Новости

«Эти знания наполняли голову, как чердак»

Министр образования и науки Ольга Васильева считает, что российским школам необходимо вернуться к лучшим традициям советского обучения — «лучшего в мире». По ее словам, образование многое потеряло за последние годы, отказавшись от консервативной линии поведения. На ее призыв откликнулись учителя из Екатеринбурга. Там разработали проект, согласно которому в школы необходимо вернуть классическую советскую методику преподавания, а также «проверенные годами» советские учебники. О том, насколько хорошо учили школьников во времена СССР и стоит ли нам сегодня равняться на советскую школу, «Ленте.ру» рассказал сотрудник отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ, историк российского образования, руководитель гуманитарной магистратуры Университета Дмитрия Пожарского Алексей Любжин.


«Лента.ру»: Правда ли, что советское образование было самым лучшим, как и все в СССР?

Любжин:
Не заметил я этого. Если бы мнение о превосходстве советского образования было хоть сколько-нибудь близко к действительности, логично предположить, что страны Запада должны были бы устроить у себя образовательную реформу по примеру СССР. Но ни одно из европейских государств — ни Франция, ни Англия, ни Италия — никогда не думало заимствовать советские модели. Поскольку они их невысоко ценили.

Как же Финляндия? Говорят, что в свое время она заимствовала свои методики у нас. При этом считается, что сегодня по школьному обучению равных этой стране нет.

Я не могу согласиться, что Финляндия вне конкуренции. Это связано с особенностями местного образования, которое рассчитано не на высокие результаты отдельных индивидуумов, а на то, чтобы поднять средний уровень образованности каждого гражданина. Им это действительно удается. Во-первых, Финляндия — маленькая страна. То есть там все легче организовать. А во-вторых, в учителя там идет очень доброкачественный народ. Так что вытянуть ребят финнам удается за счет сильных преподавателей, а вовсе не за счет хорошей программы. Но при этом там серьезно проседает высшая школа.

Многие считают, что устройство советского образования уходит своими корнями в образовательную систему царской России. Много ли мы взяли оттуда?

Ровно наоборот — советское образование полный антипод имперского. До революции в России существовало много типов школ: классическая гимназия, реальное училище, кадетский корпус, духовная семинария, коммерческие училища и т.д. Учиться мог практически каждый, кто к этому стремился. Была «своя» школа для любых способностей. После 1917 года вместо образовательной многоукладности стал внедряться единый тип школ.

Еще в 1870 году в книге русского историка Афанасия Прокопьевича Щапова «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа» была высказана мысль, что школа должна быть единой для всех и что она должна основываться на естественных науках. Что большевики и осуществили. Наступил всеобуч.

Это плохо?

В концепцию всеобуча хорошо укладывалась именно начальная школа, где учили начальной грамотности. Она была в СССР организована на уровне. Все, что шло дальше, — уже фикция. Программа средней школы предлагала всем один и тот же набор предметов, не считаясь ни со способностями, ни с интересами ребят. Для одаренных детей планка была слишком низкой, им было не интересно, школа им только мешала. А отстающие, наоборот, с нагрузкой не справлялись. По качеству подготовки выпускник средней советской школы равнялся выпускнику императорского высшего начального училища. До революции в России были такие школы. Обучение в них опиралось на начальную школу (от 4 до 6 лет, в зависимости от школы) и продолжалось четыре года. Но это считалось примитивным уровнем образования. И диплом высшего начального училища не давал доступа в университеты.

Уровень знаний недотягивал?

Главные умения выпускника высшего начального дореволюционного училища: чтение, письмо, счет. Кроме того, ребята могли нахвататься зачатков разных наук — физики, географии… Иностранных языков там не было, потому что составители программ понимали, что это будет фикция.

Подготовка выпускника советской школы была примерно такой же. Советский старшеклассник владел письмом, счетом и отрывочными сведениями по другим предметам. Но эти знания наполняли его голову, как чердак. И в принципе человек, интересующийся предметом, мог самостоятельно усвоить эту информацию за день-два. Иностранные языки хоть и преподавались, но выпускники их практически не знали. Одна из вечных печалей советской школы — то, что знания, полученные в рамках одной дисциплины, ученики не умели применить к другой.

Как тогда получилось, что «чердачные» советские люди изобрели космическую ракету, вели разработки в атомной отрасли?

Все разработки, прославившие Советский Союз, принадлежат ученым еще с тем, дореволюционным образованием. Ни Курчатов, ни Королев никогда не учились в советской школе. И их коллеги-ровесники тоже никогда не учились в советской школе либо учились у получивших дореволюционное образование профессоров. Когда инерция ослабела, запас прочности истощился, то все и посыпалось. Собственных ресурсов в нашей системе образования не было тогда, не появилось и сегодня.

Вы сказали, что главное достижение советской школы — это началка. Но многие говорят, что в СССР было достойно организовано математическое образование. Это не так?

Это так. Математика — единственный предмет в школах Советского Союза, который соответствовал требованиям императорской средней школы.

Почему именно она?

У государства была потребность делать оружие. Кроме того, математика была как отдушина. Ею занимались люди, которым было противно в других научных областях из-за идеологии. Только математика и физика могли спрятать от марксизма-ленинизма. Поэтому и получилось, что интеллектуальный потенциал страны постепенно искусственно смещался в сторону технических наук. Гуманитарные науки в советское время вообще не котировались. В результате Советский Союз развалился из-за неумения работать с гуманитарными технологиями, что-то объяснять населению, договариваться. Мы и сейчас видим, насколько чудовищно низок уровень гуманитарной дискуссии в стране.

Можно ли сказать, что имперское дореволюционное образование соответствовало международным нормам?

Мы были интегрированы в мировую систему образования. Выпускницы гимназии Софьи Фишер (основательница частной женской классической гимназии) без экзаменов принимались в любой немецкий университет. У нас было очень много учеников, которые учились в Швейцарии, Германии. При этом они были далеко не самые состоятельные, иногда наоборот. Это еще и фактор национального богатства. Если брать низшие слои населения, уровень жизни в императорской России немного превосходил английский, немного уступал американскому и был вровень с европейским. Средние зарплаты меньше, но жизнь здесь была дешевле.

А сегодня?

По уровню образования, по уровню знаний россияне неконкурентоспособны в мире. Но «отставание» было и во время СССР. Историк Сергей Владимирович Волков отмечает, что в отличие от других стран советская элита обладала худшим образованием среди интеллигентных слоев. Она уступала не только академическим кругам, но и любым, где было нужно высшее образование. В отличие от Запада, где странами управляли выпускники лучших университетов. А после распада СССР модель советского всеобуча перестала иметь смысл. Если ученику не интересно, поскольку предметы преподавались поверхностно и ради галочки — нужно какое-то социальное давление, чтобы дети все же учились. В раннее советское время сама обстановка в стране заставляла человека становиться лояльным членом социума. А потом давление ослабло. Шкала требований поползла вниз. Чтобы не иметь дела со второгодниками, учителям приходилось заниматься чистым рисованием оценок, и дети могли совершенно спокойно ничего не учить. То есть образование не гарантирует карьеры. В других странах такого практически нет.

У меня, как у мамы четвероклассницы, складывается ощущение, что сегодня по сравнению с советским периодом в школе вообще не учат. Ребенок приходит домой после занятий — и начинается «вторая смена». Не просто домашнее задание делаем, а изучаем материал, который вроде бы должны усвоить на уроке. У знакомых та же картина. Неужели программа настолько усложнилась?

Просто школа перешла от нормального обучения к контролирующему. В 1990-е годы это был вынужденный шаг со стороны педагогического сообщества. Тогда учителей оставили в полной нищете. И метод «не учить, но спрашивать» для них стал единственным способом гарантированного заработка. За репетиторскими услугами своего ученика отправляли к коллеге. А тот соответственно поступал так же. Но когда в той же Москве преподавательские зарплаты выросли, учителя уже не смогли и не захотели избавиться от этой методики. По-видимому, вернуть их к прежним принципам образования уже и не получится.

