовании. У меня тоже есть представление об экономике в образовании. Во время Великой отечественной войны страна тратила 7,5 % всех госрасходов на образование, привлекались и частные инвестиции: образование в старших классах, техникумах, вузах было платным, документы приведены здесь. До войны и после неё в образование вкладывали 13,6 % всех госрасходов. А на рубеже веков горячие головы говорили, что государство должно уйти из образования, что госрасходы надо уменьшить до 0,7 % от ВВП. Сейчас тратим 3,6 % ВВП на образование (2017 год). Экономика осчастливила образование и продолжает его душить «повышением экономической эффективности»: закрытием и слиянием школ, новой системой оплаты труда, сделавшей учительские коллективы конкурентами в борьбе за зарплату и премии. Экономисты думают, что, следуя их показателям и критериям, образование совершенствуется. Они подменяют понятие эффективности образования понятием его экономической эффективности, но и здесь ошибаются, так как смотрят на проблему с горизонтом 1-2 года.
Но давайте задумаемся. Даже тогда, когда образование в старших классах было платным, была ли работа учителя оказанием образовательных услуг? Приведу пример. 24 августа я был на открытии памятной доски первому директору школы № 2 (1952-1956), первому директору школы-интерната (1956-1962) г. Нелидово Михаилу Николаевичу Максимовскому. Подробности здесь. На это памятное событие, кроме учителей, учащихся и горожан, собрались выпускники 1956 года (год отмены платности в образовании) с фотографиями, с дневником девятиклассницы из 1955/56 учебного года, один выпускник приехал из Твери. Я никого из них не спрашивал, разумеется, но вопрос в голове промелькнул: «Михаил Николаевич служил своему народу и государству или оказывал образовательные услуги?»
Много ли людей через 65 лет вспомнят об оказанных услугах? Для меня очевидно, что при любом способе финансирования образования к работе учителя нельзя относиться, как к оказанию услуг. Эта экономическая терминология уже развратила часть учителей. Некоторые из них стали говорить: «Я объяснила, оказала образовательную услугу. Не поняли — это ваши проблемы». Образование, как сфера экономики, может быть только у государства, финансирующего образование, как своё будущее. Если экономизм поселился в голове директора школы, учителя, воспитывающего и обучающего своих питомцев, — это катастрофа, это подмена задачи для всей деятельности в образовании.
Экономистов надо выгнать из образования, как когда-то Христос выгнал торговцев из храма, и начать воспринимать образование, как сферу построения будущего народа, государства и каждого отдельного гражданина. Учителя служат, а не оказывают образовательные услуги, господа деловые люди из «Деловой России» и «Российского учебника»!
Пора бы этот вопрос решить на уровне министерства, на уровне законодательных органов. Мы уже 25 лет бредём по пустыне «реформ» образования, проводимых экономистами — и конца нашим мучениям не видно. Но год назад Комитет Государственной Думы, руководимый Никоновым В.А. («ЕР»), отказался начать пересмотр законодательства страны на предмет отказа от термина «образовательная услуга». Власть деловых людей ничего не понимает про образование, даже если сидит под вывеской «Образование».
Видимо, только тогда, когда разрушение образования станет катастрофическим, жареный петух клюнет власть в известное место и под давлением неопровержимых улик, подтверждающих разрушительность всей предыдущей политики в образовании на основе идей экономизма, она будет вынуждена что-то менять. А пока бредём дальше по пустыне с обтрёпанным флагом экономизма в руках.