Глава Российской академии образования предложила включить церковно-славянский язык в школьную программу
Глава Российской академии образования профессор Людмила Вербицкая призвала подумать над идеей о включении уроков церковно-славянского языка в школьную программу. Она полагает, что это предложение «очень интересное».
20.05.18. Добавлен отклик учителя.
22.05.18. Дискуссия продолжена в гостевой книге. Предлагаю её закрыть.
23.05.18. При продолжении дискуссии допущены необоснованные обвинения ведущего сайта, но текст выложен там же без купюр.
26.05.18. Неожиданный итог нашей дискуссии от протоиерея Арсения. См. «Гостевая» верхнего меню сайта
Кроме того, многие слова перекочевали в современный русский язык. Отмечу, что Церковнославянский язык сейчас является богослужебным в Русской православной церкви. До революции церковнославянский язык, наряду с Законом Божием, изучали в начальных классах.
Источник. http://radiomayak.ru/news/article/id/653144
Комментарий. Если честно, то это сообщение отлёживалось у меня больше недели. Как-то не хотелось огорчать знатную даму, профессора, обвинением в полном непонимании связи школы и государства с религией и задач школы.
Дело в том, что, да простит меня знатная дама, в Конституции Российской Федерации прописано отделение церкви от государства и школы от церкви. Может быть, я цитирую ещё советскую Конституцию, но я уверен, что здравый смысл не должен покидать тех, кто добрался до верхней ступеньки в своей профессиональной сфере. Скажите, ну с какой стати в российской многонациональной и многоконфессиональной школе надо вводить старославянский язык? Тогда почему милая дама не требует вводить и изучение языков на которых написаны Коран и Тора? И это при том, что в начальной школе, куда милая дама хотела бы впихнуть своё новшество, урезана в часах математика — язык, на котором разговаривают и православные, и мусульмане, и иудеи, и представители других не менее уважаемых верований.
Милую даму не смущает тот факт, что у нас есть девятиклассники (я знаю конкретный пример), которые, вычитая из 11 число 4, загибают пальцы. Падать дальше уже некуда! Мне очень грустно, что Академия педнаук, в которой я прослужил 15 лет, упала так низко, что устами своего главного лица навязывает школе абсолютно ненужные идеи!
Только не подумайте, что я против изучения церковно-славянского языка теми, кому это интересно. Боже упаси! Только зачем от имени Академии педнаук навязывать религиозные распри в многонациональном и многоконфессиональном государстве. Кажется, госпожа профессор об этом не успела подумать… А статус обязывает!
Отклик из гостевой книги
А.В. Шевкин. Мой комментарий вызвал отклик в Гостевой книге сайта, который я полностью переношу на эту страничку.
http://internetsobor.org/index.php/stati/iz-raznykh-istochnikov/k-p-pobedonostsev-plody-demokratii-v-nachalnoj-shkole
Именно церковные школы как школы начальные должны были стать, по мнению К.П. Победоносцева, важнейшим орудием религиозного просвещения. Он предполагал создание при храмах широкой сети начальных училищ, подчиненных духовному ведомству и руководимых священниками. Главное внимание в таких школах должно
было уделяться изучению Закона Божия, церковно-славянскому языку, церковному пению. Следует отметить еще одну причину организации школьного дела в церковно-административных кругах. Ни земские школы, ни школы Министерства народного просвещения не смогли полностью решить вопрос о просвещении народа, особенно на селе. Они развивались достаточно медленно, трудно было предвидеть, когда они обеспечат начальную грамоту всему сельскому населению России. Экономическое положение страны было таково, что финансирование этих школ было обременительно.
Церковные школы предполагали финансирование со стороны церкви. Образец для церковных школ – школа С.А. Рачинского, обращение к деятельности которого не раз встречается в письмах К.П. Победоносцева. «Пока жив такой человек, умеющий вести такое дело, его надо поддержать. Он уже много лет посвящает себя духовно-нравственному просвещению народа, устроив целую сеть сельских школ» [Великая ложь нашего времени 1993: 356]. С.А. Рачинский исходил из условий жизни народа, выявлял лучшее в его быте и нравах, стремился придать своей школе религиозный характер, чтобы приблизить школу к образовательным запросам крестьян. Он призывал педагогов, организующих начальные школы, использовать опыт традиционных русских школ, которые называл школами грамотности. Они уникальны в своем роде, так как благодаря им распространяется грамотность «церковного характера», которая народу необходима. Особенно важным здесь является связь школы и церкви. По мнению С.А. Рачинского, школа без церкви не сможет решить задачу развития и направления сил и задатков ребёнка. С http://www.scientific-notes.ru/pdf/033-024.pdf
Неужели С. Никольскому Вера мешала заниматься математикой? Россия всегда была многонациональной страной (уживались все) и до революции православная Вера никому не мешала продвигать науку вперед. Хорошо, что Ваши мысли не читает М.В. Ломоносов, уважаемый профессор!
Наука без веры мертва и это доказано жизненным опытом многих великих умов. Страшные безнравственные события, происходящие в некоторых мат школах Москвы-это следствие оторванности веры от науки. Без Бога воспитать Человека невозможно.
https://lenta.ru/articles/2016/09/02/school02/
С глубоким уважением, учитель.
А.В. Шевкин. Большое спасибо за развёрнутое изложение Вашего мнения, к которому я отношусь с уважением. Дискуссия так важна, что я переношу её в раздел новости.
Теперь уточню свою позицию и немного возражу Вам.
Вы пишете о том, что в условиях царского времени, когда не хватало государственных средств на организацию массового начального образования всех детей, церковно-приходские школы (ЦПШ), использовавшие церковное финансирование, решали задачу расширения образовательного пространства России, как теперь модно говорить. Этого вопроса я не касался и положительной роли ЦПШ не подвергал сомнению. Другое дело, что в то время образование было сословным. Упомянутый Вами С.М. Никольский рассказывал, что в ЦПШ и других учебных заведениях давали простолюдинам только начальное образование, а городские училища давали «высшее начальное образование», позволявшее работать в торговле и т.п. Дети дворян, богатых купцов и промышленников учились в гимназиях. Так вот, Сергей Михайлович упоминал, что содержание математики использовалось для сословного разделения детей. Например, в ЦПШ и городских училищах не давали алгебры и отрицательных чисел, без знания чего не принимали в гимназии.
Вы говорите, что были учёные, соединявшие в себе и Веру, и Науку. Тоже не возражаю, а вот против того, что Вера спасла бы матшколы от мерзких случаев (не хочу входить в подробности), то здесь я возражу. Надеюсь не надо приводить ссылки на факты о католических священниках, которым Вера не мешала совершать те же самые мерзости, а английскому премьер-министру — не только совершать, но и топить с борта яхты свои жертвы, которых ему поставляли приюты. Не могу утверждать, что М. Тэтчер была безбожницей — вряд ли это в традициях Королевства, но она замяла расследование упомянутых мерзостей. Утверждают, что и в настоящее время Тереза Мэй (видимо, тоже верующая) устроила «химическую атаку» на Россию, чтобы отвлечь внимание подданных Её Величества от результатов расследования тёмных дел, включающих и обсуждаемые здесь мерзости. А размах грехопадения верующих аристократов Терезе Мэй известен — она бывший министр внутренних дел Королевства. Так что не всё дело в Вере, уважаемый мой оппонент!
Спасибо за историческую справку, но я отмечу, что сейчас время другое. У государства есть средства, чтобы давать всем детям хорошее образование, но от лица государства проводится антинародная политика в образовании, навязывание невежества. Академия образования, к сожалению, продолжает стоять в позе «чего изволите?» и иногда поражает своими непрофессиональными суждениями и предложениями. Одно из них — обсуждаемое нами введение церковно-славянского языка в начальной школе. Заметьте, не в школах при церквях, что не вызывает возражений: туда ходят только православные, а в массовых школах, куда ходят и представители других верований. Неужели Вам не ясно, что эта мера (а добавьте ответные меры — обучение православных детей Корану в мусульманских регионах) только увеличит межнациональное и межконфессиональное напряжение, которого и так достаточно из-за проблемы изучения национальных языков — в Татарстане, например. Вы поддерживаете изучение церковно-славянского языка в государственных школах Татарстана? Вы не посчитаете это преднамеренным подрывом единства наций и народов России?
Я не предлагал ничего такого, что вызвало Вашу критику моей позиции, не отрицал пользы ЦПШ для своего времени. Но я утверждаю, что для пользы дела лучше бы вернуть в начальную школу часы на изучение математики, языком которой пользуются представители всех конфессий, а не церковно-славянский язык, которым пользуются при богослужениях только в церквях, но не в мечетях и в синагогах. Самым мудрым решением этого вопроса является поддержания дистанции между церковью и государством, между церковью и школой. Да ещё хорошо бы отбиться от попытки сословного разделения в образовании через выделение так называемого базового уровня, в котором сокращают многие вопросы, чем закрывают доступ к полноценному образованию.
Спасибо за упоминание моего любимого земляка Сергея Александровича Рачинского, служением которого образованию России я восхищаюсь, задачи которого я с удовольствием использую в наших учебниках, но его мнение о роли церкви и ЦПШ для образования того времени вряд ли надо относить и к нашему времени — уж больно различные ситуации.
Что наука без веры мертва, что без Бога воспитать Человека невозможно — не соглашусь, разве научных успехов добивались исключительно верующие люди? Разве советская школа, отделённая от церкви, не воспитывала Человека? К чему такая категоричность?
А от звания профессора решительно отказываюсь. Профессором никогда не был и уже не стану. Достаточно того, что я учитель со стажем: 44 года работы у доски.
Ещё раз разрешите поблагодарить Вас за интересные материалы по теме. Извините великодушно, что не со всеми Вашими доводами я согласился.