Новости

Круглый стол «Образование и цифровизация: тенденции, проблемы и пути их решения»

Вчера в 18:00 состоялся Круглый стол Национального центра помощи детям, на котором я не планировал выступление, но пока говорили два первых докладчика, захотелось включиться в разговор, я набросал несколько тезисов, которые потом дополнил интересными цитатами – уже после спонтанного выступления.

Тезисы выступления А. В. Шевкина

Уважаемые коллеги, прежде всего хочется подписаться под каждым словом предыдущих докладчиков. Мы говорим о цифровизации образования. Прежде всего, надо отметить, что новые технологии – это инструмент. Мы совсем не против применения демонстраций на экране, использования видеороликов, которые могут сэкономить время урока. Я и сам с удовольствием делал презентации, в которых почти в режиме мультфильма графики функций передвигались на новое место. Вся эта наглядность сопровождается речью учителя и идёт в темпе работы класса.

Но инструмент можно использовать с разными целями. Приведу пример, известный мне из интервью народного учителя России Сергея Евгеньевича Рукшина. В давние времена, когда ещё не было достижений современной медицины и ампутация конечности человека могла привести к большой потере крови, шоку и даже смерти, доктор Гильотен придумал такой инструмент, который позже называли гильотиной. Огромный нож падал с большой высоты, моментально отсекал конечность, и врачи приступали к обработке раны и необходимым процедурам.

Позже этот инструмент стали использовать совсем с другой целью – для казни преступников, революционеров и даже короля Франции Людовика XVI.

Более простой пример: молоток – инструмент для забивания гвоздей, но мы знаем случаи нападения и даже убийств этим инструментом.

Таким образом, виноват не инструмент, а тот, кто использует его в целях, несовместимых с назначением инструмента и с целями общества. Так что цифровизация образования в смысле привлечения новых технологий для использования в учебном процессе, в котором учитель остаётся главным действующим лицом, это благо.

Но беда в том, что цифровизацию давно надумали применять в качестве замены этих непокорных учителей, которые за столько лет «реформирования» школы так и не предали главное дело своей жизни — учить детей «глаза в глаза».

Есть косвенные признаки, доказывающие, что устранение учителей из образовательного процесса — это давняя задумка.

1) Введено обучение по профессии «тьютор».

2) Уменьшена фундаментальная подготовка будущих учителей. См. статью С.Е. Рукшина и А.В. Шевкина (январь, 2014 г.) На пути от плохого к худшему?

3) Ликвидирована должность предметного методиста от всероссийского министерства до районного отдела образования. В районе это был наставник молодых учителей, посещал их уроки, давал советы, следил за тем, как они выполняются.

4) Уничтожено, а по сути, ликвидировано повышение квалификации работающих учителей. Учителя не посещают лекции опытных учителей и методистов в бывших институтах усовершенствования учителей (ИУУ), названных институтами развития образования, а собирают сертификаты о якобы прослушанных платных электронных курсах.

5) Специальный представитель по цифровизации всего и вся Д.Н. Песков (точное название должности не помню) со товарищи составил список новых профессий. В огромном альбоме на последнем месте стоит раздел «Образование». Там теперь 16 перспективных профессий, которые, по сути, должны заменить профессию учителя. Вот их список и должностные обязанности игропедагога:

1. Разработчик образовательных траекторий. 2. Карьерный стратег. 3. Организатор проектного обучения. 4. Тьютор. 5. Игромастер. 6. Модератор. 7. Распаковщик/упаковщик образовательного контента. 8. Координатор образовательной онлайн-платформы. 9. Тренер коллективных компетенций. 10. Архитектор образовательных экосистем. 11. Модернизатор учебных учреждений. 12. Валидатор знаний. 13. Специалист по образу будущего для ребенка. 14. Ментор стартапов. 15. Экопроповедник. 16. Игропедагог. Специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым персонажем. В школах будет замещать традиционного учителя.

Подробнее: https://dzen.ru/media/shevkin/atlas-novyh-professii-chto-eto-takoe-642940a34b88007cce9cdeda

Вы только вдумайтесь: должностные обязанности учителя хотят раздробить и раздать 16-ти новым узким «специалистам», а кто из них будет нести ответственность за результаты обучения? С кого будем спрашивать?

Всё это делалось якобы с благой целью: минимизировать расходы бюджета и перевести основную массу детей на самообучение через электронные платформы. При этом не учитываются два главных отрицательных свойства этих платформ.

1) Огромный научно доказанный вред здоровью детей — физическому и психическому;

2) отсутствие человеческого контакта, поддержки, контроля и мотивации квалифицированного педагога.

В знаменитом форсайт-проекте «Образование: Глобальная повестка» (2013), в котором уже упомянутый Д.Н. Песков с коллегами, ссылаясь на зарубежные источники, указал, что не более 7-9 % «студентов» заканчивают курсы, начатые ими на образовательных платформах.

«Если проводить аналогию между системой заочного обучения в СССР и MOOC-образованием, то MOOC является чрезвычайно эффективным инструментом отбора лучших кадров со всего мира. Во-первых, сам факт прохождения курса до конца и выход на итоговое тестирование показывает высокую заинтересованность студента в предмете (на текущий момент, курсы заканчивают 7-9% зарегистрировавшихся)».

Скорее всего, речь идёт именно о студентах, а аналогичное самообучение у нас планируют с начальной школы. И каких результатов мы ожидаем при таком самообучении школьников?

То, что упомянутый форсайт-проект абсолютно непрофессиональный документ, не имеющий ничего общего с российскими традициями образования, доказывать не нудно. Упомяну только один пример. Даже в его сокращённой версии осталась задача к 2020 году иметь такой результат:

Школа в утробе. Программы развивающей беременности: ребёнок получает знания и навыки в утробе.

Есть ещё один большой «специалист» в образовании, строящий СберКлассы. Он несколько лет назад, выступая в Московской области перед работниками образования ставил задачу строить не школу знаний, а школу навыков, тогда для него были главными, по сути, коммуникативные навыки.

Оба «специалиста, диктующих свою волю образованию, даже не знают, что навыкам (автоматизированным действиям) не учат, их не получают, они формируются у ребёнка в процессе освоения им знаний и умений их применять.

Подводя итог, надо сказать, что нам пора отстранить от работы с образованием непрофессионалов, а то даже директорами школ, для большей управляемости, теперь назначают не опытных учителей, которые досконально знают процесс обучения и воспитания школьников, а менеджеров, ничего не понимающих в образовании — их главная цель держать учителей в узде и исполнять все распоряжения начальства, иначе контракт не продлят на следующий год.

Ссылка на выступления всех участников стола будет приложена.

А выступления были очень интересные.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал