Куда идут финские и сингапурские лидеры образования?
Лидеры образования отправляются в противоположных направлениях?
Коллега обратил моё внимание на ещё один источник про образование, в котором полезно некоторые материалы проанализировать и прокомментировать.
Открываю новостную ленту сайта ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
https://vogazeta.ru/articles/types/news
и через одну новость читаю сообщения о движении двух образовательных «супердержав» в абсолютно противоположных направлениях. Сингапур продолжает совершенствовать предметное обучение, вводя для учащихся выбор уровня обучения — это понятно без подробностей. А вот финские коллеги несколько озадачили. Кажется, они слишком увлеклись рассказами о прелестях «беспредметного» обучения.
Забавно, что мы в России это уже пережили в 20-е годы, а теперь нам норовят опять насадить эти прелести из поисков российской школы столетней давности. Тогда мы искали своё новое лицо, уходя от царской гимназии. Нашими увлечениями были бригадный метод, метод проектов, дальтон-план (организация индивидуальной учебной работы с максимальным учётом особенностей каждого ученика, надпредметное обучение. Сейчас нам снова ищут новое лицо российской школы (теперь пытаются увести от советской школы) и уже более 25 лет водят нас по уже пройденным тропинкам той же пустыни.
В книжке «Российское математическое образование» (сост. и ред. А.П. Карп, Б. Вогели), любезно подаренной мне 25 марта деканом матфака МПГУ Поликарповым Сергеем Алексеевичем перед моей лекцией для студентов, нахожу интересную цитату из заметки «По школам Москвы» (1919): «Классное помещение в хаотичном состоянии. [..] В некоторых классах и столовых висят иконы. Трудовое начало совершенно не применяется. До сих пор практикуется предметная система» (с. 42).
Когда понадобилось строить собственную советскую науку, производство и оборону, И.В. Сталин самым жестоким образом пресёк новаторские поиски в образовании. Вернул в страну гимназическое образование, но не для 5 % детей школьного возраста (есть такая оценка), а для всех детей.
Создатель объединённой Германии Отто фон Бисмарк сказал когда-то: «Социализм построить, конечно, можно, но для этого надо выбрать страну, которую не жалко».
Не хочу уподобляться «Железному канцлеру» и говорить про финнов: пусть попробуют, а мы посмотрим. Мне их жалко.
Вот такие причуды в выборе пути развития образования можно наблюдать в одной отдельно взятой стране в разные периоды её истории и в разных странах.