Новости

Липецк, Омск, … приготовиться Чите и Хабаровску. Этапы большого пути

После семинара в Омске 20.06.2017

Почти  год назад с Якутска начался мой большой тур по городам и сёлам России с проведением семинаров по преподаванию математики. Больше, конечно, городов, но было и село Емецк. Этапы этого большого пути отражены на нашем сайте. А в конце недели вылетаю в Читу, оттуда на трёхдневный семинар в Хабаровск.

В конце апреля мне довелось пообщаться с учителями Липецка. Было это накануне Первомая, в день проведения каких-то важных работ и подготовки к проверкам. Да учителя и без того заняты безмерно всякой рутинной работой — так сильно, что они забыли прислать мне по электронной почте наши совместные фотографии, с которых можно было бы начать разговор о прошедшем семинаре.

А вчера я вернулся из Омска, где был до этого лишь однажды чуть более 30 лет назад в составе комиссии от минпроса СССР. Это были сотрудники НИИСиМО АПН СССР, где я работал, и Института школ минпроса РСФСР. Сравнивали результаты обучения по параллельным учебникам. Тогда было только две параллельные линии. Сколько их теперь, я даже и не знаю. Тогда я был младшим научным сотрудником, начинающим автором «Арифметики, 5-6» С.М.Никольского и др. Было это давно, но чистая правда.

Семинар наш прошёл по теме «От математической грамотности к фундаментальному математическому образованию». Говорили о многих важных вещах, об обучении школьников решению текстовых задач арифметическими способами, о некоторых вопросах подготовки школьников к итоговой аттестации, посмотрели презентацию учебников серии «МГУ-школе» (С.М.Никольский и др.).

Из вопросов, заданных после семинара, запомнились два. Первый касался использования арифметических способов решения задач на ЕГЭ, например, и критериев проверки решений, которые чаще всего предполагают решение задачи с помощью уравнения или системы. Ответ у меня получился неполным, здесь выскажусь более подробно.

1) Сейчас в ОГЭ-ЕГЭ появляются задачи, которые естественнее и зачастую проще решать арифметически. Это соответствует новой программе по математике, которая требует от выпускников умения решать задачи арифметическими способами. Поэтому для задачи, предполагающей арифметическое решение, должны быть соответствующие критерии.

2) Если их нет, и пункт первый критериев звучит так: «Ученик правильно составил уравнение»…, а ученик правильно решил задачу без уравнения, то в этом случае комиссия по образцу имеющихся критериев должна составить критерии для проверки приведённого учеником решения. Об этом я знаю, так как был участником дискуссии о критериях к проверке решений задач из ЕГЭ. https://www.shevkin.ru/retsenzii-st/diskussiya-po-kriteriyam-proverki-rabot-ege/

Знать-то я знаю, а сказать учителям забыл, спасибо, что о таком способе разрешения проблемы мне напомнили сотрудники кафедры Омского Института развития образования. Считаю необходимым дополнить здесь свой ответ.

А второй вопрос был от учителей, работающих по нашим учебникам. Они спросили: «Почему в контрольных работах к вашим учебникам встречаются задачи, для которых нет аналогов в учебнике?» Это важный вопрос. Ответ был таким.

В контрольной работе даётся избыточное число заданий: есть обязательные и есть необязательные (со звёздочкой). Учителю, в зависимости от уровня подготовки класса и программы обучения, предлагается выбрать, какие задачи он даст «на 5» в своём классе. При этом часть задач со звёздочкой он может посчитать необязательными и оценивать их решение дополнительной отметкой лишь в случае успеха. Это позволит на контрольной работе занять сильного ученика, для которого задачи, аналогичные разобранным, не так интересны. Да и учителю важно знать, как сильный ученик справляется с такими задачами. После контрольной работы я всегда разбирал с классом решения дополнительных задач при анализе итогов работы, или просил учеников показать свои решения.  

Остаётся добавить, что семинар проходил в БОУ ДПО Институте развития образования Омской области, расположенном в историческом здании бывшей мужской гимназии, затем школы 19, в которой учились два будущих академика и два поэта — один из них Роберт Рождественский. 

Отреставрированные улицы города — улица Ленина (бывшая Любская), например, смотрятся превосходно, Иртыш обмелел, так как усилился водозабор выше по течению (в Казахстане). Новый мост через него великолепен. В черте города можно только вспоминать о судоходстве, а реально поплавать можно разве что на лодке. Зато здесь есть Птичья гавань, где гнездится много видов птиц, отличные парки, места для гуляния горожан.

Известного всему городу Василича на старой пожарной башне я видел, а до любимого жителями Омска Степана (или Степаныча) — сантехника в каске, выглядывающего из люка, так и не дошёл. Нет, сюда надо приезжать на несколько дней, чтобы сходить в театр, где играла когда-то Любовь Полищук…  

Спасибо Орловой С. Л., Захарченко Т.Н., Крымскому С.Ю. и др. за помощь в организации семинара. Спасибо учителям за терпение, желаю им здоровья, успехов и интересных учеников. Спасибо Издательству ПРОСВЕЩЕНИЕ за прекрасную возможность совмещать приятное с полезным.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал