Новости

Новый ФГОС СОО

Из цитируемого источника

Текст группы За возрождение образования

Время настало суровое. Сейчас как бы некстати писать «о пустяках», то есть про образование, но мы о нём.

12 августа Кравцов подписал приказ о внесении изменений в федеральный стандарт среднего общего образования. Тем самым завершается реформа предыдущего ФГОС, начатая принятием обновлённых образовательных стандартов начальной и основной школы.

Новый ФГОС СОО меняет в лучшую сторону список обязательных дисциплин. Прежде их было восемь (на «базовом уровне»): русский язык, литература, история, математика, иностранный язык, физкультура, ОБЖ и астрономия. А теперь астрономию исключили, но добавили физику, химию, информатику, биологию, обществознание и географию. Кроме того, в школе не будет таких «инновационных» предметов, как экология, экономика, право, естествознание и проч.

На этом хорошее заканчивается.
Новый стандарт сохраняет введённое прежним ФГОС обязательное профильное обучение. Профилей (напомним) пять: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный (подробно см. https://vk.com/wall-62604527_38943 ).
Сразу заметим, что школа это безумие устойчиво игнорирует. Но суть изменений в том и состоит, чтобы добиться полного единообразия («единое образовательное пространство») и неукоснительного выполнения всех требований.

Стандарт предписывает преподавание почти всех дисциплин на двух уровнях — базовом и углублённом (исключения: русский язык, физкультура и ОБЖ). Тем самым закрепляется «единство» сегрегации в обучении. Уже не раз было сказано, что при таком подходе в небольших школах малых городов и посёлков по всем предметам будет «база», ибо для реализации «двухуровневого» обучения там нет учительских кадров, средств и необходимого числа учеников (о различии базового и профильного обучения сказано здесь: https://vk.com/wall-62604527_6851 ).

По каждому уровню расписаны «предметные результаты освоения». В сентябре Дума приняла законодательные поправки, согласно которым содержание школьного образования будут определять «федеральные основные общеобразовательные программы» (ФООП). По гуманитарным дисциплинам эти ФООП будут обязательны. По всем прочим предметам школа может разработать свою программу, но её уровень должен быть НЕ НИЖЕ ФООП (см. https://vk.com/wall-62604527_54575 ).

А федеральные программы законодательно предписано разработать на основе предметных требований ФГОС. Тут и начинается самое интересное.

В математике, например, наряду с классическими двумя разделами — алгеброй и геометрией — появляется третий — «вероятность и статистика». Для иллюстрации приведём фрагмент математических «предметных требований» (углублённый уровень, см. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/40517221.. ):

13) умение находить вероятности событий с использованием графических методов; применять для решения задач формулы сложения и умножения вероятностей, формулу полной вероятности, формулу Бернулли, комбинаторные факты и формулы; оценивать вероятности реальных событий; умение оперировать понятиями: случайная величина, распределение вероятностей, математическое ожидание, дисперсия и стандартное отклонение случайной величины, функции распределения и плотности равномерного, показательного и нормального распределений; умение использовать свойства изученных распределений для решения задач; знакомство с понятиями: закон больших чисел, методы выборочных исследований; умение приводить примеры проявления закона больших чисел в природных и общественных явлениях.

И это лишь небольшая часть «большого целого». Составители таких требований могут без обмана сказать, что это самая крутая в мире школьная математическая программа. Курс высшей математики в инженерных вузах после внедрения такого ФГОС можно упразднять. Дети уже в школе всё пройдут.

Только по части внедрения будут проблемы, мягко говоря. Вопросов, перечисленных в приведённой цитате, большинство учителей до сих пор не касалось. Проще говоря, они их не знают.

Сверху говорят: ничего, научим. Проводят вебинары, специалистов привлекли. Только учителям учиться некогда: они работают на полторы-две ставки, да и мотивации нет, ибо их давно замучили всяким «обучением». И практика показала, что оптимальным отношением к подобному обучению является метод «адаптивной имитации».

Перестройка курса школьной математики при нынешнем состоянии учительского корпуса — это точно не ошибка. Это удар ниже пояса, который был закреплён упомянутым решением Думы о введении обязательных ФООП. Учителя получат единый учебник, написанный в соответствии со стандартом, единый календарный план — и вперёд! А надзиратели надеются проверить, чтобы всё строго выполнялось. Заметим, что и в базовых требованиях по математике та же «вероятность и статистики», те же новации, не знакомые многим учителям.

Что будет дальше — мы можем наблюдать уже сегодня. Ведь обсуждаемое предметное содержание курса математики уже было отражено в прежних «примерных программах» (ПООП, см. https://vk.com/wall-62604527_6851 ). Но до сих пор школы писали свои программы, и «крутые новации» могли игнорировать. Это если реально заботились о деле и понимали, о чём идёт речь.

А иначе получалось так. Приходит ребёнок из школы и говорит родителям: мы на математике ничего не понимаем, весь класс. Загляни в этот класс специалист, и он увидит, что и учитель там тоже ничего не понимает.

А математика без понимания — не просто пустая трата времени, это прямое издевательство над детьми. И отвращение к предмету на всю жизнь. И не только к математике, но и ко всему, что с ней связано.
Так и плодят «гуманитариев».

Мало было, решили ещё добавить. Такими действиями добивают добросовестных учителей, тех, кто категорически не приемлет имитации. А куда тут денешься: планку задрали выше небес. Потому прощай школа, проживём на «вольных хлебах», на репетиторстве.

Математика?
Репетитор с пятого класса, вот так! И не у одного ученика, а почти у всех в классе (если средства родителей позволяют).

Школа теперь «воспитывает патриотов», а обучение — это как-нибудь сами.

Сегодня нужны не «лучшие в мире» программы, а классический понятный материал, доступный реальному среднему учителю. И конечно — забота о кадрах. Но об этом уже и говорить стало неудобно (теперь другие заботы).

В математике вредительский процесс курирует небезызвестный Ященко (кто не знаком — см. https://vk.com/video/@id5941786?z=video5941786_171280.. ). Но дело здесь не в конкретных личностях.

Искать вредителей в структурах управления образованием — занятие неинтересное. Интереснее было бы найти там хоть одного, кто реально озабочен проблемами нашей школы.

Да, времена нынче суровые. Со всех сторон вдруг стали говорить, что структуры управления, построенные по принципу «чего изволите» и набиванию собственного кармана, никуда не годятся. И это правда, из которой следует, что выполнение на местах бездумных (и вредительских) кравцово-музаевских директив не обязательно. Более того, их саботаж с целью недопущение дальнейшего развала образования — это патриотическая позиция.

Приходит время тех, кто всегда думал о деле (а на них и держалось до сих пор наше образование). Время инициативы снизу. Везде и во всём.

Источник. https://vk.com/wall-62604527_54628

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал