Новости

Наш друг зовёт всех в СберКласс?

Привожу текст интервью [1], который местами перебиваю моими возмущениями курсивом (после моих инициалов А.Ш.).

— Зачем нужны технологии больших данных в образовании?

— Вот пример — мы постоянно слышим стоны учителей, которые говорят, что наряду с высокой миссией учить и воспитывать детей им постоянно приходится вести канцелярскую нагрузку, заполнять огромное количество бумаг по запросу тех или иных инстанций. Все — от самих учителей до президента и премьер-министра страны и министра образования — постоянно говорят о необходимости сокращения этой бумажной нагрузки. Но учителя продолжают жаловаться, и справедливо. При этом мы понимаем, что информацию в большой системе образования надо собирать просто для того, чтобы обеспечить каждому гражданину гарантию качественного образования. Общество и государство, вкладывая деньги в строительство школ, подготовку и оплату труда учителей, должны получать обратную связь от системы, и эта обратная связь — это далеко не только результаты ЕГЭ на выходе.

А.Ш.: Простите, а почему такой хамский тон по отношению к учителям? Почему не жалобы, а издевательски окрашенные «стоны»? Про гарантию качественного образования с помощью цифровизации сказано для прикрытия настоящих планов, которые Алексей Львович откровенно излагал в кругу единомышленников на Второй международной конференции «Интернет. Общество. Личность» (ИОЛ-2000) (28.02–03.03.2000, Санкт-Петербург, Институт «Откры­тое общество» (Фонд Сороса)). Тогда он говорил: «От­сюда возникает идея проекта, которую я всячески популяризирую, хотя довольно мало продвинулся в её реализации. Почему бы не пересмотреть содержание геометрии, уменьшив, скажем, объём понятий втрое, объём определений в пять раз, объём тео­рем и задач в десять раз, дав возможность учащемуся по некоторому дедуктивному пути пройти несколько шагов? И дальше возникает проблема — како­вы могут быть эти пути?» [2] Добавлю: с тех пор Алексей Львович сильно продвинулся с единомышленниками в деле уничтожения геометрии в школе. Отдельного предмета «Геометрия» уже нет в 10-11 классах, в том же направлении идёт работа в 7-9 классах. И это означает «обеспечить каждому гражданину гарантию качественного образования»? Зачем же так дезинформировать читателей, которые доверчиво относятся к Вашим регалиям и званиям и могут по ошибке принять Вас за специалиста в школьном образовании? Вы ведь специалист совсем в другом: в разрушении школьного образования.

Так вот, цифровизация позволяет, в частности, собирать данные о работе системы образования — от уровня каждого учащегося и учителя до уровня региона и страны. Такой сбор оказывается возможным благодаря тому, что вся работа ученика и учителя идет на цифровой платформе обучения, подобной той, которую сейчас в регионы страны поставляет «Сбербанк». А автоматизация анализа собираемых данных, их визуализации, подготовки решений — это и есть технология больших данных в образовании, тема нашей конференции.

Управление образованием, построенное на данных, позволяет нам перейти к модели результативного образования. В это модели главным становится не подсчет часов, затраченных учителем, и не количество пройденных тем. Мы интересуемся результатом каждого ученика, добиваемся обязательного достижения его персональной системы целей и остаемся при этом в рамках его временного и энергетически-мотивационного ресурса, а все — это анализ данных. Наконец, работу учителя мы оцениваем не по числу «выпущенных высокобалльников», а по реальному приращению достижений для каждого ученика, в том числе — и троечника по данном предмету. Честная «тройка» значит, что ребенок соответствует стандарту. Таким троечником, который «не скатился на двойку», а уверенно получает от школы то, что ему надо и одновременно устраивает государство, можно гордиться. И все это — опять анализ данных.

Поэтому главный предмет нашей конференции — как сделать технологии больших данных инструментом в руках директора школы, учителя, регионального министра. Инструментом, который позволит работать более творчески и эффективно.

А.Ш. Ну причём здесь анализ данных? Тем более, что это пока декларация Ваших мечт, научно не доказанная, практически не проверенная. Вот работал я РЕЗУЛЬТАТИВНО в школе 44 года — и с «троечниками» тоже — и не нуждался ни в каких больших данных, которые Вы так самозабвенно (и бескорыстно — верю сразу и окончательно!) рекламируете. Почему дальше нельзя работать так же РЕЗУЛЬТАТИВНО, как работал я? И без больших вложений, о которых Вы рассказали? Неужели только потому, что кто-то хочет заработать большие деньги на больших данных? Я же не против заработков, только зачем преподносить их как заботу о ближних? Ведь Ваши большие данные инструмент, не более того. Разве калькулятор позволяет продавцу работать более творчески и эффективно? — Вы в это верите? А почему с большими данными должно быть иначе?

— С какими существующими платформами и аналитическими сервисами уже сейчас можно работать педагогам? Где брать данные? Насколько это доступно?

— Я упомянул одну из платформ, может быть, самую перспективную сегодня — платформу Сбербанка. Но вы правы, каковы бы ни были технологии работы с данными – для них нужно сырье. Или, как выразился один из руководителей Сбертеха, нужен бензин. И вот получение этих данных всецело зависит от учителя. Если учитель разрешает учащимся использовать обычный текстовый редактор (если нужно, то как-то ограниченный), к которому учащийся обращается через платформу, то на платформе автоматически накапливаются данные — тексты учащегося. Это важнейшее сырье для работы. Аудио- и видеозаписи занятий, которые учитель организует и ведет с помощью учащихся — это данные. Их можно использовать, в частности, для обратной связи и оценивания, в том числе — самооценивания учащихся и учителей.

А.Ш.: Алексей Львович, а почему мы должны верить Вам и цифровизаторам, желающим заработать на «узаконенном рабстве», что обработка данных беспристрастна и исключает игру в интересах «того, кого надо» или того, кто хорошо заплатил? У общества складывается впечатление, что против него села играть команда шулеров, а Вы как-то не рассеяли наши подозрения.

— Кто вкладывается в настоящее время в технологии Big data? Может использование Big data помочь сэкономить? Сократить денежные или временные расходы?

— У меня возникает ощущение, что мы с вами заранее подготовили вопросы, чтобы постоянно подводить разговор к теме платформы «Сбербанка». Конечно, вложения в разработку этой платформы очень значительные, как в другие проекты этой крупнейшей, даже по мировым масштабам, финансовой корпорации. И мы знаем, что в финансовой сфере эти вложения окупаются. В образовании, как и вообще в социальной сфере, окупаемость не прямое и не простое понятие. Для Сбербанка его проект благотворительный.

А.Ш.: Ой, не смешите меня, Алексей Львович. Разве Вы не в курсе явки с повинной Д. Пескова и П. Лукши о зарабатывании на информации, о современном «узаконенном рабстве» (их рабочий термин)? Приведу один их слайд. Познакомьтесь с терминологией и забудьте про благотворительность, а то ещё договоритесь до того, что фашисты собирали детей в концлагеря, чтобы они там занимались рисованием. Вы нам самозабвенно поёте про то, что родоначальники жанра честно называют «охота за потенциалом» и «узаконенное рабство». Нехорошо получается… Вы же дважды академик и многажды лауреат… Уважайте свой статус.

Наш друг зовёт всех в СберКласс?

Можно выразить уверенность в том, что использование технологий больших данных в среднесрочной перспективе приведет к значительному повышению качества образования и эффективности труда учащегося и учителя. Но чтобы эта уверенность реализовалась, необходимо, чтобы этот труд уже шел в цифровой среде, как мы говорили выше. Нужно, чтоб учащиеся писали свои тексты, вели вычисления, получали и анализировали информацию так, как это происходит вне школы, как это делаем мы с вами.

А.Ш. Полностью согласен с Вашей установкой: для повышения эффективности труда надо собрать всех работников в «цифровом концлагере». А иначе — никакого прогресса.

Ссылки на источники

1. Алексей Семенов: «Управление, построенное на данных, позволяет перейти к модели результативного образования» (ranepa.ru)

2. «Цифровой след» Алексея Львовича Семёнова | Наблюдатель | Яндекс Дзен (yandex.ru

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал