Новости

Нам 15 лет!

Я заказал вам реформу образования!

Ровно 15 лет назад, 14 октября 2002 года появилась первая публикация на нашем сайте. Сайт возник на волне моих поисков способа донести до образовательной общественности своё мнение о том, что российское образование, математическое, в частности, «реформируют» не туда.

К тому времени я уже выплеснул свои недоумения на страницы профильных изданий:

1. Наступим ли еще раз на грабли, реформируя школу? М.: Школьное обозрение. – 1999. – № 5-6. Математика в школе 2000. – № 9.

2. Куда ведет реформа? Математика в школе 2002. – № 2.

3. Письмо в редакцию. Математика в школе 2002. – № 5. 

4. Достойны ли мы богатства, которое пока что имеем? М.: Первое сентября, 2002.

Тогда я ещё не был уверен, что «реформирование» не ошибка, а предательство страны и её народа, надеялся, что тиражирование моих сомнений, слившись с возражениями других специалистов, остановит недоразумение.  Я обратился в издательство «Русское слово» и в издательство «Просвещение» с идеей опубликовать сборник моих статей. Как же я был наивен! Первое издательство отказалось, как я понимаю, выступать против политики министерства, да никакой коммерции с таким сборником не сделаешь, а во втором издательстве А. Кондаков даже не удостоил меня ответом. Только позже я узнал о его сотрудничестве с Всемирным банком на тему кредитов на «реформу» образования. Оказалось, что я просил содействия у «реформатора».

Когда я поделился огорчениями со своим учеником Берлинским Игорем, то он предложил: а давайте мы сделаем вам собственный сайт, куда вы положите свои статьи и много чего полезного. Так и сделали.

И надо же случиться такому совпадению, что перед первой публикацией на сайте меня от Южного округа отправили помогать делать новый стандарт новой команде. Так я оказался «своим среди чужих». Воспроизвожу нашу первую публикацию — она сохранилась в архиве сайта.

14.11.2002 — Из истории создания стандартов

Вчера в Центре информационных технологий и учебного оборудования (Москва, Н. Радищевская, 10) прошло совещание учителей, руководителей школ и методистов, приглашенных работать над стандартами. В Южном округе Москвы мне сообщили, что группа, готовившая стандарты, которые отклонила Дума, распущена и замминистра В.А. Болотов будет руководить созданием новых стандартов.

Эта информация оказалась весьма «неточной», так как совещание вели Е.Л. Рачевский, Э.Д. Днепров, А.С. Семенов и А.Г. Шмелев, которых трудно назвать новыми руководителями разработчиков стандартов.

Было объявлено, что по заданию министра и по просьбе ведущих совещание руководство Московским образованием собрало группу самых талантливых, практиков, имеющих надпредметное мышление и владеющих компьютером. Было сказано: «Мы собрали цвет нации, а не цвет Москвы». Была поставлена задача помочь «на федеральном уровне» разработчикам стандартов (тех самых — отклоненных Думой), которые ждут конкретных замечаний и предложений. Главная задача: разгрузить стандарты, так как «широкомасштабный» эксперимент показал, что 40% изучаемого материала учащиеся не усваивают: «Меньше дадим — больше усвоят», — сказал А.Г. Шмелев.

Первый этап работы над стандартами заключался в том, что каждый из собравшихся должен прочитать стандарты как минимум по двум предметам — желательно даже не по своему предмету (?!). Экспертиза должна заключаться в том, что по каждому пункту требований к ученикам старшей школы эксперт должен выбрать одну из четырех оценок:

1. ОБЯЗАТЕЛЬНО (данное требование задает минимально необходимый уровень достижений, обязательный для всех).

2. ЖЕЛАТЕЛЬНО (данное требование задает ориентир для успевающих учащихся, будет набрано в тексте стандартов курсивом).

3. ПРОФИЛЬНОЕ (это требование необходимо перенести в стандарт для профильной школы).

4. ИСКЛЮЧИТЬ или переформулировать (это требование сформулировано слишком неудачно или явно выходит за рамки даже профильного обучения).

Оценку выбирают с помощью компьютера, который следит, чтобы эксперт не выходил за определенные заранее границы в использовании каждой оценки.

Мой вопрос о профильной школе, которая неизвестно как будет работать в стране, имеющей много сельских школ, А.С. Семенов отклонил, сказав, что этот вопрос мы сейчас обсуждать не будем, надо считать, что мы переносим требования не в профильную школу, а в классы с углубленным изучением предметов. Это меня сильно удивило, так как мне известно, что никакого углубленного изучения в прежнем смысле теперь не предполагается, что видно уже по уменьшению числа часов на математику. По многим другим признакам понятно, что профильная школа — плохая замена прежним классам с углубленным изучением математики.

Дополнение. 27.11.02 был на встрече «экспертов» по стандартам. Вел ее Е.Л. Рачевский, просил резать как можно больше. Сказал, что создана группа доработчиков стандартов, в которую включены некоторые из присутствующих. Меня и методиста моего округа не включили, поэтому дальше отслеживать их работу изнутри не смогу. Уже после того узнал, что математиками будет руководить кто-то из физиков, что выезд назначен на 16 декабря, видимо куда-то в Подмосковье.

Шевкин А.В., ведущий сайта «Математика. Школа. Будущее» (www.shevkin.ru).

Итак, с юбилеем! — говорю я себе и посетителям нашего сайта. После почти двухлетней технической заминки, когда я не мог размещать новые материалы, кроме новостей, мы возродились в мае этого года в том виде, какой сейчас имеет мой сайт.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал