Когда мы были молодыми…
15 августа 1972 года я начал свой трудовой путь в должности учителя математики. По распределению вуза я должен был ехать работать в Новосибирскую область. Но по доброму совету Навайчик Нины Михайловны (МОПИ им. Н.К.Крупской) я запасся справкой о состоянии здоровья (из-за некоторых проблем меня не взяли в армию) и направился в Минпрос РСФСР, что на Чистых прудах. Как говорится, не было счастья, да несчастье помогло. В том году из-за введения новых учебников математики в трёх районах Москвы не хватало учителей математики — пожилые учителя предпочли пенсию курсам переподготовки.
Так я оказался в Люблинском районе, в школе № 846. Здесь началась моя учительская карьера. С этой школой у меня связано много воспоминаний — большей частью приятных и трогательных. Был я молодой и очень старательный.
Возможно, таким меня помнят мои первые ученики (1972 г.)
У меня было четыре четвёртых класса. Учились мы по учебнику Н.Я.Виленкина и др. Здесь впервые разрушилось моё провинциальное преклонение перед авторитетом авторов учебника и текста учебника. Изучали мы вычитание смешанных чисел. Я добросовестно изложил всё, как в учебнике: уменьшаемое и вычитаемое запишем в скобках в виде суммы натурального числа и обыкновенной дроби, затем раскроем скобки… И вот это «затем» никак не удавалось донести до моих учащихся, так как на тот момент отрицательных чисел и правил раскрытия скобок ещё не изучали. Моих примеров с покупками на вычитание суммы было маловато. Тогда я вспомнил, как учили меня и сказал, что дело можно поправить, применив маленькие хитрости. Объяснил традиционное занимание единицы в целой части смешанного числа. Дело наладилось. На следующем уроке отвечавший у доски Гера Прохоров спросил: «А как вычислять — как в учебнике или с маленькими хитростями?» Это был первый случай, когда я понял, что не всё так гладко бывает в учебниках математики, как я себе первоначально представлял.
Там же я приохотился составлять задачи для своих учеников. А повод был такой. Черкашина Лариса спросила:
— А когда у Вас день рождения?
— Я сказал: «Завтра отвечу.»
А назавтра принёс задачу, которая и по сей день есть в нашем учебнике математики (№ 290, 5 класс).
На вопрос учеников о дне своего рождения учитель математики ответил загадкой: «Если сложить день и номер месяца моего рождения, то получится 20; если из дня рождения вычесть номер месяца рождения, то получится 14; если к произведению дня и номера месяца моего рождения прибавить 1900, то получится год моего рождения». Когда родился учитель математики?
Сочинять задачи понравилось и моим ученикам. Одну их задачу я включил в учебник (№ 1178, 6 класс).
В булочную привезли 654 кг чёрного и белого хлеба. После того как продали 215 кг чёрного и 287 кг белого хлеба, того и другого сорта осталось поровну. Сколько чёрного и белого хлеба в отдельности привезли в булочную?
После 4, 5 и 6 класса мы с ребятами выезжали в туристический лагерь в Бутово. Жили в палатках, проводили всякие соревнования, готовили на костре, помогали лесничеству.
Было это давно, и это чистая правда…
Первый класс, в котором я был классным папой.