Новости

Логические задачи

В нашей с И.Ф. Шарыгиным книжке «Задачи на смекалку» есть раздел «Логические задачи». Он начинается с задачи.

1. Встретились три подруги — Белова, Краснова и Чернова. На одной из них было черное платье, на другой — красное, на третьей — белое. Девочка в белом платье говорит Черновой: «Нам надо поменяться платьями, а то у всех троих цвет платьев не соответствует фа­милиям». Кто в какое платье был одет?

Рассмотрим два способа оформления решения таких задач.

Способ 1. Из условия следует, что на Беловой не бе­лое платье, на Черновой не чёрное, на Красновой не крас­ное. Поставим минусы в соответствующие клетки таблицы:

По условию задачи девочка в белом платье не Чернова — поставим минус в соответствующей клетке. Теперь очевидно, что белое платье может быть только на Красновой, — поставим в соответствующую клетку плюс и т. д.

Способ 2. Обозначим на рисунке фамилии девочек буквами Б, Ч, К, соединим пунктирной линией букву Б и белое пла­тье, что будет означать: «Белова не в белом платье». Да­лее получим ещё три пунктирные линии, соответствующие минусам в таблице. Белое платье может быть только на Красновой — букву К и белое платье соединим сплошной линией, что будет означать «Краснова в белом платье, и т. д.

Рассмотрим решение довольно запутанной задачи, в которой применим сочетание первого и второго способа оформления решения задачи — и таблицу, и линии.

2. На международной конференции встретились четыре учёных: физик, биолог, историк и математик. Каждый из них знает два языка из четырёх: русский, английский, французский и итальянский. Никто из ученых не владеет французским и итальянским языками одновременно. Хотя физик не может говорить по-английски, он стал переводчиком в разговоре биолога и историка. Историк знает итальянский, а математик — нет, поэтому они общаются по-русски. Физик, биолог и математик не могут беседовать втроём на одном языке. Как общался с каждым из ученых математик?

Отобразим условия задачи в таблице.

1) Никто не знает одновременно французский и итальянский (пунктирной линией соединим 4 пары соседних клеток, в которых не может быть двух плюсов). 

2) Биолог и историк не знают ни одного языка одновременно — им требуется переводчик (4 пунктирные линии).

3) Физик не знает английский (минус в соответствующей клетке), он стал переводчиком в разговоре биолога и историка, т. е. физик имеет общий язык и с биологом, и с историком (сплошные линии).

4) Историк знает итальянский и русский, тогда он не знает других языков.

5) Историк знает итальянский и русский, тогда биолог не знает этих языков, но знает английский и французский.

6) Математик — не знает итальянский, он общается с историком по-русски.

7) У физика и биолога есть общий язык — это может быть только французский, тогда физик не знает итальянский, но знает русский.

8) Физик, биолог и математик не могут беседовать втроём на одном языке, значит, математик не знает французского и знает английский.

Теперь ответим на вопрос задачи: математик общался с физиком и с историком по-русски, а с биологом по-английски.

Аналогичную задачу решаем самостоятельно.

3. В одном купе поезда встретились четыре студента: Ник, Бен, Алекс и Макс. Каждый из них знает два языка из четырёх: английский, французский, немецкий и итальянский. Никто из студентов не владеет французским и итальянским языками одновременно. Ник не может говорить по-английски, но он стал переводчиком в разговоре Бена и Алекса. Алекс знает итальянский, а Макс — нет, поэтому они общаются по-немецки. Ник, Бен и Макс не могут беседовать втроём на одном языке. Какими языками владел Макс?

А в следующей задаче надо рассуждать иначе.

4. Четыре мальчика: Андрей, Костя, Витя и Сергей, — все из разных классов, и их одноклассницы ходят на кружок бальных танцев, причем каждый мальчик танцует не в паре со своей одноклассницей. Лена танцует с Андреем, Аня — с одноклассником Наташи, Костя с Витиной одноклассницей, а Витя — с Олей. Кто с кем танцует? Кто с кем учится в одном классе?

Обозначим классы, в которых учатся мальчики, буквами А, Б, В, Г.

1) Лена танцует с Андреем, а Витя — с Олей — 2 плюса и 10 минусов в таблице, Лена не в классе А, Оля не в В (зачеркнули соответствующие буквы под таблицей).

2) Аня танцует с одноклассником Наташи, значит, Наташа не в А и не в В.

3) Костя танцует с одноклассницей Вити, но это не Наташа, значит, это Аня (2 минуса в таблице), Аня из В (А, Б, Г под именем Ани зачёркиваем). Сергей танцует с Наташей, Наташа не из Г, она из Б. Тогда Лена из Г.

Получилась такая таблица.

Ответим на вопросы.

Танцуют: Андрей с Леной, Костя с Аней, Витя с Олей, Сергей с Наташей.

Одноклассники: Андрей и Оля, Костя и Наташа, Витя и Аня, Сергей и Лена.

Ссылка на статью в Ворде: Логические задачи

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал