О зарплатах учителей
На ОТР сегодня с 20:00 обсуждалась зарплата учителей. Сначала сообщили, что минпросвещения в Думе признало, что ¾ российских учителей получают зарплату — из расчёта оклада (18 уроков в неделю у учителя в 5-11 классах) — ниже прожиточного уровня. Я благодарен ОТР, что они обсуждают этот вопрос и запустили сбор информации на эту тему.
Меня попросили ответить на вопрос: почему в 2021 году средняя зарплата от 1-2 квартала понизилась на 2000 р. в 3-4 квартале. Истинных причин я не знаю, но 3-4 квартал — это уже новый учебный год. Опытные учителя, у которых зарплата чуть выше, могли уйти и доля менее опытных учителей, ещё не заработавших своих льгот и доплат за стаж, уровень квалификации и пр., увеличилась.
Дальше я напомнил ситуацию со ставкой учителя на понятном примере. Если уборщица убирала в прошлом месяце 1 подъезд, а в этом месяце она убирает 2 подъезда, то означает ли это, что ей повысили зарплату в 2 раза? Нет. Она стала работать более интенсивно, возможно, возвращаясь с работы, она уже не узнает своих детей… То же с «повышением» зарплат учителей по майскому указу 2012 года. Из трёх учителей одного уволили, учебную нагрузку и зарплату распределили между двумя оставшимися. Начальники отчитались о повышении зарплат учителей на 50% (если считать для простоты, что в моем примере три учителя имели одинаковые зарплаты за одинаковые нагрузки). Но произошло ли повышение зарплаты учителей? — Нет. Их стали сильнее, интенсивнее эксплуатировать.
На вопрос «Почему так происходит?» я ответил: так запланировано экономистами-реформаторами, ломавшими через колено российское образование, и привел ответ одного из реформаторов на предложение академика В.И. Арнольда повысить зарплату учителей:
Крайне отрицательно «реформаторы» отнеслись к моим словам о необходимости повысить зарплату учителям. По их мнению, «это только закрепило бы нынешнюю оккупацию школ малокомпетентными старушками» (2002).
Чего мы ожидаем от экономистов 20 лет спустя? У них же главный показатель эффективности дробь, в числителе которой доходы, а в знаменателе понесённые расходы. Мышление экономистов так примитивно, что они считают, будто уменьшая знаменатель дроби, они повышают эффективность чего-либо (отсюда «растут ноги» оптимизации образования, здравоохранения). Им не хватает мозгов понять, что уменьшение знаменателя в 2 раза может привести к уменьшению дроби в 2 раза, если при этом числитель уменьшится в 4 раза. Плохо обученные и воспитанные школьники со временем станут не хорошими работниками, платящими налоги, а социальным балластом, который надо будет содержать за счёт пособий. Всего этого, разумеется, я сказать не мог. Не успел я и сообщить о сборе подписей под Воззванием А.В. Савватеева со товарищи.
Мне сказали: «Спасибо. До свидания». У них же свой план передачи, да и не любит телевидение обострять обсуждение проблем. Если любили бы, то я рассказал бы ещё об одном наблюдении из сферы изменений зарплат (эти данные я им посылал, но они ими не воспользовались).
Все сравнения в СССР делались с достижениями России в 1913 году — в последнем предвоенном году. Дальше я хотел привести сравнение зарплат в Воронежской области в 1913 и в 2013 годах в современном эквиваленте. Эти данные публиковали в «АиФ». Изменения зарплат составили: увеличение у полицейского в 2 раза, уменьшение у учителя на ¾.
Грустные мысли приходят в голову об устройстве нашего государства и его перспективах.