Новости

О советском образовании пятидесятых годов

Реформа образования после перехода к капитализму в 1991 году привела к краху образования. Только падение уровня образования в стране началось не на этом рубеже, а гораздо раньше. Тому есть несколько причин.

Из чисто политических соображений «партия и правительство» взяли курс на замену системы образования на систему симуляции образования. Удобным поводом для перелома было 100-летие со дня рождения В.И. Ленина в 1970 году. Школам стали насаждать принцип, который в недавнем интервью С.Е. Рукшин назвал ложно демократическим: «Все дети талантливы! Надо только открыть этот талант». Можно вспомнить ещё один: «Ребёнок — чистый лист. Что напишет на нём учитель, то и будет». Что следовало из того, что такие положения положили в основу? Если ничего не получается с обучением данного ученика, то учитель плохо раскрывал его талант, не написал на «чистом листе», что надо. Так кто виноват? — Учитель, разумеется. Тем самым с ученика снималась ответственность за результативность его учебного труда. Ведь ничего не получиться могло по причине неготовности или нежелания ученика работать. А потом наметили план перевода второгодников в следующий класс без всякой последующей работы с ними: в 1968 — 30 %, в 1969 — 50 %, в 1970 — 70 % второгодников… А дальше всё посыпалось. Да ещё при этих условиях провели неудачную реформу математического образования…

Вот почему, когда говорят, что советское образование было не очень, нечего жалеть о потере, то я соглашусь, но с вопросом: про какой период советского образования мы говорим? Если до создания льготных условий существования в школе слабых учащихся и лодырей, то я не соглашусь. Давайте поговорим о периоде, до введения упомянутых послаблений и создания системы симуляции образования, когда стали проверять не уровень владения знаниями и умениями у школьников, а какая школа, район и т.п. больше переведёт двоечников, а когда перевели всех, то стали соревноваться, кто больше наставит «4» и «5».

Итак, слово о советском образовании имеют непредвзятые свидетели, владевшие информацией о нашем образовании пятидесятых.

Образование — это оружие: как сенатор США отправил сына в советскую школу и обомлел

Начало ноября 1955 года в Москве выдалось солнечным. Прекрасная погода стояла всю неделю, пока в столице гостила семья бывшего сенатора от штата Коннектикут Уильяма Бентона. На правах председателя правления издательства знаменитой энциклопедии «Британника» и члена большого количества разных миссий ООН, посвященных просвещению, Бентон приехал в Советский Союз вместе с женой и сыном Джоном…

Пока Джон продолжал ходить в школу, его отец не терял времени зря. Он хотел узнать как можно больше об устройстве советской образовательной системы, поэтому встречался с множеством чиновников в сфере образования, в том числе много времени провел с первым проректором МГУ, химиком Григорием Вовченко.

Шокированному Уильяму расскажут, что в СССР больше 70 % детей с 7 до 17 лет ежедневно ходят в школы, это 4,3 миллиона человек (в США к тому моменту в школах училось всего 2,7 миллионов детей). Что в стране есть более 2000 техникумов, спецзаведений, где обучают рабочим профессиям за 2-4 года. У техникумов нет аналогов в Соединенных Штатах. Что это не только инженерные профессии или сфера услуг вроде парикмахеров и поваров — в них обучают и музыкантов, и медиков, и преподавателей.

Как признавал позже Бентон, советская система имела очевидное преимущество перед американской в вопросе «manpower», то есть человеческих ресурсов. Уже с 10 класса советский ученик выбирал для себя стезю, в которой он собирался развиваться, и затем без проблем поступал в высшие учебные заведения. Химии, физике и другим естественно-научным предметам уделяли больше времени, и это без учета элективов и дополнительных вечерних занятий. Да и в целом советские ученики учились больше, получали больше знаний за более короткий промежуток времени. И самое ужасное: как раз в 1956-м году образование в СССР стало бесплатным.

Отчет для ЦРУ

В письме для главы ЦРУ Аллена Даллеса Бентон признавался: образование — это новая арена для «соревновательного сосуществования» двух систем. И США пока совсем не лидеры. В стране, напомнил Бентон, за прошлый год выпустилось всего 125 новых учителей физики на 28 тысяч школ…

Мой отчет можно уложить в одну фразу. Я вернулся из СССР полностью убежденным, что образование становится основным театром противостояния в Холодной войне. Советские классные комнаты, библиотеки, лаборатории, методы обучения должны тревожить нас гораздо больше, чем водородные бомбы или самонаводящиеся ракеты доставки.

Источник.https://ruposters.ru/news/29-10-2020/obrazovanie-oruzhie-senator-otpravil-sina (в тексте есть ссылка на письмо для А. Даллеса).

Выступление сенатора (ещё не президента) Джона Ф. Кеннеди на ежегодном банкете выпускников колледжа Лойола, Балтимор, штат Мэриленд, 18.02.1958.
https://www.jfklibrary.org/archives/other-resources/john-f-kennedy-speeches/baltimore-md-19580218 Есть возможность перевести на русский.

«Мы спокойно предположили, что марксистская догма и тоталитарные репрессии произведут только тупые умы и нелепые теории (такие как генетика Лысенко). Но сегодня мы смеемся не над спутниками».

«Но наше истинное сожаление заключается не в том, что русские украли у нас эти секреты, а в том, что мы не смогли украсть их у русских.

Есть и другие, которые убеждены, что каждое русское достижение — это просто грубая имитация нашего собственного. Но дело в том, что во многих областях мы стремимся подражать русским. Год назад одна американская фирма обратилась к советам с просьбой предоставить ей право на производство турбобура, разработанного в России, — он мог бы пробурить нефтяные скважины в твердых породах в десять раз быстрее, чем любой американский бур. Наши ученые восхищаются советскими спутниками. Наши авиационные инженеры завидуют своим межконтинентальным реактивным бомбардировщикам. Наши атомные физики были поражены их атомными реакторами — производящими 5000 киловатт коммерческой электроэнергии — в действии почти четыре года назад. Короче говоря, мы сильно обманулись насчет российских интеллектуальных достижений».

«Квалифицированные техники России, заявил премьер Булганин на съезде КПРФ, являются ее «золотым запасом». «Эти технические специалисты выпускаются миллионами в соответствии с текущим пятилетним планом, столько же, сколько и последние два пятилетних плана вместе взятые. Кремль, который оплачивает их обучение, может отправить их по окончании учебы в любую точку мира. В то время как мы в Соединенных Штатах не в состоянии производить достаточное количество инженеров и ученых для удовлетворения наших собственных потребностей».

«У кого сегодня лучшая система образования — в США или в СССР? Кто добьется этой победы? Почему Русские забивают сейчас? Прямые сравнения трудны и во многих отношениях бессмысленны. Но давайте, по крайней мере, осознавать, с чем мы сталкиваемся.

Американские студенты, окончившие среднюю школу, получают 12 лет обучения — сопоставимые российские студенты получают только 10 лет. Но за эти 10 лет они получают больше часов обучения, чем американские студенты получают за 12 лет. Они посещают занятия 6 дней в неделю, 10 месяцев в году. [9 месяцев. — А.Ш.] Они не наслаждаются длительными летними каникулами, возникшими в нашей системе в ответ на потребности сельскохозяйственного общества [это не так. — А.Ш.].

У них примерно 17 учеников [возможно, за счёт малокомплектных сельских школ. — А.Ш.] на одного учителя, у нас — 27. Кроме некоторого выбора в выборе иностранных языков, у них нет никаких факультативных предметов. 10-летняя учебная программа включает в себя — на обязательной основе — 5 лет физики, 5 лет биологии, 4 года химии, 1 год астрономии и 10 лет математики вплоть до тригонометрии и элементарного исчисления [элементы математического анализа. — А.Ш.]. Немногие, если вообще есть, 12-летние учебные программы в Америке охватывают столько же.

Председатель комитета по атомной энергии Штраус заявил: «Я не знаю ни одной государственной средней школы в нашей стране, где ученик получал бы столь основательную подготовку в области естественных наук и математики, даже если он стремится к этому — даже если он должен быть потенциальным Эйнштейном, Эдисоном, Ферми или Беллом.» Только небольшая часть наших выпускников средней школы имела хотя бы один год химии. Еще меньшая часть имела годичный курс физики. На самом деле более половины наших вузов вообще не преподают никакой физики. За последний год, по которому имеются статистические данные, мы выпустили только 125 новых учителей физики — хотя у нас есть по крайней мере 28 000 средних школ.

Наше отставание в математике еще более шокирует. Русский ребенок, как я понимаю, учится пользоваться логарифмической линейкой в пятом классе [это не так. — А.Ш.]. Их школы в прошлом году выпустили около 1½ миллиона выпускников с углубленным изучением арифметики, алгебры, геометрии, астрономии, тригонометрии и элементарного исчисления. Но мы выпустили менее 100 000 студентов с любым фоном в продвинутой математике вообще: одна из причин, возможно, была выявлена Службой Тестирования Образования. Опрос 211 будущих учителей начальных классов показал, что 150 из них всегда ненавидели арифметику. Большая часть наших средних школ не предлагает никаких классов по продвинутой математике или даже геометрии вообще».

«Российские студенты получают в среднем вдвое больше учебных часов, чем американцы. Их студентам платят за учебу в школе — их обучение в колледже обеспечивается государством — а их преподаватели получают зарплату в несколько раз выше, чем в большинстве других профессий. В результате советские поступления в высшие учебные заведения уже превышают наши, и они растут быстрее».

«Короче говоря, Америка, как торжественно заметил Эдвард Теллер, уже проиграла холодную войну науки».

Источник речи: документы Джона Ф. Кеннеди. Предпрезидентские Бумаги. Файлы Сената. Серия 12. Выступления и пресса. Вставка 899, Папка: «Ежегодный Банкет Выпускников Колледжа Лойола, Балтимор, Мэриленд, 18 Февраля 1958 Года».

Чемодан Менделеева атаковал советское образование. Ч. 1 | Наблюдатель | Яндекс Дзен (yandex.ru)

В первой части моего текста приведены «показания» двух американских «свидетелей» 1955 и 1958 гг., в том числе сенатора Джона Ф. Кеннеди (тогда ещё не Президента США), которых трудно заподозрить в желании приукрасить советское образование при сравнении его с американским образованием.

Через год в НАТО обсуждалась подготовленная для внутреннего пользования аналитическая записка доктора Мэндерса. В ней он сравнивает советскую систему образования с западными, выделяя преимущества советской системы образования и указывая на факторы, способствовавшие нашему успеху.

Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР 1959 г.

В мае 1959 года д-р Ц.Р.С. Мэндэрс подготовил для комитета по вопросам науки НАТО доклад. Опустим лишь подробности, которые легко найти по ссылке: где проходило обсуждение, как звали секретаря, рассылавшего уведомления и пр. Выделим итог, чтобы заинтересовать читателя. Государства, самостоятельно соревнующиеся с СССР, впустую растрачивают свои силы и ресурсы в попытках, обреченных на провал. Если невозможно постоянно изобретать методы, превосходящие методы СССР, стоит всерьез задуматься над заимствованием и адаптацией советских методов.

Остальное — без редакционного вмешательства. Ничего не пропускаю — разным людям важны разные моменты.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРОВЫЕ РЕЗЕРВЫ В СССР

I. ВСТУПЛЕНИЕ

1. Когда Советский Союз был образован немногим более 40 лет назад, государству пришлось столкнуться с огромными трудностями. Урожай советского юга был уничтожен нашествием саранчи, в результате чего отмечался дефицит продовольствия и низкий моральный дух населения. Обороне не способствовало ничего, кроме рационального использования территориальных и климатических условий. Государство отставало в образовании и других социальных сферах, неграмотность была широко распространена, и спустя почти 10 лет советские журналы и печатные издания по-прежнему сообщали о том же уровне грамотности. Сорок лет назад безнадежно не хватало обученных кадров, чтобы вывести советский народ из трудной ситуации, а сегодня СССР оспаривает право США на мировое господство. Это достижение, которое не знает равных в современной истории.

II. НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВОВАВШИЕ БЫСТРОМУ УЛУЧШЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ СОВЕТСКОМ РЕЖИМЕ

2. Естественным образом, целый ряд факторов способствовал советскому прогрессу последних сорока лет, и те, что упоминаются здесь, представляют лишь малую часть того, что имело значение. Несмотря на то, что настоящий документ был написан в отношении научно-технического образования, большая часть сказанного может быть отнесена к любой другой сфере человеческой мысли. Советская практика во многом отличается от практики западных стран, и данная работа уделяет необходимое внимание этим различиям.

(i) Руководители, получившие научно-техническое образование

С самого начала советские руководители отчетливо понимали, что наука и техника – важнейшие средства достижения военных и экономических целей коммунизма. Научно-технические дисциплины, на которые более сорока лет делался акцент, хорошо представлены в основном образовании действующих советских руководителей. Президент Академии Наук СССР в силу занимаемой должности является членом Президиума, который можно сравнить с кабинетом Премьер-министра Великобритании или кабинетом Председателя Правления Франции. 39 из 67 членов этого органа власти получили научно-техническое образование. К тому же, первый заместитель председателя и 9 из 13 заместителей председателя Совета Министров получили научно-техническое образование. У научно-технологических проектов в СССР больше шансов быть принятыми на высшем административном уровне, нежели в западных странах.

(ii) Централизованный контроль и планирование

Эти факторы предоставляют очевидные преимущества для достижения максимальной эффективности программ профессиональной подготовки. Можно установить единый образовательный стандарт для всей страны, упростить систему обучения и устранить большинство причин, вносящих путаницу в западных странах, где система стала раздробленной. Если планирование и производство согласованы, то отсутствует безработица, а на всех рабочих местах, необходимых государству, оказываются люди с подходящей квалификацией. В централизованной системе, разумеется, существует возможность быть либо блестяще правым, либо катастрофически заблуждаться. Суть советского метода такова: министерства прогнозируют свои потребности в материалах и людских ресурсах на 5 (теперь 7) -летний план в соответствии с общей директивой от партийного руководства. Изложенные министерствами требования, которые каждый год немного изменяются на основании опыта, сопоставляются, и Государственный плановый комитет разрабатывает планы. Части плана, касающиеся научно-технических вопросов, утверждаются Академией Наук.

(iii) Вновь обученные кадры в распоряжении государства

Почти все, кто обучается сверх образовательного минимума, установленного законодательством Советского Союза, получают государственное финансирование. Государство требует, чтобы выпускники высших или средне-специальных учебных заведений отработали три года по распределению после завершения обучения. Из числа молодых людей, не обремененных другими обязательствами, около 750 тысяч получили высшее образование и 1,2 миллиона – средне-специальное образование. Эти кадровые резервы в любой момент могут быть подключены к решению приоритетных задач государства, таких как грандиозные планы развития, преподавание и других. Эти 2 миллиона специалистов не являются низкооплачиваемыми сотрудниками, они получают достойную зарплату и, более того, не обязаны служить в армии.

(iv) «Малые» дисциплины

СССР – большое государство, поэтому оно способно организовать полноценные группы по изучению таких предметов, как создание и устройство гироскопов и паровых котлов. В то же время западные страны могут предложить лишь эпизодические курсы не самого высокого качества по причине малого количества студентов и преподавателей.

(v) Тщательное изучение западных ресурсов

Западные публикации обычно доступны в переводе в основных советских учреждениях не позднее 2 месяцев после оригинальной публикации. Академический Институт научной информации располагает лучшей и самой полной службой реферирования в мире. Если этого требуют обстоятельства, Советы готовы получать информацию путем шпионажа.

(vi) Возвращение в систему образования

На протяжении многих лет значительная доля обученных кадров возвращается обратно в систему образования, чтобы подготовить еще больше специалистов. Преподавание – хорошо оплачиваемое и престижное занятие. Чистый ежегодный прирост обученных кадров составляет 7% в СССР (для сравнения, в США 3,5%, в Великобритании 2,5 – 3 %).

(vi) Усиленное изучение основных дисциплин

В последние годы, по крайней мере, во всех учебных программах, предлагаемых в Советском Союзе, делается упор на усиленное изучение основных дисциплин. В каждом из 200 учебных планов технической направленности, действующих в высших учебных заведениях, 10% времени отведено высшей математике и столько же физике. Большое количество обученных кадров и быстрый технологический прогресс достигнуты отнюдь не поверхностными усилиями.

(viii) Подготовка преподавателей – первоочередная задача

С каждым новым этапом научно-технического прогресса начинается соответствующая программа подготовки преподавателей. С 1955 года в Московском государственном университете готовят преподавателей программирования (Приложение 1).

(ix) Эффективная пропаганда

На Западе советскую пропаганду и ложь часто считают синонимами. Пропаганда успешно держит национальные цели в поле зрения советских людей, испытывающих радостное волнение по мере достижения этих целей. В СССР есть должности, которые занимают неохотно, рабочие места, на которых трудятся без особого желания. Пропаганда в учебных заведениях изображает работу на таких должностях и позициях как увлекательное испытание и заставляет молодых людей (iii) c готовностью трудиться на благо своей страны в не самых благоприятных условиях.

III. Ступени советского образования

3. Диаграмма в Приложении 1 представляет положение дел во время последнего 5-летнего плана (от которого отказались), и хотя в начальном и среднем образовании грядут изменения, диаграмма показывает систему, которая будет применяться большую часть времени текущей семилетки.

4. Обучение в учебных заведениях в Советском Союзе начинается с 7 лет. Начальное образование длится 7 лет. К 1960 году последний 5-летний план ставил целью сделать 10-летнюю школу общедоступной. Там, где 10-летнее образование школьное образование доступно, местное законодательство делает его обязательным, в результате чего число выпускников 10-летней школы выросло в течение последнего 5-летнего плана с 440 тысяч до 1,5 миллионов в год. Юноши и девушки обучаются по одинаковой программе в 7- и 10-летней школах. На второй стадии классического образования, то есть в восьмом, девятом и десятом классах 10-летней школы, ученики проводят 42% времени за изучением математики, физики и химии. Выпускники 10-летней школы не так хорошо обучены, как выпускники шестого класса английской гимназии с научным уклоном или юноши и девушки, окончившие вторую научную ступень французского лицея. Значительно более высокий средний уровень в научных дисциплинах достигается, однако, всеми, кто завершил курс 10-летней школы в СССР. Речь идет о гораздо большем числе учеников, чем на Западе (Приложение 3).

5. Другие возможности по окончании 7-летнего обучения проиллюстрированы на диаграмме в Приложении 1. Для выпускников существует возможность трудоустроиться, но число тех, кто это делает, резко сократилось во время последней пятилетки. Школы трудового резерва работают совместно с промышленностью и сельским хозяйством. Специальные средние школы, преимущественно техникумы при соответствующих министерствах, предоставляют специальное образование по двум с лишним тысячам специальностей; курсы имеют ярко выраженную практическую направленность.

6. В последние годы около 40% выпускников 10-летней школы наряду с меньшим процентом выпускников средне-профессиональных учебных заведений продолжают обучаться в высших учебных заведениях (Приложение 2). Ходят слухи об увеличении этого показателя до 70%.Университеты готовят лишь 10% обученных кадров в Советском Союзе, а преподавание в них ведется только по основным дисциплинам. Курс педагогического института длится 4 года, обучение основным дисциплинам в университетах (не включая физику) длится 5 лет. Большинство технических учебных программ (также по физике) рассчитано на 5,5 лет, а программа по медицине – на 6 лет. Студенты всех специальностей, кроме педагогики, на протяжении 6 месяцев работают над дипломным проектом; результаты исследования воплощаются в письменной дипломной работе, которая защищается публично. Примерно 1 из 6 или 7 выпускников высших учебных заведений продолжает образование. Студенты, аспиранты и докторанты должны обладать знанием одного, двух и трех иностранных языков соответственно.

ВНОСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

7. На Меморандуме Хрущева в сентябре 1958 года был намечен переход от 7-летнего начального образования к 8-летнему. За ним будет следовать среднее образование продолжительностью от 3 до 4 лет в одном из пяти типов школ, а именно:

а) средней школе академической направленности, отличающейся от восьмого, девятого и десятого классов 10-летней школы наличием четырех классов и принимающей примерно 20% окончивших 8-летнюю ступень обучения;

(б) средней школе технической направленности;

(в) специализированной средней школе для нужд театра, балета, изобразительных искусств, военной службы и т.д.;

(г) средней школе с неполной нагрузкой, позволяющей совмещать обучение с работой на фабриках и в сельском хозяйстве;

(д) вечерних школах трудового резерва.

Совершенно очевидно, что изменения в системе не означают снижения стандартов. Более того, учебная база существующих средних школ без труда может быть адаптирована для выполнения новых целей.

IV. КАДРОВЫЕ РЕЗЕРВЫ И ТЕМПЫ ПРОИЗВОДСТВА

8. Приложение 4 представляет обобщенную картину по этому пункту. Первая таблица демонстрирует сильный уклон в научно-технологическую сферу в СССР. Также можно увидеть, что те, кто получил научно-техническое образование, склонны оставаться в этих областях. Престиж и награды в этих сферах деятельности высоки, особенно для преподавателей.

9. На уровне пост-дипломного образования СССР не испытывает нехватки в профессионалах, способных управлять государственными проектами. В высшем и школьном образовании все указывает на то, что количество профессионально подготовленных выпускников не только без труда останется на прежнем уровне, но может быть увеличено.

10. Приложения 5 и 6 приводят процентные соотношения, последнее также кратко описывает послевоенные достижения. В этой таблице также видна заметная доля женщин в числе обученных кадров СССР.

V. СЛОЖНОСТИ И НЕДОСТАТКИ

11. Советская система образования, на различных уровнях которой обучается около 35 миллионов человек, является гигантской. Одно из ее выдающихся достоинств, вытекающих из централизованного контроля и планирования, – ее относительная простота. Будет интересно выяснить, как Советский Союз успешно справился с проблемами, которые преследуют западные страны.

(i) Учебные помещения

В советских учебных заведениях любого уровня нормой остается обучение в 2 смены, а обучение в 3 смены не является чем-то неслыханным. Обеспеченность учебными классами, лекционными залами и лабораториями, без сомнения, самая сложная проблема, с которой приходится справляться советскому образованию. Недовыполнение программы строительства послужило одним из факторов, способствовавших отказу от плана последней пятилетки. С высокой долей уверенности можно утверждать, что этот фактор ускорил изменения в системе образования на уровне средней школы. Ходят слухи, что все кандидаты на получение высшего образования должны будут отработать два года в производственно-технической сфере перед поступлением. Два года передышки позволят программе строительства наверстать упущенное. Приложение 1 показывает, что нехватка помещений – не новая проблема для СССР.

(ii) Оборудование

Западные эксперты, как правило, завидуют количеству и качеству оборудования в советских учебных заведениях.

(iii) Коэффициент учащихся на одного преподавателя

Как упоминалось ранее, в Советском Союзе нет проблемы с преподавателями, в то время как в большинстве западных стран ситуация оставляет желать лучшего.

В таблице речь идёт о числе учащихся на одного преподавателя

В таблице речь идёт о числе учащихся на одного преподавателя

(iv) Военная служба

В силу называвшихся ранее причин в СССР не представляет никакой проблемы.

(v) Соотношение выпускников высших и средне-специальных учебных заведений

Западный опыт указывает на то, что на рабочих местах на одного выпускника высшего учебного заведения приходится три выпускника средне-специальных учебных заведений. В большинстве советских учреждений, которые посетили западные эксперты, эта пропорция, похоже, повсеместно применяется. Коэффициент 3 к 1 не характерен для системы образования, поэтому можно предположить, что где-то в СССР существует нехватка выпускников средне-специальных учебных заведений, которая влечет определенные трудности. То, что эти трудности не очевидны, означает, что в СССР выпускники высших учебных заведений могут быть задействованы в сферах деятельности, которые на западе считаются некоммерческими.

VI. ДИСЦИПЛИНЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕРЕС ДЛЯ ОБОРОНЫ

(i) Математика

12. Этот предмет в СССР считается самым престижным. В стране существует первоклассная математическая традиция, а современный уровень математики в Советском Союзе уступает только уровню в Соединенных Штатах. При изучении множества советских научных работ, в особенности по физике, естественным наукам и машиностроению, становится заметным, с каким удовольствием советские ученые делают отступления в область математики. Научные работы в Великобритании часто состоят из двух частей: первая часть излагает теорию, а вторая – подтверждение этой теории, полученное опытным путем. Советские научные работы часто состоят исключительно из теории.

Первоклассные советские математики играют гораздо большую роль, чем их западные коллеги, на инженерных конференциях, которые отличаются достаточно неформальным характером. Подобный научный подход к решению инженерных проблем, возможно, частично объясняет быстрый прогресс в этой области. Советские математики готовы применять математическую теорию в довольно мелкомасштабных опытных исследованиях. Они с удивительной легкостью работают в областях, где западным ученым потребовались бы дополнительные экспериментальные данные. Там, где советский метод оказывается успешным, становится возможным обойтись без промежуточных стадий исследовательской разработки. Без сомнения, недавний советский прогресс в аэродинамике и химическом машиностроении многим обязан советам математиков.

Занятие математикой настоятельно поощряется в школах. Олимпиады и математические конкурсы для учеников 8, 9 и 10 классов 10-летней школы проводятся на городском, региональном, республиканском и национальном уровнях. Особо одаренных учеников выделяют на очень ранней стадии и в последующем способствуют их обучению.

В большинстве стран существует явная вертикальная структура научных дисциплин и вертикальная иерархия среди ученых. Это мешает междисциплинарному обмену научными идеями. В СССР математика является активнодействующим компонентом во взаимном обогащении дисциплин. Достойным упоминания примером служит Лаборатория вибраций Физического института им. Лебедева Академии Наук СССР. Лаборатория является исследовательской организацией; сотрудники этой московской лаборатории, которые работают здесь один или два месяца в году, также трудятся в учреждениях по всему Союзу. Они занимают лидирующие позиции в целом ряде дисциплин: астрономии, радиоастрономии, спектроскопии, акустике, теоретической физике, приборостроении, морской гидрологии, электротехнике и многих других отраслях. Единственное, что их объединяет, – это интерес к волновым движениям. Возможности для обмена научными идеями в Лаборатории вибраций огромны.

В Приложении 8 приводится подробный университетский учебный план по прикладной математике, а в Приложении 7 – по чистой математике. Обозначено количество часов отраслевой практики, а также перспективы автоматизации в пунктах 19 и 20 Приложения 7.

(ii) Физика

Практически по всем вопросам этой дисциплины советские ученые находятся наравне с мировой наукой. Теоретическая физика достигла огромных высот, а в последние пять лет выдающиеся успехи демонстрируют советские исследования в области полупроводников. В Приложении 9 представлен учебный план по физике, включая значительное количество часов, отводимых на высшую математику и отраслевую практику.

(iii) Химия

Состояние этой дисциплины в СССР описывают как довоенное, но не нужно считать это утверждение истинным. Советский Союз отстает в химическом машиностроении, но присутствует ясное понимание данной ситуации и движение в сторону улучшения в этой области. Учебный план по химии в Приложении 10 опять же выделяет большое количество часов занятиям высшей математикой и отраслевой практике.

(iv) Машиностроение

Приложение 11 типичным образом демонстрирует, что большое количество времени выделено для занятий высшей математикой и физикой. Также отведены часы для отраслевой практики. В условиях растущей экономики, потребности который удовлетворяются за счет развития индустриализации, машиностроение входит в число приоритетов Советского Союза. В 1958-59 годах планируется выпустить в 3 раза больше инженеров, чем в Соединенных Штатах. Вполне возможно, что признаки насыщенности специалистами инженерного профиля скоро станут очевидны.

VII. ВЫВОДЫ

На Западе существует значительная тенденция придерживаться крайних взглядов в отношении Советского Союза. Его граждане, однако, не супермены и не второсортный материал. На самом деле, это люди с такими же способностями и эмоциями, как и все остальные. Если 210 миллионов человек на Западе будут слаженно работать с такими же приоритетами и таким же рвением, как их коллеги в Советском Союзе, они добьются похожих результатов. Государства, самостоятельно соревнующиеся с СССР, впустую растрачивают свои силы и ресурсы в попытках, обреченных на провал. Если невозможно постоянно изобретать методы, превосходящие методы СССР, стоит всерьез задуматься над заимствованием и адаптацией советских методов. Это может включать, помимо прочего:

(i) отказ от почитаемых, традиционных взглядов в отношении роли женщин;

(ii) выполнение необходимой государству работы теми, чье обучение сверх образовательного минимума, установленного законодательством, было профинансировано за счет бюджетных средств;

(iii) упразднение «свободного рынка» квалифицированных трудовых ресурсов; принятие и, возможно, усиление мер по его государственному регулированию.

14. Что бы ни случилось, любое государство, испытывающее нехватку преподавательского состава, должно решать эту проблему в срочном, внеочередном порядке.

(Подписано) Ц.Р.С.МЭНДЕРС

Источник. http://statehistory.ru/4316/Analiticheskaya-zapiska-NATO-ob-obrazovanii-v-SSSR-1959-g-/ Есть оригиналы на английском языке.

Чемодан Менделеева атаковал советское образование. Ч. 2 | Наблюдатель | Яндекс Дзен (yandex.ru)

Что же из этого следует? — Следует жить. Не надо брать за образец позднее советское образование, оно уже было нацелено не на результат — с удивление узнал в упомянутом выше интервью С.Е. Рукшина, что его ругали за нацеленность на результат, этот принцип посчитали капиталистическим. Оно было нацелено на получение красивых показателей в образовании, при этом руководителей образования почему-то не смущал полный отрыв этих показателей от того, что нужно стране: хорошо подготовленные, здоровые и развитые молодые поколения. Вот и сейчас мы страдаем той же дурью: во время пандемии во многих странах Запада отказались оценивать учебные успехи учащихся, которые ниже ожидаемых, но не по их вине. Там признают возможности и реальную эффективность обучения «на удалёнке».

А у нас в огороде всё так и прёт! В 2021 году результаты по многим показателям в образовании лучше, чем в 2020 и даже в 2019 году, когда КОВИД даже не начинался! Нам докладывают о росте среднего балла по ЕГЭ у поступающих в педагогические вузы, не задумываясь о том, как получены эти повышенные баллы. Они результат хорошего обучения или хорошей симуляции результатов обучения при помощи снижения уровня требований на итоговом контроле.

Что же делать дальше? Надо узнать у государства: оно хочет развития, или хочет разлагаться на достигнутом уровне симуляции успехов? В зависимости от ответа будут разные дальнейшие шаги в образовании. Но во втором случае гибель государства предопределена, ему уже и замену нашли: управление через транснациональные корпорации, поскольку они эффективнее. Так было прописано в первой версии скандального документа известных фантазёров П.Лукши и Д.Пескова, известного под названием форсайт-проект «Образование 2030». На эту тему я писал много, не буду повторяться.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал