История экспертизы, которая не могла состояться
А.В. Иванов. ВК. Группа «За возрождение образования»
Этот материал написан более трёх месяцев назад, но по просьбе коллег его публикация была отложена в надежде на конструктивный диалог с властью. (Это была не наша надежда. Своё отношение к возможности такого диалога мы выразили в тексте https://vk.com/wall-62604527_30412 ) Как известно, ответом педагогическому сообществу стало назначение министром просвещения надзирателя Кравцова (см. https://vk.com/wall-62604527_32470 ). Вот и весь «диалог».
Текст даём в первоначальной редакции, без правки. Возможно, кому-то будет любопытно заглянуть в недавнее прошлое.
_______________
Год назад, 25.10.2018, в Общественной палате (ОП) РФ прошёл «круглый стол», на котором было заявлено о предстоящем проведении общественной экспертизы реформ в сфере образования (см. https://vk.com/wall-62604527_20376 ). Произошло событие неординарное, ибо формулировка вопроса уже ставит под сомнение правильность означенных реформ. К тому же каждому специалисту ясно, что любой вариант проведения подобной экспертизы ( и позитивный — «всё у нас хорошо», и негативный, с указанием промахов) авторитета власти не прибавит. А ведь ОП – креатура властных структур, призванная содействовать им, а не вредить. Так во имя чего руководитель ОП В.Фадеев пошёл на такой шаг?
Непорядок в нашем образовании (мягко говоря) возмущает многих, и самые активные граждане уже давно прошли путь, который начинался с обращения в вышестоящие инстанции с предложениями по исправлению ситуации. В ответ они получали благодарность за инициативу и обещания учесть эти предложения. Но шло время, и всё оставалось по-прежнему. Или поступали ровно наоборот (этот вариант — как «высшая награда»). Возмущённый автор писал наверх повторно, и тут уж с ним не церемонились: следовала грубая отписка, чтобы больше никого не беспокоил (если голову имеет).
Циничная бездушная бюрократия!
Но ведь во власти люди сидят. И люди, говорят, хорошие. В быту. В том числе и наши знакомые реформаторы: Кузьминов, Асмолов, Ященко. Слышали мы, что и премьер Медведев — хороший человек (правда, говорят, что это — единственное его достоинство). Так вот, у каждого хорошего человека есть друзья — тоже хорошие люди. И если кто-нибудь из этих друзей донесёт до чиновника, что не худо бы сделать для страны какое-нибудь конкретное хорошее дело, от которого никому никакого вреда (кроме пользы) не будет, то вдруг он согласится?
Такая мысль греет неравнодушных граждан, и в мечтах можно представить себе даже такое:
Сидят где-нибудь на Алтае у костра президент и министр обороны. И говорит один хороший человек другому: «Владимир Владимирович, давай замутим что-нибудь действительно полезное для нашего образования». Ведь кадров в армии – как и везде – не хватает. Конечно, у Шойгу есть своя «образовательная империя» в виде президентских кадетских училищ (ПКУ), которые по замыслу должны сформировать новую офицерскую элиту по типу прежнего служивого дворянства. Уже открыто ПКУ для девочек, чтобы «новый дворянин» мог получить себе жену того же статуса. В президентских училищах — условия царские. На туалетном столике юного кадета с десяток склянок для ухода за кожей лица (за счёт государства, разумеется). Контраст роскоши — важное условие формирования «элиты», оторванной от народа. Мы — кадеты! Все прочие в ПКУ (включая учителей) – наша обслуга.
Но что-то не ладится в кадетском «воспитательном процессе». В одном из таких училищ буквально подряд прогремели два скандала на одну тему: ответственные воспитатели (заслуженные офицеры, между прочим) просто били своих подопечных. Заведены уголовные дела.
Странно это. На должности в ПКУ трудно попасть и за них очень держатся.
То ли переход «в князи» для юных воспитанников был слишком резким и привёл к излишней «распальцованности», то ли воспитатели, родом из СССР, не обрели ещё навыков общения с малолетней «белой костью». Два случая подряд — это уже система. Не верится как-то в светлое будущее проекта ПКУ. И у министра должны быть подобные сомнения. Не проще ли возродить ту школу, которую последние десятилетия последовательно убивали? Ведь во времена СССР она готовила в достатке дееспособные кадры и для армии, и для всего народного хозяйства.
Так почему не затронуть эту тему с президентом за ухой? Вдруг согласится?
Скажут: это — одни мечты и пустой трёп.
Так точно.
Но с секретарём ОП Фадеевым именно такой сюжет и сработал.
Куда его завлекли и чем всё может кончиться – руководитель палаты осознал уже на упомянутом «круглом столе» («вы всё правильно говорите, но мне это не надо!» – Фадеев). Однако разом остановить процесс после такого громкого заявления было нельзя. И в январе 2019 в ОП собрали специалистов с целью сформулировать вопросы, которые будут вынесены на общественную экспертизу. В течение месяца список проблем был составлен (с обоснованием), оставалось сделать выбор руководству ОП. И тут со всей очевидностью стало ясно, что практически во всех бедах нашего образования так или иначе виновата власть. А это значит — всё под запретом!
Оставалась одна лазейка, за неё и ухватилась. 4 апреля заместитель председателя комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Дудова в отсутствии Фадеева (он был в загранкомандировке) и с его согласия, разумеется, объявила, что экспертизе подвергнут состояние учительского корпуса.
Цитируем (источник https://vogazeta.ru/articles/2019/4/4/teacher/6925-ob.. ):
«Мы возьмём для общественной экспертизы итоги 25-летней реформы образования, связанные именно с обеспечением кадрами системы образования: начиная от подготовки до оценки деятельности.
Есть претензии к педагогам. Статус педагога действительно понизился, по разным причинам… Почему так произошло? Нужно думать. Но надо сказать, что это не только проблема России — это проблема международная (знаковая фраза — ред.).
Мы должны провести эту большую работу в течение трёх месяцев. Затем мы подготовим большую аналитическую записку, будем проводить и пресс-конференции, и слушания».
Простая и затасканная мысль: крайним назначить учителя. Педагоги уже много раз выступали в этой роли, когда в образовании нарастал очередной скандал. Учителя можно изучать-оценивать, не подставляя под непосредственный удар чиновников. Он — лицо системы образования, с ним контактируют дети и родители, все претензии, в первую очередь, — к нему, очень удобно.
Однако через три месяца «большая аналитическая записка» не появилась, а экспертиза даже не началась. Секретарь ОП Фадеев по возвращении в столицу ожидаемо наткнулся на острый общественный протест и к своей чести не стал умывать руки (дескать, экспертиза объявлена, что теперь поделаешь), а инициативу Дудовой остановил. И правильно. Нельзя бесконечно вешать всех собак на учителя. Оно теперь уже и не очень работает, но главное — всему есть предел. Нынешняя протестная солидарность врачей (групповые увольнения, итальянские забастовки) — хорошее тому подтверждение, с которым уже вынуждена считаться даже власть.
Таким образом, обсуждаемая общественная экспертиза зависла на неопределённое время. И вот буквально на днях её история подошла к концу: В. Фадеева поставили руководить Советом по правам человека (СПЧ). Говорят, правильно поставили. У прежнего главы СПЧ в приоритете были политические права либералов, а Фадеев обещает поставить во главу угла социальные права всех граждан. Такая вот «новая социальная политика», без политики то есть.
Впрочем, это не наша тема. А наша — общественная экспертиза реформ в образовании — на этом закрыта. На фоне нынешних традиций РФ — сущий пустяк. В стране были приняты многие «национальные проекты», «программы развития», «федеральные целевые программы» и проч., посвященные образованию, здравоохранению и т. д. И всегда одна программа сменяла другую не по завершению сроков предшествующей, а по факту своего появления, всегда как бы на пустом месте, с чистого листа, словно до неё и разговоров на эту тему не было. Итоги предыдущего незавершённого прожекта не подводились никогда. Поднимать такие темы считается не то что дурным тоном, а просто делом немыслимым. Так что сокрушаться по поводу несостоявшейся экспертизы даже как-то неудобно.
Этот текст написан лишь для того, чтобы на конкретном примере пояснить очевидную мысль: «хороший человек» во власти заканчивается там, где начинаются групповые интересы, которые во властных кругах почему-то называют «государственными».
Источник. https://m.vk.com/wall5941786_873
Комментарий. С грустью вспоминаю, какая волна надежд окатила меня 25 февраля 2018 года. Сама дата показалась символом разворота власти к образованию и его нуждам, к будущему страны.
Тогда мне показалось, что власть государства российского начинает выходить понемногу из американского проекта, из каких-то скрытых от общественности договоренностей о том, что США определяют, как нам не кредитовать рублями развитие собственной экономики, как не учить и не воспитывать как следует подрастающие поколения. Помните: хочешь победить своего врага — воспитай его детей.
Помню, что концу третьего месяца ожидания я стал волноваться, что экспертизу не проведут в намеченный срок. Меня успокоили: экспертиза ещё не начиналась, идёт подготовка. Знать бы тогда, что она и не начнётся… Но мы надеялись. Помню, как мы обсуждали в ОП РФ вопросы, на которые надо бы получить ответы учителей, родителей, экспертов, собирали интересные публикации… Дальше начались разговоры о сведении экспертизы к изучению подготовки учителей… Это описано у А.В. Иванова.
Стало ясно, что уже весь пар вышел в гудок.
ОП РФ, хоть и не главная ветвь власти, но я не ожидал, что это просто предохранительный клапан: проводит опросы — «держит руку на пульсе», обобщает, выражает озабоченность, сообщает, кому надо…
Думаю, что идея экспертизы образовательных реформ была просчётом В. Фадеева, ну не ожидал он, что некоторые товарищи в неё поверят и будут приезжать аж из Санкт-Петербурга и Петрозаводска для обсуждения проблемы экспертизы. На серьёзные шаги он не решился, а там и новая должность подоспела. Ну не мог он превратить ОП РФ из предохранительного клапана в обличителя власти, бездарно тратящей огромную часть не таких уж больших ресурсов образования (в разы меньших того, что разумно тратили на образование в годы Великой отечественной войны) на Концепции, на «Дорожную карту» с децильными коэффициентами (кто о них помнит?), на ненужные школе стандарты, на вхождение в рейтинги наших глобальных противников. Кстати, что-то «в газетах глухо пишут» о попытках СССР войти в образовательный рейтинг фашистской Германии в 30-40-е годы прошлого века. Не думаю, что я перегибаю палку, делая такое сравнение. Сейчас идёт «не горячая» фаза войны Запада на развал России. Более мягкая по применяемым средствам, но ожесточённая и наглая в части переписывания истории.
Все наши замечательные планы выполняются с тем же оглушительным треском, что майские указы и программа «2020», написанная в 2008 году. Но хорошие люди на хороших государственных постах при деле, шуршат бумажками, симулируют бурную деятельность, оправдывая своё нехилое содержание сейчас и на будущей пенсии.
Так что проехали, забудьте про экспертизу катастрофы образования. Остаёмся и дальше под негласным контролем мирового жандарма. Будем ждать, когда он надорвёт свои жандармские силы и рухнет в изнеможении. Я бы и не против подождать — не воевать же нам с ним, имея разрушенное народное хозяйство, неродную «элиту» и обозлённый народ.
Беда только в том, что к моменту введения ВСЕОБУЧА на всех уровнях у нас не останется квалифицированных кадров учителей и преподавателей, которых власть старательно морит интенсификацией труда, изнуряет бессмысленным бумаготворчеством и т.п.
Беда в том, что мы уже наплодили столько никчёмных «кадров»… А вот и новые на подходе. Экономисты.
Оцените ответы на два вопроса:
— Чему равен квадратный корень из 100?
— Не поддаётся вычислению.
— Кто написал «Капитал» Маркса?
— Не знаю.
В экономическом вузе девушка ни разу не слышала про экономиста Маркса. С такими «кадрами» нам и врагов не надо.