Новости

Математики Петербургской стороны

А. В. Денисенко представляет серию статей Г. И. Синкевич в журнале «Семь искусств».

Галина Ивановна Синкевич, доктор физико-математический наук, работает в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете на кафедре математики. Более 40 лет занимается исследованиями в области истории математики.

Опубликовала 7 монографий и 136 статей по истории математического анализа, посвящённых Г. Кантору, В. Серпинскому, Н. Лузину, К. Вейерштрассу, Э.Г. Гейне, Г. Ганкелю, Р. Дедекинду, У. Дини, М. Штифелю, Б. Паскалю, Ш. Мере. Была редактором-составителем книги «Математический Петербург. История, наука, достопримечательности». Благодаря её розыскам найден адрес дома в Санкт-Петербурге, где родился Георг Кантор, на котором установлена мемориальная доска. Является членом Исполнительного комитета Международной комиссии по истории математики, членом Президиума Математического общества Санкт-Петербурга, членом Оргкомитета ICM2022.

В Санкт-Петербурге ведёт городской семинар по истории математики в ПОМИ. Сайт семинара:

(http://www.mathnet.ru/php/conference.phtml?option_lang=rus&eventID=10&confid=504).

Математики Петербургской стороны

Жители Северной Пальмиры сразу пытаются скорректировать название – сторона Петроградская, а не Петербургская. Не будем спорить, как лучше называть город – Петроград, Петербург, Санкт-Петербург. Наш интерес – математики и математическое образование в нашей истории.

Дело в том, что отечественная математика исторически формировалась как две раздельные ветви – московская и питерская. В прошлом веке московская математическая школа имела своим центром так называемую Лузитанию – группу выдающихся математиков, составляющих близкое окружение Лузина. История Лузитании подробно описана в общедоступной литературе, включая её трагический конец летом 1936 года. По какой-то странной случайности разгром Лузина и Лузитании совпал с Постановлением ЦК о фактической ликвидации педологии в советской школе (https://7i.7iskusstv.com/y2021/nomer1/denisenko/) . На мехмате МГУ есть настенная мозаичная фреска – дерево Лузина, где изображены несколько поколений школы Лузина.

Странность – попытка команды Лузина установить рабочие контакты с коллегами из Ленинграда потерпела фиаско, несмотря на поддержку большого начальства (был даже выделен вагон для поездки московских математиков в Питер). Такое разделение школ можно считать полезным, а можно и не считать. В любом случае, для школьного учителя не должно быть водораздела между двумя математиками.

Серия публикаций Галины Синкевич подробно показывает общую картину творчества и образа жизни крупных питерских математиков последних двух столетий. Среди них есть хорошо известные нам имена, а также незаслуженно забытые педагогами из математиков: отец и сын Вулихи, К.А. Поссе, А.Н. Крылов, В.А. Стеклов, Г.В. Колосов, Н.М. Гюнтер, Б.Г. Галёркин, С.А. Богомолов, Н.Н. Гернет, С.П. Тимошенко, А.Я. Билибин, С.Н. Бернштейн, cупруги Эренфесты, Я.И. Перельман, О.А. Полосухина, Я.В. Успенский, Г.М. Мюнц, А.Я. Шохат, В.И. Смирнов, А.Ф. Гаврилов, Г.М. Фихтенгольц, Я.Д. Тамаркин, братья Безиковичи, Н.С. Кошляков, С.Л. Соболев, Г.Р. Лоренц, Л.В. Канторович, С.М. Лозинский.

В этом году в планах международного математического сообщества был, но оказался в значительной мере скомкан, математический конгресс в Санкт-Петербурге (ICM2022). Информация о том, в каком виде он всё-таки состоялся, крайне скудна. Галина Ивановна – член Президиума Математического общества Санкт-Петербурга и член Оргкомитета ICM2022.

Горячие споры о содержании школьной математики требуют ответственного участия ведущих математиков всех стран, невзирая ни на какие политические аспекты. К сожалению, не удалось получить от участников конгресса какого-либо явно выраженного единого мнения по этой актуальнейшей проблеме школьного образования во всём мире. В этой ситуации представляется крайне полезным знакомство педагогов-математиков с новейшими представлениями историков математики о самих математиках. Серия публикаций Галины Сенкевич может оказаться сильным импульсом для наших учителей в изучении истории отечественной математики. Это может оказать большую профессиональную помощь учителю в воспитательной составляющей преподавания математики.

Ссылка на статью Галины Синкевич: https://7i.7iskusstv.com/y2022/nomer8/sinkevich/

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал