Новости

На инженеров ожидается недобор. Что нас ждёт впереди?

Из цитируемого источника

Юлия Борта подготовила для АиФ интересный разговор про будущее страны, которое видится очень туманным из-за падение числа учащихся, способных и желающих обучаться инженерным профессиям. В разговоре участвуют преподаватели математики, профессора, мастера своего дела. Чтобы не распыляться, публикуем 2/3 статьи — ту часть, которая касается набора на инженерные профессии.

По технической кручине

Вступительная кампания – 2023 в технических вузах рискует повторить печальный опыт прошлого года, когда Минобрнауки было вынуждено продлить сроки приёма из-за недобора желающих поступать на инженерные специальности.

НЕДОБОР – 20 ТЫСЯЧ

Хотя окончательные итоги ЕГЭ и поступления будут подведены ближе к осени, уже сейчас просматривается нерадостная картина. Ведущий научный сотрудник Карельского научного центра РАН, доктор физ.-мат. наук, профессор Александр Иванов проанализировал статистику и подсчитал «недостачу».

«Число участников экзамена по профильной математике – около 282 тыс. В прошлом году было 302 тыс. Минус почти 20 тыс. за год. Притом что численность населения в возрастной группе нынешних выпускников увеличилась вследствие подъёма рождаемости в середине нулевых, – говорит он. – Профильная математика – вступительный экзамен, и тут важно не только число участников, но и его результаты. В вузах, подведомственных Минобрнауки – где готовят инженеров, айтишников и т. д., – порог минимальных баллов, необходимых для поступления, равен 39. В прошлом году доля неудачников составила 20,5%. Видимо, можно ориентироваться на этот показатель и в нынешнем году. Таким образом, количество абитуриентов, способных поступить на связанные с математикой специальности, составит примерно 226 тыс.».

Напомним, что на 2023/2024 учебный год Минобрнауки увеличило число бюджетных мест в области инженерного дела и технологий практически до 246 тыс. «Поставьте рядом эти две цифры – 246 и 226, и вы увидите масштаб предстоящего недобора. Прежде всего на те самые инженерные специальности», – отмечает Иванов.

По физике картина ещё хуже. Число выбирающих этот предмет год от года снижается. Если в 2020 г. таких было почти 140 тыс., то в этом году – меньше 100 тыс.

ФИЗРУКОВ ПЕРЕУЧИВАЮТ В МАТЕМАТИКОВ

«Дефицит желающих сдавать математику и физику связан прежде всего с низким уровнем преподавания и низким социальным статусом профессии инженеров и конструкторов, – считает профессор РГПУ им. Герцена, замдиректора Президентского физико-математического лицея Сергей Рукшин. – У нас колоссальный дефицит учителей. Коллеги из Ленинградского госуниверситета им. Пушкина рассказали, что у них были организованы курсы, на которых велено было переучивать преподавателей физкультуры, биологии и иностранного языка на учителей математики из-за нехватки таковых в области. На переучивание отводилось немногим более 200 учебных часов. Это чистая профанация». По мнению Рукшина, дефицит учителей математики маскируется тем, что педагоги работают на 1,5–2 ставки, закрывая кадровую брешь. И потому власти не спешат решать проблему. Однако качественно учить при такой нагрузке невозможно.

«ЕГЭ как пылесос вытягивает талантливую молодёжь из регионов в столичные вузы, – продолжает профессор. – В Петербурге множество барменов и официантов с высшим образованием. А в региональных технических вузах они были бы успешными студентами и потом работали бы на предприятиях в своих регионах. Мы тратим бешеные деньги на выпуск кадров, которые не востребованы. Добавлять бюджетные места на инженерные направления бессмысленно, когда не из кого набирать».

Источник. АиФ, № 27, https://aif.ru/society/education/po_tehnicheskoy_kruchine_vuzam_ne_hvatit_studentov_inzhenernyh_specialnostey

Тут надо добавить, что недобор на инженерные специальности может оказаться ещё больше, так как часть выпускников, набравших 39+ баллов на ЕГЭ (профильная математика) пойдёт поступать на профессии, требующие знание математики и физики, но не связанные с инженерными профессиями. Например, поступят учиться на учителей математики и физики. Так что обещанный предварительно недобор в 20 тыс. абитуриентов при подведении итогов вступительной кампании может увеличиться.

Заметим, что добавление бюджетных мест, как и снижение числа баллов, необходимых для поступления в вуз не решают главной задачи: не повышают уровня предметной подготовки выпускников. Эти меры могут привести к тому, что качество предметной подготовки набранных для обучения первокурсников может оказаться ниже, чем требуется для полноценного обучения по профессии.

А этот уровень предметной подготовки выпускников существенно зависит от времени, отведённого на изучение школьных наук. Если во «реформы» образования в каждом классе по обычной программе с 1 по 11 класс в неделю убрали 1 урок математики (вместо 6 стало 5, а в начальной школе и того больше), то это означает, что за 11 лет обучения в школе ученики изучают растянуто то, что они изучали бы по дореформенной программе не 11, а 9 лет. И что при этих условиях должно произойти с уровнем подготовки школьников? — Она должна закономерно снизиться.

Министерство просвещения, правда так не считает, потому что у них уровень подготовки растёт год от года. Только они не признаются, что это растёт не уровень подготовки школьников, а уровень отчётов о подготовке школьников, которые должны показывать, что важные места занимают компетентные люди. То, что уровень подготовки школьников в отчётах является плодом манипуляций, легко понять из того, что ни варианты, ни конкретные результаты у нас не публикуют. Местные министры просвещения обходятся дежурными оборотами «немного изменился», «не изменился», «увеличился». Но мы не видим текстов работ, не можем сравнить их с текстами прошлых лет. Контролёры берегут свои секретные манипуляции пуще секретов нашего передового оружия.

Тем временем, даже в Москве, где зарплаты учителей выше, чем в среднем по стране раза в 1,5-2, учителей математики не хватает. Так уж совпало, что сегодня я получил приглашение поработать в частной школе на весьма интересных условиях (зарплата выше, чем в обычных московских школах даже при небольшой нагрузке). Был бы я помоложе, может быть, и пошёл.

А по стране ситуация с учителями аховая. Средний возраст учителей близок к пенсионному, молодёжь неохотно идёт работать в школу, да и профессиональное образование будущим учителям норовят дать попроще — в смысле фундаментальной подготовки. Министр просвещения пообещал наготовить учителей в педагогических училищах, названных не по-русски колледжами. Только он не учёл, что кадровый состав преподавателей этих колледжей не соответствует поставленной задаче, а где набрать новых преподавателей, если их, как и учителей, изводили перегрузкой с аудиторными занятиями и бездарными отчётами.

Одно к одному: образование в стране продолжает падать. Что самое интересное: это и было запланировано «реформаторами» образования всех мастей. Отказа от намеченных целей не было, виновные в подрыве массового образования не названы, хотя они на слуху, а некоторые и на прежних местах.

Тем временем, как только в СМИ или в Интернет утекает информация о реальном положении дел, то выясняется, что в Новосибирской области 34,58% учащихся 9 классов не способны сдать ОГЭ по математике на положительную отметку, а в некоторых районах — до 50%.

Подробнее: Два взгляда на одну и ту же проблему на примере итогов ОГЭ

Без возрождения нормального образования ВСЕХ учащихся проблемы не решить. Надежда на математические «вертикали» и «горизонтали, на Сириусы себя не оправдывает. Жаль, что этого не понимают ни в министерстве просвещения, ни в более высоких кабинетах, ставящих задачи министерству просвещения.

Так какую Россию мы строим с необученными как следует молодыми поколениями? Что нас ждёт впереди?

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал