Новости

Если сказать «халва», то станет ли во рту слаще? Несколько слов о «золотом стандарте»

С началом учебного года оживились разговоры про образование и про то, что в нём необходимо что-то менять. Изменилась международная обстановка, изменились задачи по решению внутренних проблем страны, это требует более внимательного отношения к проблеме подготовки кадров для того, что раньше называли «народным хозяйством».

Естественно, что в образовании надо что-то менять, а пока взяли и к 1 сентября 2022 года утвердили новый стандарт, а через полгода заявили, что к 1 сентября 2023 года стандарт утвердят «ещё новее», видимо его и называют «золотым стандартом». Новизна его будет состоять в том, что он будет увязан с Обязательными предметными программами, будет задавать тот минимальный уровень, ниже которого опускать образование нельзя.

Сейчас этот нижний уровень тоже задаётся стандартом, а в рабочих программах школы намечают работу на этом уровне или на более высоком. Что же изменится? До сих пор, после фактического разгрома прежнего института РАО, отвечавшего за создание и доработку программ по всем предметам, после передачи всего стратегического планирования в руки непрофессионалов из вновь созданных институтов под крышей ВШЭ, РАНХиГС и РАО, вся работа была нацелена на выполнение указаний наших западных «бывших уважаемых партнёров». Это были программа «Обучение с целью устойчивого развития» (ОУР) и 17 бредовых, с точки зрения потребностей реального обучения, «Целей устойчивого развития» (ЦУР). Таких, как достижение гендерного равенства, борьба с бедностью. При этом рекомендовалось школьникам принимать участие в местных, государственных и международных мероприятиях — не бред ли это?

В результате страна лишилась примерных предметных программ, учителей обязали писать для себя рабочие программы — началась работа под лозунгом «Кто в лес, кто по дрова». Делалось это не только от неумения написать приемлемые предметные программы для всех предметов, а из сознательного желания ввести «вариативное обучение» (А.Г. Асмолов), разрушающее единое образовательное пространство. «Учёные» договорились о вреде и устаревании знаний, о пользе четырёх навыков «4К» для успешности в XXI веке, содранных из зарубежной методички.

Если сказать «халва», то станет ли во рту слаще? Несколько слов о «золотом стандарте»

Когда после моих настойчивых публикаций обложки и оглавления одной из таких методичек (с августа 2019 г.) этот факт стал достоянием общественности, Г. Греф «переобулся», четыре навыка сгруппировал в два, назвал их иначе и добавил к ним третий навык «эмоциональный интеллект». Какой матёрый «учёный»! Так вот «учёные» из ФИРО РАНХиГС планировали «надпредметное» обучение и «надпредметный» ЕГЭ — сразу по всем предметам в своих обязательствах «Навстречу 2035 году»!

Очень надеюсь, что эта профанация образования уйдёт в прошлое, но новые планы собирается осуществлять прежняя команда во главе с прежним министром С. С. Кравцовым, сделавшим в последнее время много популистских заявлений. Да с участием «учёных» из РАНХиГС. Читаем новости. Мои комментарии в квадратных скобках.

«Золотой стандарт» в школах снизит бюрократизм и удешевит учебники — мнение

Введение единых федеральных основных образовательных программ в школах позволит снизить «бумажную» нагрузку на учителей и удешевит учебники за счёт сокращения их вариативности, такое мнение высказали эксперты, 18 сентября сообщается в газете «Известия».

О позитивной стороне новых поправок в закон «Об образовании», в частности, рассказала глава Центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования РАНХиГС Наталья Тарасова.

«Сейчас появилась надежда, что учителя будут освобождены от лишней нагрузки, а родители не будут сталкиваться с проблемами обучения детей в других школах при переезде», — заявила Тарасова.

Также поправки в законодательство предполагают изменения в порядке выпуска учебников. Теперь их будет выпускать единый оператор, роль которого будет выполнять Министерство просвещения РФ. Права на учебники будут принадлежать государству, а их содержание должно будет соответствовать единым программам. [До сих пор содержание учебников должно было соответствовать ФГОСу, точнее нижней планке требований, там зафиксированной. Теперь соответствие потребуется по всей программе. Если учебник утверждён министерством, но нет принципиальной разницы, какое издательство его выпустит, поэтому слова про единого оператора — это придание значимости принимаемым мерам.]

«Мы хотим исключить ситуации, когда в учебнике английского языка обнаруживается ссылка на порносайт, на картах Крым оказывается частью Украины, блокада Ленинграда преподносится как оборона, а всей истории Великой Отечественной войны уделяется четыре страницы», — пояснил депутат Госдумы РФ Петр Толстой.

Ожидается, что вместо более 2153 разных учебников в России останется не более 300. Их стоимость может снизиться, как минимум за счёт того, что покупателям не потребуется платить за авторские права. Такое мнение высказал глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов.

Источник. https://rossaprimavera.ru/news/ffddb4ed

Оцените уровень снижения издержек за счёт исключения авторских гонораров из стоимости учебников. Это та самая «халва», которую я упомянул в заголовке. Если Издательство отпускает со склада условный учебник по отпускной цене 400 р., из которых авторский гонорар составляет не более 8 %, то есть не более 32 р., а перевозка, хранение, продажа поднимают цену учебника для школ до 800 р., то возникает вопрос: так ли принципиально исключать авторский гонорар в сумме не более 32 р. из 800 р.? Не будет ли полезнее оставить авторский гонорар, а вместе с ним и ответственность авторов за методическое обеспечение учебника и его переработку в случае изменения программы авторами? Может быть того же эффекта экономии 32 р. из 800 р. можно добиться удешевлением услуг доставляющих и торговых организаций, которые никак не помогут в методическом обеспечении учебника и его переработке в случае изменения программы?

Мне кажется, что исключение авторского гонорара — не более чем популизм, от которого через некоторое время придётся отказаться. Наши «реформаторы» не умеют работать с прогнозом последствий принимаемых ими решений. Они работают только метом проб и ошибок. Это следствие их непрофессионализма.

Ну а дальше в регионах появляются публикации, на все лады расхваливающие создание федеральных основных образовательных программ по всем предметам к новому 2023 году. Эти программы называют новым «золотым стандартом». Тем самым поддерживается давно сформулированная мною мысль, что школы не нуждаются в документе «Стандарт», хотя он теперь прописан в Конституции страны. Школы нуждаются в федеральных предметных программах. Без словоблудия про «основные образовательные» — не пора ли экономить чернила?

Государственная дума утвердила поправки в закон об образовании. Теперь в школах будет установлен золотой стандарт образования.

В Госдуме поведали, как новый закон будет влиять на качество образования.

– Появятся федеральные основные образовательные программы по всем предметам. Это будет золотым стандартом качества школьных знаний и уровнем, ниже которого просто нельзя. Таким образом, во всех учебных заведениях будет одинаковый уровень образования. Данные программы будут утверждены уже до 1 января 2023 года, чтобы они начали работать уже со следующего учебного года.

– Школы, в свою очередь, могут разрабатывать свои образовательные программы, но их качество и уровень не должны быть ниже стандартного.

– Гуманитарным предметам, которые формируют мировоззрение человека, уделят особое внимание. Базовая и углубленная федеральные образовательные программы будут неизменными и обязательными.

1. В начальной школе это русский язык, чтение и окружающий мир.

2. В средней – русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ.

– Будет введена рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.

– Министерство просвещения будет делать госзаказ на разработку учебников и пособий. Кроме того, будет утверждён авторский коллектив. А права на учебники будут принадлежать государству.

Более того, в Госдуме рассказали о плюсах такой политики:
– Одинаковые знания, которые дают в школах;

– Меньше ошибок в учебных пособиях, а также их дешевизна из-за экономии на авторском вознаграждении;

– Школьникам будет легче переходить из одной школы в другую из-за одинаковых программ;

– И самое главное: на экзаменах будут только те вопросы, которые школьники изучали во время обучения в школе.

В российских школах будет золотой стандарт образования и меньше проблем с экзаменами (progorod33.ru)

Нет нужды комментировать все ожидаемые «плюсы». Замечу, что бороться с ошибками в учебниках никто не мешал и раньше. Но Министерство убило прежний Федеральный экспертный совет, в котором делались настоящие экспертизы учебникам с указанием недочётов и ошибок. Теперь эксперты только отвечают на поставленные вопросы «да» или «нет». Проверять на экзаменах только те вопросы, которые школьники изучали во время обучения в школе, никто не мешал и раньше.

Удивил меня следующий «перл»:

«Базовая и углублённая федеральные образовательные программы будут неизменными и обязательными.
1. В начальной школе это русский язык, чтение и окружающий мир.
2. В средней – русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ».

Пункты 1. и 2. — это речь о базовой или углублённой подготовке? Впрочем, чего я требую от публикации в СМИ?

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал