Новости

Кто руководит российскими учителями

Нещадно критикуемый закон «Об образовании» вступил в силу. Самое время посмотреть, кто именно будет проводить его в жизнь.

Семейные ценности министра Ливанова
Когда 21 мая 2012 года вместо Андрея Фурсенко министром образования и науки России был назначен Дмитрий Ливанов, во многих школах и университетах искренне радовались, потому что казалось, что уж хуже, чем при Фурсенко, точно быть не может. Вскоре стало ясно, что радость преждевременна: новый министр оказался плоть от плоти той генерации чиновников от образования, что процветала при Фурсенко.

Формально в послужном списке самого министра все чудесно: родился в 1967 году, в 1990-м с отличием окончил физико-химический факультет Московского института стали и сплавов (МИСиС), аспирантура, кандидатская, недолгая работа в альма-матер и защита докторской диссертации – в 30 лет. Стать доктором физико-математических наук всего лишь через семь лет после окончания вуза, да еще занимаясь не фундаментальной академической наукой, а преподаванием – на банальной кафедре теоретической физики обычного же учебного вуза, – редкий успех.

Не меньший успех выпал на долю молодого ученого в личной жизни. Он женился на дочке Юрия Карабасова, бывшего ректором МИСиС с 1992 по 2007 год. В советские времена Карабасов был персоной еще более влиятельной: секретарь парткома МИСиС, секретарь Октябрьского райкома МГК КПСС, завотделом науки и вузов Московского горкома партии, первый секретарь Гагаринского райкома МГК КПСС… Мало того, будущий ректор МИСиС дорос до кресла секретаря МГК КПСС (по идеологии. – Ред.), откуда вознесся до кабинета зампреда Госкомитета Совета министров СССР по науке и технике. Не так давно Карабасов был одним из руководителей «Единой России» в Москве… Ливанову вообще повезло с семьей – в ней немало влиятельных людей. Его отец Виктор Ливанов, видный самолетостроитель, с 1988 года возглавляет Авиакомплекс имени С.В. Ильюшина, нынешняя супруга Виктора Ливанова Татьяна Олеговна Филиппова, в девичестве Рогозина, – родная сестра вице-премьера Дмитрия Рогозина…
В 1997 году Ливанов, которому всего 30 лет, уже заместитель проректора МИСиС по научной работе. Затем проректор по международному сотрудничеству. Уже будучи проректором, в 2003 году Ливанов обзавелся еще и дипломом Московской государственной юридической академии. Остается удивляться, как удалось чиновнику столь высокого ранга, обремененному массой прямых должностных обязанностей, найти время на посещение лекций и семинаров, сдачу зачетов и экзаменов, написание рефератов, докладов, курсовых работ и диплома?!

В 2004 году новый карьерный виток: Фурсенко берет Ливанова к себе – сразу директором департамента государственной научно-технической и инновационной политики. И на следующий год Ливанов уже статс-секретарь – заместитель министра образования и науки. Но в апреле 2007 года он уходит из министерства в родной МИСиС – ректором. Понижение чиновного статуса? Скорее временный отход на запасные позиции. Быть может, будущий министр просчитал, что пора дистанцироваться от Фурсенко, чтобы продолжить карьеру чиновника от образования?

Нынешний министр, если верить перечню научных трудов, серьезный ученый – в его официальной биографии на сайте министерства указано, что он автор «55 научных работ, в том числе 49 – в зарубежной печати». Но для ученого его ранга это не так уж и много. Да и выходит, что отечественные научные издания взяли лишь шесть из этих 55 опусов – неужели академические журналы неохотно берут труды Ливанова? Интересно, почему, ведь еще в 2000 году будущий министр был награжден престижной Золотой медалью Российской академии наук (РАН) для молодых ученых?!

В интервью коллегам из «Огонька» представитель РАН говорил: «Когда мы в 2000-м награждали ученых медалью, он прямо сказал: лучше сразу произведите нас в академики… Это выглядело крайне неуместно. У нас ведь правила одни для всех – ученый подает заявку, за него голосуют, все честно. Без этой процедуры академиками становились только в единичных случаях научные гении».

Не потому ли, став заместителем Фурсенко, Ливанов развернул настоящую войну против РАН? Именно он, как писали СМИ, курировал борьбу министерства с академией. Академиков тогда обвинили во всех смертных грехах: от засилья геронтократов до научной несостоятельности и коррупции. Тогдашней идеей фикс Ливанова и его коллег по ведомству было превращение РАН в контору, полностью подчиненную министерству. Впрочем, аппаратчики Минобразования недооценили связи академиков, сумевших отбиться от оппонентов.

Свита короля
Команду, приведенную Ливановым, нельзя назвать совсем уж новой. Из «фурсенковских» заместителей остался Игорь Реморенко: в министерстве он с 2004 года. По специальности – преподаватель математики, выпускник психолого-педагогического факультета Красноярского госуниверситета. Пожалуй, он единственный из высшего руководства ведомства, кто хотя бы имел отношение к системе образования до прихода туда – всё же шесть лет проработал в школе учителем и завучем.

Послужной список другого заместителя министра Марата Камболова (он тоже «наследие старого режима») более разнообразен. Хотя из официальной биографии невозможно узнать, какую специальность он обрел в Горском сельскохозяйственном институте (Северная Осетия), значения это не имеет – все равно он ни дня не проработал по специальности, устроившись «в выборных органах ВЛКСМ». В 1991 году Камболов вдруг оказывается главным специалистом Госкомитета РФ по антимонопольной политике. Затем он плавно пересел в Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям РФ – аккурат в те годы, когда эту контору именовали «министерством кавказской войны». Служил замом и первым замом директора Института народов России того же министерства. Затем стал советником министра промышленности, науки и технологий РФ – им тогда был Фурсенко. Когда последний возглавил Министерство образования и науки, Камболов стал сначала советником руководителя подведомственного министерству Федерального агентства по науке и инновациям, затем заместителем руководителя агентства. Недолго руководил департаментом инвестиционного развития и федерального имущества Минобразования, а 12 ноября 2012 года назначен заместителем министра. Еще он член Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

Если верить его официальной биографии, сей чиновник отличается стремлением к непрестанному самообразованию: на его «боевом счету» дипломы пяти вузов – он не устает учиться, учиться и учиться! Помимо диплома сельхозинститута, в 1994 году он получил диплом Академии управления при Президенте Российской Федерации, в 1996-м – Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, в 1998-м – Московского государственного социального университета и, наконец, в 2005-м – Российской академии государственной службы при Президенте РФ. А в 2008 году он даже защитил диссертацию «Административно-правовое регулирование научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», став кандидатом юридических наук.

Кстати, о дипломах: заведения с названием «Академия управления при Президенте РФ» и в помине не было. Может, чиновник имеет в виду существовавшую некогда Российскую академию управления? Ее в 1994 году переименовали в Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. Ранее это заведение скромно именовалось Академией общественных наук (АОН) при ЦК КПСС. Можно сказать, что наш герой получил два диплома экс-Академии общественных наук при ЦК КПСС! Третий очень похож на первые два: Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, диплом которой значится среди трофеев Камболова, – это бывшая Академия народного хозяйства при Совмине СССР, аналог той же АОН для советских хозяйственников – после краха СССР ее слили все с той же переименованной АОН. А Социальный университет – бывшая Высшая партийная школа при ЦК КПСС… Такая вот занимательная дипломная коллекция.

Прочие подчиненные Ливанова – тоже чиновники столь обширного профиля, что невозможно понять, чем именно они занимались и какое это имеет отношение к образованию или науке.

Скажем, заместитель министра Александр Повалко, уроженец подмосковных Люберец, в 1992 году окончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе по специальности «радиоинженер», а в 1996-м – Государственный университет имени Маймонида – так указано на официальном сайте (правильнее – Государственная классическая академия имени Маймонида) по специальности «прикладная математика». Но авиационным радиоинженером будущий замминистра работать не стал, а прикладную математику использовал, видимо, лишь в бизнесе, отдав ему 14 лет (в том числе в компании «РЕНОВА-СтройГруп», принадлежащей Виктору Вексельбергу). В 2008 году он вдруг подался на госслужбу – заместителем широко известного предводителя молодежи Василия Якеменко в Федеральное агентство по делам молодежи. Так что вплоть до назначения замом Ливанова он точно ни малейшего касательства к образованию не имел – разве лишь в качестве школьника и студента.

Статс-секретарь – заместитель министра Наталья Третьяк отвечает в ведомстве Ливанова за создание и принятие законов. В июле 2012 года министр представил ее весьма неординарно: «Наталья увлекается танцами, а танцы – это сочетание точности и быстроты движения, что очень важно для эффективной работы в Госдуме». Любительница танцев в 1997 году окончила юрфак Санкт-Петербургского госуниверситета, а в 2002 году – Северо-Западную академию государственной службы. Чиновница с юных лет: уже в 21 год она трудилась в Комитете по образованию Санкт-Петербурга, хотя в каких именно должностях, официальная справка умалчивает. В 2004 году она делает мощный карьерный рывок, став замдиректора департамента государственной политики в сфере образования в министерстве Фурсенко. Видимо, тогда-то она и попала в поле зрения Ливанова, впоследствии взявшего ее в МИСиС первым проректором. В 2011 году дама, без отрыва от должностных обязанностей проректора, стала кандидатом юридических наук, защитив диссертацию с говорящим названием – «Конституционное право на образование в Российской Федерации». В мае 2012 года – новый скачок: буквально на пару дней Наталья Третьяк становится председателем Комитета по образованию Санкт-Петербурга – чтобы тут же вернуться в столицу уже в ранге статс-секретаря – заместителя министра.

3амминистра Игорь Федюкин официально отвечает за отношения с научным сообществом. В 1997 году он получил диплом историко-филологического факультета Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), но что товарищ делал с 1998 по 2001 год – загадка. В следующие пять лет обозначился на ниве журналистики, публикуясь в ряде столичных газет, затем подался в ведущие эксперты Центра экономических и финансовых исследований и разработок при Российской экономической школе (РЭШ). Даже дорос до поста директора по прикладным исследованиям РЭШ. В 2010 году выпускник историко-филологического факультета стал советником министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной…

Самый заметный из замов Ливанова – Александр Климов. Именно он в последнее время чаще всех обнародует наиболее скандальные министерские новации. Например, по «оптимизации» вузов. Как сказал министр, представляя в июле 2012 года своего зама (цитирую по репортажу коллег), «на эту должность нужен был человек, который может разумно оценить риски и последствия своих решений, – и он такого нашел». Сам Климов сформулировал свою миссию так: «Мне предстоит работа с теми высшими учебными заведениями и филиалами, которые не занимаются образованием, а торгуют дипломами. Мы готовы решительно подойти к этому вопросу и прекратить их деятельность».
Принимая решение о «неэффективности» того или иного вуза, «мы, говорил Климов на «круглом столе» телеканала «Совершенно секретно», не только каждое заведение рассматривали и обсуждали по полчаса, но и каждый филиал». Полчаса на каждый вуз! В самом деле, времени не жалели.

К слову, если уж говорить о «неэффективности» вузов, этому господину стоило бы оборотиться на себя, начав хотя бы с собственной альма-матер: Тольяттинский политехнический институт, диплом которого в наличии у Климова, назвать эффективным язык точно не повернется! Уж автору этих строк, как уроженцу Самары, репутация сего заведения хорошо известна. Равно как и репутация кузницы местных чиновных кадров, проректором которой трудился господин Климов, – Тольяттинской академии управления…

Директора холодильного образования
Директора департаментов министерства также не производят впечатления людей, знающих систему образования глубоко. Так, департамент стратегии, анализа и прогноза возглавил Григорий Андрущак: ему 31 год, выпускник Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ). До этой должности он успел поработать ассистентом и советником ректора «Вышки». Вот собственно и все.

Департамент государственной научно-технической и инновационной политики возглавила Елена Дрыганова. По первому диплому она математик, по второму – юрист, длительное время работала в частных компаниях финансовым менеджером. Несколько лет трудилась в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации и даже недолго была главным советником Аппарата полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе. Любопытен и послужной список директора департамента развития приоритетных направлений науки и технологий Сергея Салихова. В 1996 году он окончил физико-химический факультет МИСиС. Но работать пошел вовсе не по своей специальности «физика металлов», а по иной: до 2001 года зарабатывал на хлеб с маслом в компании «Союзконтракт», славной своими окорочками, потом в «Перекрестке», «Госинкор-холдинге» и др. Пока наконец не осел в МИСиС – начальником управления науки. Хотя какая связь между наукой и торговлей окорочками – загадка.

Во главе департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики – Александр Страдзе. В свое время он пару лет проучился в Саратовском политехническом институте. Но видели ли его в тамошних аудиториях, неизвестно – попутно он работал тренером-преподавателем Саратовской комплексной специализированной детско-юношеской спортивно-технической школы (КСДЮСТШ). После срочной службы в армии возвращаться в институт Страдзе не стал, работал тренером-преподавателем уже Куйбышевской СДЮСТШ, затем – Пашковского сельхозтехникума Краснодара. Оттуда перешел тренером в Краснодарский краевой совет ФСО профсоюзов «Россия». Лишь в 1994 году он получил диплом Кубанской государственной академии физической культуры, тут же став ее преподавателем! Ненадолго – уже на следующий год уходит в молодежный спортивный клуб «КУБАНЬАКВА» председателем совета, еще через год – в Саратовский областной спортивно-технический клуб, откуда попал на пост начальника отдела в областное министерство по делам молодежи, спорту и туризму. Так и дорос до руководителя секретариата Совета безопасности Саратовской области, даже поработал главным советником в Аппарате полпреда президента в Приволжском федеральном округе. И неожиданно всплыл в столице – государственным тренером Центра спортивной подготовки сборных команд России. И вот он уже проректор Российского госуниверситета физической культуры, спорта и туризма. Оттуда в 2011 году и попал в Минобразования и науки – помощником Фурсенко… Еще наш спортсмен – кандидат социологических наук и доцент: в 2008 году защитил диссертацию «Трансформация государственной молодежной политики в современной России».

***
Вот основные игроки той команды, которая будет проводить в жизнь новый закон «Об образовании». Кажется, проблем в этой области в ближайшие годы меньше не станет.

Владимир ВОРОНОВ

Источник: «Совершенно секретно», No.2/285
http://www.sovsekretno.ru/articles/id/3156/

Наш комментарий. Какова цель — таковы и исполнители. Люди набраны явно не для подъема образования в России, а для его развала.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал