Новая школа как стратегия-2020
На странице Учительской газеты размещена статья «Новая школа как стратегия-2020».
http://www.ug.ru/archive/45354
Прокомментируем некоторые положения этого документа, подготовленного стратегами реформы образования в России. В статье под разными соусами встречается словосочетание «незавершенная институциональная реформа образования». По этому словосочетанию угадывается перо главного деформатора образования России Ярослава Кузьминова, специалиста в институциональной экономике (это словосочетание из названия его диссертации). Так как упомянутая институциональная реформа образования не завершена, а авторы текста не говорят, что это такое, то позволю себе ссылку на мою статью о начале этой реформы, объявленной в статье от 1.06.2004 в «Учительской газете»:
Еще одна степень свободы для образования — по Пинскому.
«Институциональные реформы не завершены, при этом в системе образования накоплена усталость от постоянных изменений и новых инициатив, усиливается имитация реформ».
А.Ш. Речь идёт о реформе перевода закреплённого в конституции бесплатного образования на платную (в той или иной форме) основу. Реформа, объявленная с началом второго президентского срока В.В.Путина, в дальнейшем всячески замалчивалась, но успешно проводилась. Главный посыл: образование — это услуга, бесплатных услуг не бывает, образование должно стать платным «по желанию» родителей. При этом предполагалось, но не объявлялось, что через стандарты будет закреплён лишь минимум образования, а всё, что выше минимума, оплачивается заинтересованной стороной — родителями, государство ни в чём не заинтересовано. Это, конечно, упрощение идей деформаторов, но очень близкое к оригиналу.
«Глобальные вызовы образованию завтрашнего дня: школа утратила монополию на образование и социализацию детей, не умеет опираться на изменившиеся механизмы взросления и семейного воспитания. Система образования не успевает обновляться, чтобы отвечать на технологические, культурные и социальные изменения, на новые потребности семей и детей. Целями нового этапа развития образования должны стать: обеспечение позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка, усиление вклада образования в инновационное развитие России, ответ на вызовы изменившейся культурной, социальной и технологической среды».
А.Ш. А что ещё влияет на образование и социализацию детей? Наше высокоморальное и правдивое телевидение? Интернет? За какими технологическими, культурными и социальными изменениями не поспевает школа? За падающим технологическим уровнем России? За сознательно убиваемой культурой? За ужасающими социальными изменениями? Тогда почему это плохо? Наоборот! Это заслуга школьных и вузовских работников, которые при нищенской оплате труда умудряются удерживать образование России на краю пропасти, в которую его толкают деформаторы образования.
«По формальным показателям уровень образования населения России один из самых высоких в мире».
А.Ш. Вот она главная головная боль деформаторов образования. Образование всё ещё недопустимо высоко, и все меры, принятые в предыдущие годы, никак не приводят к намеченной цели. И один из факторов, позволяющих удерживать образование от полного обвала, это гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением отдельных предметов. Мы помним, что Всемирному банку (всегдашнему нашему «доброжелателю» и большому другу деформаторов) категорически не нравится, что в России есть школы повышенного типа. Их бы устроило, чтобы все школы были бы равны. Странным образом интересы нашей управляющей элиты совпадают с антироссийской позицией главного заказчика наших образовательных реформ.
«Российские дети демонстрируют высокие результаты в международных исследованиях качества математического и естественно-научного образования (TIMSS) и чтения (PIRLS). Согласно результатам исследования PIRLS в 2006 году российские школьники четвертых классов (выпускники начальной школы) продемонстрировали самые высокие результаты среди сверстников из 40 стран мира по умению читать и понимать тексты… Более 60% российских четвероклассников достигли высокого уровня понимания текстов, из них 19% — самого продвинутого уровня читательской компетентности. Результаты международных исследований в области математического и естественно-научного образования (TIMSS 1995, 1999, 2003 и 2007 годов) показывают, что средний уровень подготовки российских школьников 4-х и 8-х классов по естественно-научным и математическим предметам устойчиво превышает средние международные показатели. Российские школьники отстают лишь от лидирующей в мире группы стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона (Япония, Корея, Сингапур)».
А.Ш. Отмечу, что как только надо вводить новый стандарт, изменения в Закон об образовании, то со ссылкой на те же исследования деформаторы убеждают нас, что всё у нас плохо, а вводимые изменения позволят улучшить ситуацию.
«Направление ресурсов в сектор успешных школ увеличило их разрыв с отстающими школами, где обычно концентрируются дети из семей с низким социальным и культурным капиталом, и не решило в полной мере задачу формирования «точек роста» и ресурсных центров территориальных сетей».
А.Ш. А вот здесь авторы «Стратегии» ошибаются или сознательно вводят нас в заблуждение. Как учитель математики, я знаю, что разность a – b увеличивается не только от увеличения a, но и от уменьшения b. Мне не известно ничего о существенном росте уровня работы успешных школ (им бы удержаться бы на уровне прежних достижений!), но я знаю, что стараниями деформаторов массовая общедоступная школа приведена в такое плачевное состояние, что отвечать за увеличившийся разрыв в качестве подготовки в успешных и в остальных школах должны не успешные школы, а сами деформаторы. Но так как авторами стратегии являются деформаторы, то они предлагают такие меры, которые могут уменьшить разрыв, но теперь уже за счет разгрома успешных школ. Это и будет исполнением пожелания Всемирного банка.
«Дифференциация школ по качеству образования порождает конкуренцию за места, приводит к выстраиванию системы барьеров и селекции при поступлении (конкурсный отбор, тестирование) и создает почву для коррупции. Законодательное закрепление принципа зачисления в школы по месту жительства — важное свидетельство внимания власти к проблеме, однако этот принцип нуждается в эффективных процедурах реализации».
А.Ш. Вот тут я не понимаю. Экономисты-деформаторы навязывают образованию конкуренцию во всех сферах, даже среди учителей одного педагогического коллектива (в вопросе начисления зарплаты), а тут вдруг испугались конкуренции при зачислении в учебное заведение. Где логика? Тогда почему они не требуют убрать конкуренцию при поступлении в вузы. Это же недемократично. Надо чтобы любой гражданин пришёл в любой вуз и без учета его способности к обучению потребовал: «зачислите меня, а то пожалуюсь Я.Кузьминову». Нет такую меру для вузов Я.Кузьминов ввести не готов, хоть этого и требуют идеалы равноправия. Но почему тогда он требует, чтобы в физматшколу зачислили любого школьника только на том основании, что он живет рядом с этой школой? Только с одной целью: убить ненавистную физматшколу! К какой новой форме коррупции приводит «закрепление домов» за успешными школами, можно посмотреть на примере Перми (http://www.ktr.su/news.php?readmore=2197 )
«Рассматриваемый тренд один из наиболее опасных в современном образовании, он ведет к разрушению образа общедоступной качественной школы, к формированию сегмента учреждений, которые будут нуждаться в глубокой социальной и педагогической реабилитации. При этом образование перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию».
А.Ш. После ухода Я.Кузьминова с поста главного деформатора образования всея Руси в глубокой социальной и педагогической реабилитации будет нуждаться вся система образования России, доведенная им (по заказу управляющей элиты, конечно) до крайнего упадка.
«Аналогичные проблемы возникают и с федеральным государственным стандартом. Попытка создать систему одновременного обновления всего массива содержания образования не имеет аналогов в мировом образовании, где действуют механизмы эволюционного обновления. Вероятно, поэтому работа над стандартами ведется с начала 1990-х гг. и пока не увенчалась успехом, несмотря на затраченные усилия и использованные ресурсы».
А.Ш. А это явка с повинной. Признание того, о чём предупреждали думающие люди в самом начале деформирования образования, когда сам Я.Кузьминов был ещё теневым деформатором. Кто же мешал ему сначала изучить мировой опыт, а потом расходовать колоссальные денежные и людские ресурсы на выполнение заведомо ненужной работы?
«Затягивание институциональных изменений приводит к имитации новых практик, к усталости и перегрузке управленцев. Пример федеральных стандартов демонстрирует, что эта незавершенность может быть связана с неадекватностью планируемых преобразований… Таким образом, сегодня в системе образования накопились серьезные проблемы, которые создают риск не только для дальнейшего развития, но и для ее деятельности».
А.Ш. Люди, не тяните с институциональными реформами, вводите платное обучение, закрывайте гимназии и лицеи, позвольте главному деформатору завершить затянувшиеся реформы, не смотря на «неадекватность планируемых преобразований». И будет хорошо!
И вы с этим согласны?