О задачах образования в современном мире. Письмо подписчика
О задачах образования в современном мире рассуждает подписчик канала.
Задачи образования в сегодняшнем мире изменились, стали фундаментальнее. Советское «воспроизводство человеческого капитала» было нацелено прежде всего на промышленные технологии, физ.-мат. и естественные науки.
Сейчас технологии – информационные, но понимать их надо не как цифровые (это – “обманка“, отвлекающий манёвр, как «СОИ» у американцев для СССР в 80-е), а как синергетическое, через СМИ+соцсети+»школа» преобразование природы человека. «Преобразование» здесь – как буквальный и смысловой перевод «термина» «информация».
Раскрою. Советский человек образовывался школой и остатками традиционной культуры. Стержень культуры – культ (вера) — система внерассудочно заданных ценностных установок. Вера впитывается «с молоком матери», проявляется и в словах, и в делах человека. Вероучение аксиоматически отвечает на основной вопрос – не философии (не науки, не методологии – он вообще вне рассудка) – на вопрос бытия: «Как и почему мне жить?» Если я совсем умру – почему нужно что-то терпеть, пока живу? Ответ: «потому что…» невозможен, т.к. я живу сейчас, а все причины ушли в прошлое. Ответ «затем, чтобы…» не имеет смысла: целям нет места, т.к. для меня нет будущего. Долга и благодарности тоже нет: я
не просил давать мне жизнь. Смерть абсолютна, жизнь – случайное мгновенье.
Только культ утверждает: есть вечно живое МЫ, порождающее материально смертное Я, душа (= воля, устремления) которого, отданная «за други своя» будет жить вечно. В памяти, например.
До нашего времени дожили лишь те человеческие общности (племена, народы, нации, цивилизации), чью систему ценностей возглавляет святыня – приоритет выживания и процветания «МЫ» над благополучием «Я», порождённого этим «МЫ».
Далее. Человек не имеет инстинкта размножения (не путать с рефлекторными реакциями на половые раздражители), желание и способность иметь детей воспитывается (культивируется) унаследованным от родителей/предков укладом, либо широким, всеобщим, чётко сформулированным культом вечной жизни (рода, народа, религиозной общности).
Преобразование человеческой природы в «информационном» обществе – разрушение культурной преемственности поколений и создание культа личного успеха в потребительской гонке. В нём дети – атавизм, странный пережиток вымирающей культуры «предков», конкурент, препятствие к успеху.
Так формируется отрицательная обратная связь в воспроизводстве «человеческого капитала». На наших глазах растёт число профессионально успешных людей, молодых и уже не очень , проживающих парами и без пары – бездетных. Человеку свойственно добиваться целей. Он выигрывает гонку за успех: работа-деньги-машина-жильё-отдых – ценой самого цветущего периода жизни. Но вот, среди достатка, его настигает чувство бесплодности невозвратно прошедших лет и бессмысленности жизни. Его никто не предупредил об этом. Нигде не научили, что невозможна надежда на счастье без стремления стать отцом и дедом (значит, суметь воспитать детей так, чтобы увидеть правнуков).
Поэтому цель образования современного человека – не только обретение знаний, умений и навыков. Подготовка квалифицированного специалиста – необходимо, но не достаточно. Нет от него толку, если он в случае опасности не спасает, а спасается (через Верхний Ларс). Не мне, или тебе – лично – нужен культ надличностного, общего МЫ – он нужен всем нам, если имеем хоть что-то стОящее для наследования потомками. Это культ детства, семьи, Родины, Отечества. Культ героев мирного и ратного труда. И, конечно, культ Того, Кто показал нам путь к Воскресенью.
Образование человека, устремлённого к продолжению жизни – обретение и знаний, и рассудка, и веры (энергии, мощи). И никак иначе – если МЫ выбираем жить.
Как возрождать культ? – разговор отдельный.