Министр образования о главной задаче школы: это не обучение детей
А обеспечение «единого образовательного пространства»
Окончательно возвращаются и подзабытые с советских времен производственные комбинаты с обучением рабочим профессиям. «Сейчас мы жестко рассматриваем вопрос о профориентации школьников, — сообщила министр. — Школьные комбинаты необходимы!»
О том, что в этом году девятиклассники впервые сдадут устную часть ОГЭ по русскому языку, объявлялось давно. Однако теперь выяснилось, как именно будет проходить это итоговое испытание: ребятам предстоит прочитать отрывок текста, а затем побеседовать по нему с учителем, который и определит уровень понимания и умения грамотно высказать свои мысли.
Кое у кого, возможно, с непривычки с этим возникнут проблемы. А вот неумение выражать свои мысли на языках иностранных носит в российской школе тотальный характер, констатировала министр: «Мы учим иностранным языкам со 2-го класса, а дети на них не говорят! Нужно с этим срочно что-то делать, а то прямо беда! Преподавание иностранных языков в нашей школе нужно менять!»
Менять, притом в сторону резкого сокращения, будут и Федеральный перечень учебников, рекомендованных для школы. Сейчас в нем 1376 наименований, подсчитала Васильева. А должно остаться, по ее убеждению, «не больше трех линеек» на параллель, включая учебники базовый и углубленный. Изменится и принцип экспертизы школьных учебников: последнее слово отныне останется не за академиками РАН и РАО, а за чиновниками Минобрнауки. При этом особое внимание, пообещала Васильева, будет, в частности, обращаться на «засорение» представленных текстов иностранными словечками вроде «паркинг», «шопинг» а возможно, даже и «бизнес».
Не обошлось и без курьезов. Члены Общероссийского родительского собрания из Дагестана в прямом эфире пожаловались федеральному министру, что деньги на ремонт школы собирают с семей.
— Это совершенно недопустимо! — заявила Васильева. — Думаю, ваш министр образования уже набирает мой номер телефона! Средства выделены! А в какой части произошел сбой, мы выясним с ним, а то и с руководителем республики!
Как заволновался в этом месте телемоста с родителями дагестанский коллега Васильевой, можно лишь гадать. А вот родителям школьников с ограниченными возможностями здоровья можно не волноваться. Коррекционные школы, несмотря на развитие системы инклюзивного образования, сохранятся в полном объеме, и ни одна из них не закроется, обещают в министерстве.
Комментарий. Только собрался я разместить поздравления согражданам в связи с приближающимся Днём Знаний, как М.Лемуткина с министром образования и науки расстроили мои планы. Оказывается, теперь впору поздравлять не с Днём Знаний, а с Днём Единства Образовательного Пространства. Однако не вижу здесь ничего выпадающего из основного направления политики родного министерства.
А вот насчёт порядка экспертизы школьных учебников Ольга Юрьевна не порадовала и не сообщила ничего нового. Думаю, что к академикам РАН и РАО за экспертизой министерство давно не обращается, а если и обращается, то для галочки — всё уже давно решают чиновники Минобрнауки.
Специально напомню Ольге Юрьевне скверный анекдот про выбор учебников чиновниками министерства образования СССР в конкурсе учебников 1987-88 гг. Не знаю, как там было с экспертами от РАН и РАО, но в номинации «Математика. 5-6 класс» тогда победил учебник эстонских авторов Нурка и Тельгмаа — слабая копия учебника Н.Я. Виленкина и др. Я даже уверен, что решали не эксперты, а чиновники, которые хотели угодить будущему министру образования СССР. На место уходящего министра Прокофьева тогда прочили даму из Эстонской ССР. С дамой по понятным «революционным» причинам не заладилось, а через несколько лет учебник эстонских авторов пришлось исключить из федерального комплекта — так тогда назывался федеральный перечень.
Глядя на то, что происходит со Стандартом и Программой по математике, что там творят анонимные авторы без оглядки на РАН и РАО, а порой и на здравый смысл, трудно предположить, что чиновники научились выбирать хорошие учебники.
Так что не буду поздравлять ни вас, дорогие посетители сайта, ни уважаемую Ольгу Юрьевну с Днём Единого Образовательного Пространства. Рискну прослыть старомодным ретроградом и поздравлю таки вас с Днём Знаний стихотворением моего любимого директора Нелидовского интерната Максимовского Михаила Николаевича (светлая память!).
Заветное
Звонят звоночки школьные —
Звонок!
Звонок!
Звонок!
С урока. На контрольную.
И снова на урок.
Какими бы усталыми
мы ни были в тот час —
Торопимся с журналами
В свой непутевый класс.
«Злодеи» унимаются,
И в классе тишина,
И сказка начинается,
И быль чудес полна,
И солнце отражается
От школьного окна.
Нет, это не идиллии —
От них мы далеки!
Но в этом классе были мы,
Но этот класс любили мы,
Сердцами заплатили мы
За школьные звонки!
С Днём Знаний вас!
Успехов и хороших вам учеников!
Хороших вам учителей!
Хороших вам Стандартов, Программ, учебников — вопреки обстоятельствам!