Об образовательном стандарте старшей школы и последствиях для национальной безопасности России
Выдержка из стенограммы заседания Государственной Думы 20.06.2012
Председательствует Председатель Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкин.
Смолин О.Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич!
В России наступает время выпускных вечеров и, пользуясь случаем, я хочу поздравить всех наших ребят, всех учителей и родителей с этим единственным в жизни и неповторимым праздником, а каждому выпускнику пожелать почаще вспоминать слова замечательной советской песни: «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра».
Но, между прочим, желающие могут поздравить и меня. Думаю, немногие из вас имеют официальный документ, почти сертификат, подтверждающий, что они не экстремисты.
Я такой документ имею, причём за подписью замминистра внутренних дел Игоря Алёшина, теперь уже бывшего.
Рассказываю. 1 апреля в городе Уссурийске усилиями местной полиции и ФСБ были задержаны трое граждан, которые раздавали листовку в поддержку подготовленного нами, внесённого группой депутатов фракции КПРФ, проекта закона о народном образовании. Подчёркиваю, законопроекта, официально внесённого в Государственную Думу. Разумеется, мы направили запрос на имя министра внутренних дел, думали извинятся и сообщат, что провели воспитательную работу среди отдельно взятого сотрудника, делающего глупости. Ничуть не бывало. Получили ответ, где на полном серьёзе и «на голубом глазу» сообщили нам, что признаков экстремизма в листовке, а значит и в нашем законопроекте, не обнаружено.
Если бы я был Михаилом Задорновым, то направил бы президенту предложение объединить МВД и ФСБ с Минздравом, чтобы легко можно было проверить психическую нормальность тех, кто даёт подобные поручения. От себя я могу лишь с грустью добавить: если в моей стране власть подозревает в экстремизме тех, кто стремится помочь образованию, эта власть больна, а будущее страны под угрозой.
А вот другой документ, подписанный президентом Российской академии наук. Этот документ называется «Отзыв на проект федерального государственного образовательного стандарта старшей школы», который был выставлен на сайте Минобрнауки в начале мая. Однако прежде чем его процитировать, напомню историю вопроса.
На рубеже 2010-2011 годов под руководством Александра Кондакова был подготовлен проект федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы. Получив этот документ немного раньше других, я провёл эксперименты на моих друзьях – профессорах, членкорах и академиках. Один из них, профессор Мельников, здесь присутствует. Спрашивал об одном: как вы думаете, какие 4 предмета останутся обязательными для российских старшеклассников по новому стандарту? Не угадал ни один. Ну, что с них взять, профессора, академики, народ тёмный.
Никто не догадался, что обязательными останутся: ОБЖ, физкультура, Россия в мире, да ещё некий индивидуальный проект. Поскольку в стандарте было предложено улучшить преподавание единственного предмета – иностранного языка, доцент сибирского технического вуза на одной конференции сказал: ну, что же, раб должен быть здоров и знать язык своего хозяина.
После этого Российская академия образования предложила свой собственный проект стандарта, который был принят за основу Общественным советом по образованию министерства образования и науки.
Кстати, в этом зале на вопрос депутата Шудегова, сколько стоила разработка школьных стандартов, Алексей Кудрин ответил: около миллиарда рублей. Еще бы, такое можно придумать только за бешеные деньги. Даром не додумаешься.
После проекта академии была создана специальная группа под руководством Михаила Ковальчука. Группа свела вместе вроде бы два проекта образовательных стандартов, но, то ли группа не справилась с заданием, то ли её не слушали, то ли подгоняли сроки утверждения стандарта. Кстати вступление в полную силу печально знаменитого Федерального закона № 83 «Об автономных бюджетных и казенных учреждениях» или сокращенно об АУ, БУ и КУ.
Напомню, по этому закону фактически школа должна превратиться в лавку по продаже образовательных услуг, больница – медицинских, музейное дело – в разновидность масскульта. От многих школ уже требуют, чтобы они составляли финансовые планы зарабатывания денег. Не случайно 1 июня на Пушкинской площади студенты, преподаватели и родители дружно скандировали «Образование – не товар, школа – не черкизон».
В итоге, 17 мая уже не министр, но ещё исполняющий обязанности Андрей Фурсенко подписал приказ об утверждении нового стандарта. Как в известной сказке: чеширского кота уже нет, но улыбка его осталась и улыбка эта сардоническая.
Убежден, уважаемые коллеги, результаты работы братьев Фурсенко в образовании и в футболе примерно одинаковые, но вот последствия образования будут гораздо хуже. (Аплодисменты.)
Однако пришло время процитировать документ, о котором я уже говорил, за подписью президента Российской академии образования.
Цитирую: «Проект не упоминает об обязательной части основной образовательной программы, без чего задача сохранения единого образовательного пространства страны не реализуется».
Объясняю: новый стандарт угрожает разрушением единому образовательному пространству страны, детей будут учить чему-нибудь и как-нибудь по-разному.
Цитирую: «Обязательным статусом проект наделяет предметные области, предметы, входящие в их состав, обязательными не являются, в результате можно получить аттестат зрелости не изучив, внимание, ни физику, ни химию, ни биологию, ни историю, ни географию, ни обществознание и прочее, заменив их на другие предметы». Оставляю без комментариев.
Цитирую: «Изложенное выше резко усиливает коррупционную составляющую обучения по такому стандарту, переводя самые значимые курсы в разряд дополнительных образовательных услуг».
Повторю, новый стандарт принимался специально под федеральный закон № 83.
Цитирую: «Естественно, о надлежащем качестве такого бесплатного образования говорить не приходится, тем более, что государство брать на себя такую ответственность и не собирается».
Добавлю. За создание условий для образования, согласно стандарту, отвечает сама школа за счёт бюджетных и внебюджетных источников. Если условия не созданы, директоров будут штрафовать, таким образом их заставляют зарабатывать деньги за счёт карманов граждан. Уважаемые коллеги, если кто-то думает, что стандарт после этого разгромного отзыва был сильно улучшен, тот ошибается. Он в основе остался прежним, изменения были только косметические.
Хочу ещё раз обратиться к депутатам. Коллеги, если мы всерьёз собираемся модернизироваться, мы должны задать себе вопрос: почему наиболее сильный удар наносится по самым передовым в России предметам, по естественно-научному циклу? Здесь немало сторонников теории заговора, задумайтесь над этим, коллеги.
Перехожу к предложениям. Первое. От имени Государственной Думы, если не получится, от имени лидеров оппозиционных фракций направить обращение в Совет Безопасности страны с предложением рассмотреть последствия нового стандарта для национальной безопасности России.
Второе. Думским комитетам по образованию, по науке, по культуре, по вопросам семьи, по безопасности провести парламентские слушания с целью определения возможных плюсов и несомненных рисков стандарта.
Третье. Создать комиссию парламентского расследования по этому вопросу.
Четвёртое. Группой депутатов фракции КПРФ в Государственную Думу официально внесён проект федерального закона «О народном образовании». В этом проекте, во-первых, мы предлагаем, чтобы школьный стандарт согласовывался с профильными парламентскими комитетами, Российской академией наук, Российской академией образования, профессиональными союзами, союзом ректоров и профессиональными ассоциациями. Стандарт не должен выскакивать из кабинета бывшего министра, как чёрт из табакерки.
Во-вторых, мы предлагаем в этом законопроекте полный набор учебных предметов, так называемый золотой стандарт в содержании образования, чтобы никому неповадно было проводить эксперименты над детьми за бешеные государственные деньги. Мы приглашаем всех депутатов, независимо от фракций, включая депутатов правящей партии, присоединяться к нашему законопроекту. Мы хотим, чтобы он стал законом 100, 200, а может быть и более депутатов.
И наконец, уважаемые коллеги, должен повторить. Как древние римляне говорили: Карфаген должен быть разрушен, так я хочу повторить ещё раз. Федеральный закон № 83 должен быть отменён. Иначе по мозгам нации, по её интеллектуальному потенциалу будет нанесён колоссальный удар.
Недавно мы отмечали день рождения Александра Сергеевича Пушкина, все цитировали стихи. Позвольте и мне короткую цитату из великого поэта, из его письма к дяде, Василию Львовичу Пушкину. «Христос воскрес, питомец Феба. Дай бог, чтоб милостию неба Рассудок на Руси воскрес. Он что-то, кажется, исчез». Ещё раз поздравляю всех выпускников 2012 года и надеюсь, что они сполна оценят мудрость древнего Евангелия: знание – свобода. Спасибо. (Аплодисменты.)
Выдержка из стенограммы заседания Государственной Думы 20.06.2012
Председательствует Председатель Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкин.
Смолин О.Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич!
В России наступает время выпускных вечеров и, пользуясь случаем, я хочу поздравить всех наших ребят, всех учителей и родителей с этим единственным в жизни и неповторимым праздником, а каждому выпускнику пожелать почаще вспоминать слова замечательной советской песни: «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра».
Но, между прочим, желающие могут поздравить и меня. Думаю, немногие из вас имеют официальный документ, почти сертификат, подтверждающий, что они не экстремисты.
Я такой документ имею, причём за подписью замминистра внутренних дел Игоря Алёшина, теперь уже бывшего.
Рассказываю. 1 апреля в городе Уссурийске усилиями местной полиции и ФСБ были задержаны трое граждан, которые раздавали листовку в поддержку подготовленного нами, внесённого группой депутатов фракции КПРФ, проекта закона о народном образовании. Подчёркиваю, законопроекта, официально внесённого в Государственную Думу. Разумеется, мы направили запрос на имя министра внутренних дел, думали извинятся и сообщат, что провели воспитательную работу среди отдельно взятого сотрудника, делающего глупости. Ничуть не бывало. Получили ответ, где на полном серьёзе и «на голубом глазу» сообщили нам, что признаков экстремизма в листовке, а значит и в нашем законопроекте, не обнаружено.
Если бы я был Михаилом Задорновым, то направил бы президенту предложение объединить МВД и ФСБ с Минздравом, чтобы легко можно было проверить психическую нормальность тех, кто даёт подобные поручения. От себя я могу лишь с грустью добавить: если в моей стране власть подозревает в экстремизме тех, кто стремится помочь образованию, эта власть больна, а будущее страны под угрозой.
А вот другой документ, подписанный президентом Российской академии наук. Этот документ называется «Отзыв на проект федерального государственного образовательного стандарта старшей школы», который был выставлен на сайте Минобрнауки в начале мая. Однако прежде чем его процитировать, напомню историю вопроса.
На рубеже 2010-2011 годов под руководством Александра Кондакова был подготовлен проект федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы. Получив этот документ немного раньше других, я провёл эксперименты на моих друзьях – профессорах, членкорах и академиках. Один из них, профессор Мельников, здесь присутствует. Спрашивал об одном: как вы думаете, какие 4 предмета останутся обязательными для российских старшеклассников по новому стандарту? Не угадал ни один. Ну, что с них взять, профессора, академики, народ тёмный.
Никто не догадался, что обязательными останутся: ОБЖ, физкультура, Россия в мире, да ещё некий индивидуальный проект. Поскольку в стандарте было предложено улучшить преподавание единственного предмета – иностранного языка, доцент сибирского технического вуза на одной конференции сказал: ну, что же, раб должен быть здоров и знать язык своего хозяина.
После этого Российская академия образования предложила свой собственный проект стандарта, который был принят за основу Общественным советом по образованию министерства образования и науки.
Кстати, в этом зале на вопрос депутата Шудегова, сколько стоила разработка школьных стандартов, Алексей Кудрин ответил: около миллиарда рублей. Еще бы, такое можно придумать только за бешеные деньги. Даром не додумаешься.
После проекта академии была создана специальная группа под руководством Михаила Ковальчука. Группа свела вместе вроде бы два проекта образовательных стандартов, но, то ли группа не справилась с заданием, то ли её не слушали, то ли подгоняли сроки утверждения стандарта. Кстати вступление в полную силу печально знаменитого Федерального закона № 83 «Об автономных бюджетных и казенных учреждениях» или сокращенно об АУ, БУ и КУ.
Напомню, по этому закону фактически школа должна превратиться в лавку по продаже образовательных услуг, больница – медицинских, музейное дело – в разновидность масскульта. От многих школ уже требуют, чтобы они составляли финансовые планы зарабатывания денег. Не случайно 1 июня на Пушкинской площади студенты, преподаватели и родители дружно скандировали «Образование – не товар, школа – не черкизон».
В итоге, 17 мая уже не министр, но ещё исполняющий обязанности Андрей Фурсенко подписал приказ об утверждении нового стандарта. Как в известной сказке: чеширского кота уже нет, но улыбка его осталась и улыбка эта сардоническая.
Убежден, уважаемые коллеги, результаты работы братьев Фурсенко в образовании и в футболе примерно одинаковые, но вот последствия образования будут гораздо хуже. (Аплодисменты.)
Однако пришло время процитировать документ, о котором я уже говорил, за подписью президента Российской академии образования.
Цитирую: «Проект не упоминает об обязательной части основной образовательной программы, без чего задача сохранения единого образовательного пространства страны не реализуется».
Объясняю: новый стандарт угрожает разрушением единому образовательному пространству страны, детей будут учить чему-нибудь и как-нибудь по-разному.
Цитирую: «Обязательным статусом проект наделяет предметные области, предметы, входящие в их состав, обязательными не являются, в результате можно получить аттестат зрелости не изучив, внимание, ни физику, ни химию, ни биологию, ни историю, ни географию, ни обществознание и прочее, заменив их на другие предметы». Оставляю без комментариев.
Цитирую: «Изложенное выше резко усиливает коррупционную составляющую обучения по такому стандарту, переводя самые значимые курсы в разряд дополнительных образовательных услуг».
Повторю, новый стандарт принимался специально под федеральный закон № 83.
Цитирую: «Естественно, о надлежащем качестве такого бесплатного образования говорить не приходится, тем более, что государство брать на себя такую ответственность и не собирается».
Добавлю. За создание условий для образования, согласно стандарту, отвечает сама школа за счёт бюджетных и внебюджетных источников. Если условия не созданы, директоров будут штрафовать, таким образом их заставляют зарабатывать деньги за счёт карманов граждан. Уважаемые коллеги, если кто-то думает, что стандарт после этого разгромного отзыва был сильно улучшен, тот ошибается. Он в основе остался прежним, изменения были только косметические.
Хочу ещё раз обратиться к депутатам. Коллеги, если мы всерьёз собираемся модернизироваться, мы должны задать себе вопрос: почему наиболее сильный удар наносится по самым передовым в России предметам, по естественно-научному циклу? Здесь немало сторонников теории заговора, задумайтесь над этим, коллеги.
Перехожу к предложениям. Первое. От имени Государственной Думы, если не получится, от имени лидеров оппозиционных фракций направить обращение в Совет Безопасности страны с предложением рассмотреть последствия нового стандарта для национальной безопасности России.
Второе. Думским комитетам по образованию, по науке, по культуре, по вопросам семьи, по безопасности провести парламентские слушания с целью определения возможных плюсов и несомненных рисков стандарта.
Третье. Создать комиссию парламентского расследования по этому вопросу.
Четвёртое. Группой депутатов фракции КПРФ в Государственную Думу официально внесён проект федерального закона «О народном образовании». В этом проекте, во-первых, мы предлагаем, чтобы школьный стандарт согласовывался с профильными парламентскими комитетами, Российской академией наук, Российской академией образования, профессиональными союзами, союзом ректоров и профессиональными ассоциациями. Стандарт не должен выскакивать из кабинета бывшего министра, как чёрт из табакерки.
Во-вторых, мы предлагаем в этом законопроекте полный набор учебных предметов, так называемый золотой стандарт в содержании образования, чтобы никому неповадно было проводить эксперименты над детьми за бешеные государственные деньги. Мы приглашаем всех депутатов, независимо от фракций, включая депутатов правящей партии, присоединяться к нашему законопроекту. Мы хотим, чтобы он стал законом 100, 200, а может быть и более депутатов.
И наконец, уважаемые коллеги, должен повторить. Как древние римляне говорили: Карфаген должен быть разрушен, так я хочу повторить ещё раз. Федеральный закон № 83 должен быть отменён. Иначе по мозгам нации, по её интеллектуальному потенциалу будет нанесён колоссальный удар.
Недавно мы отмечали день рождения Александра Сергеевича Пушкина, все цитировали стихи. Позвольте и мне короткую цитату из великого поэта, из его письма к дяде, Василию Львовичу Пушкину. «Христос воскрес, питомец Феба. Дай бог, чтоб милостию неба Рассудок на Руси воскрес. Он что-то, кажется, исчез». Ещё раз поздравляю всех выпускников 2012 года и надеюсь, что они сполна оценят мудрость древнего Евангелия: знание – свобода. Спасибо. (Аплодисменты.)
Источник: http://oleg-smolin.livejournal.com/44486.html
Наш комментарий. Уважаемый Олег Николаевич, спасибо Вам за твёрдую позицию в вопросе сохранения в России того, что она умела делать лучше других — российского образования. Ваш статус депутата и возможные обвинения в «терроризме» не позволяют Вам сказать яснее: управляющей элите России образование не нужно, так как оно не нужно нашим внешним управляющим — державе-победителю в холодной войне. Давно пора осознать наш статус проигравших и признать, что «реформы» образования в России ведутся группой Кузьминова (ВШЭ) по лекалам Всемирного банка — не в интересах России. Даже З.Бжезинский сказал: «В американских банках лежит $500 млрд., принадлежащих российской элите… вы еще разберитесь, чья это элита – ваша или уже наша». Необходимо провести парламентское расследование об антигосударственной деятельности группы Кузьминова. Поддержка этой инициативы общественностью гарантирована.
Мы не сможем сохранить и возродить Россию, если не сохраним и не возродим традиционные ценности российского образования, поэтому лозунг дня: «Возвратим России суверенитет над образованием!»
Приведённые выше слова остались от моего более пространного послания на сайте О.Н.Смолина. Пришлось сократиться под имеющийся объем для комментария. Что хочется добавить ещё. Всё больше людей понимают, что сотворённое с образованием России не может быть ошибкой, это не ошибка, это предательство национальных интересов. Управляющая элита России (или их руководители за океаном?) уже решила, что Россия всё равно развалится. Им так надо, чтобы добраться до минеральных богатств на нашей территории. Россияне с их проблемами им не нужны. У них дети за рубежом, там они и осядут, когда подведут нас к разрушительной черте. Нам это надо? Все ответственные граждане, особенно «рождённые в СССР», которые, в отличие от молодых продуктов разрушенной системы образования, понимают, что происходит, должны бороться за сохранение своего государства, своего будущего. Спасение образования это понятная законная цель, против которой не могут возразить даже те, кто ищет признаки терроризма в призыве «Спасём образование!» Если они против спасения образования, то обнаружат свою антигосударственную сущность, так как без науки, современного производства, оборонки, сильной армии (всё строится на хорошем образовании) удержать и охранить такую территорию мы не сможем. На это они не пойдут. Надо всеми силами давить на власть, чтобы отменить идиотские стандарты, на которые кузьминовы и кондаковы умудрились потратить около миллиарда рублей, отменить закон об образовании. Ладно бы пропали деньги — ещё заработаем, но ведь пропадает молодое поколение, которое уже будет не в силах отстоять Россию.
Реальную официальную оценку реформы образования, ЕГЭ и прочих прелестей мы не получим ещё долго, так как старт этой реформе дал В.В.Путин. Помните? — то ли съезд учителей, то ли собрание функционеров от образования, где почти единогласно поддержали реформу образования, ЕГЭ, ГИФО и 12-ти летнюю среднюю школу. Две последние идеи оказались провальными. Вы же понимаете, что ни один чиновник не посмеет критиковать то, к чему приложил руку национальный лидер.