Я по опыту своего племянника вижу, что его в школе ничему не учат и ничему не научили, но аккуратно про все спрашивают. В школах распространено репетиторство с пятого класса, чего не было в советской школе. Поэтому, когда проверяют школу и говорят: результаты хорошие, то верить этому особо нельзя. У нас уже в принципе нельзя вычленить школьную и репетиторскую работу.

После распада СССР в России едва ли не каждый год идут реформы по улучшению образования. Неужели никаких положительных сдвигов не случилось?

Копья ломались вокруг важных вопросов, но второго порядка. Система проверки знаний очень важна. Но гораздо важнее — программа и набор предметов для изучения. А мы сейчас думаем над тем, что ужесточение экзаменов может улучшить обучение. Никоим образом. В результате у сложного ЕГЭ есть только два пути: либо мы должны снизить планку, чтобы практически все смогли получить аттестат. Либо экзамен просто превратится в фикцию. То есть мы опять возвращаемся к концепции всеобуча — чтобы исключительно все смогли получить среднее образование. А так ли уж оно необходимо для всех? Среднее образование в полноценном объеме способно освоить примерно 40 процентов населения. Ориентиром для меня служит императорская школа. Если мы хотим охватить «знаниями» всех — уровень обучения, естественно, будет низким.

Почему тогда в мире необходимость всеобщего среднего образования не только не подвергается сомнению, но даже появился новый тренд — всеобщее высшее для всех?

Это уже издержки демократии. Если мы простые вещи назовем высшим образованием — почему бы и нет? Можно дворника назвать менеджером по клинингу, сделать его оператором сверхсложной метлы на колесиках. Но скорее всего не будет разницы — проучится он где-то пять лет или сразу на месте начнет учиться обращаться с пультом этой метлы. Формально Институт стран Азии и Африки и Урюпинский сталелитейный университет дают одни и те же права. И тот и другой предоставляет корочки о высшем образовании. Но реально на некоторые работы одного выпускника возьмут, а другого — нет.

Родителям что делать, если они хотят нормально выучить ребенка? Куда бежать, какую школу искать?

Нужно понять, что нет сейчас сегрегации школ по программам. Сегрегация существует по тому, что в школе есть — бассейн или лошадь. У нас есть 100 лучших школ, которые всегда на первых местах в образовательных рейтингах. Сегодня они замещают собой отсутствующую систему среднего образования, поскольку доказывают на олимпиадах свое преимущество. Но нужно понимать, что учиться там непросто. Туда как раз всех не берут. Я не думаю, что с сегодняшней образовательной системой в России можно что-то сделать. Сегодня российское образование — это больной, нуждающийся в очень тяжелой операции. Но на самом деле его состояние столь фатально, что никаких вмешательств он просто не перенесет.

Беседовала Наталья Гранина

https://lenta.ru/articles/2017/02/28/lubzin

Комментарий. Буквально на днях как-то сильно обострился интерес СМИ к проблемам российской школы — в смысле выбора дальнейшего пути развития: куда же нам идти, вперёд или назад?

В предыдущих новостях на нашем сайте мы обсуждали инициативы, которые, как отмечено в приведённом выше тексте, возникли как отклик учителей из Екатеринбурга на призыв нового министра образования и науки.

Не люблю я текстов с «неточностями», похожими на попытку манипулировать общественным мнением. В ответ на мой текст, где разбирались аргументы, а не личности, их приводящие, я получил такое сердитое письмо.

«По поводу вашей заметки
«26.02.2017 — Можно ли в одну реку войти дважды?»

Создалось впечатление, что Вы умышленно или по незнанию обошли стороной вопрос об авторстве возвращения к «старым, добротным, проверенным временем» учебникам.
Для справки сообщаю (простите, если забыл, что уже делал это), что заведует этим шаманством г-н Кургинян с его «Сутью Времени» и попыткой осчастливить народ возвращением в СССР 2.0 с монархическо-православным душком.

Жена Кургиняна, г-жа Мамиконян заведует организацией под названием «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС), занимающейся в основном сопротивлением ювенальным законам (целый год боролись с законом «О шлепках». Победили. Теперь детей дома можно шлепать по заднице в воспитательных целях. РПЦ, разумеется, такое «воспитание» одобряет как традиционное)
http://r-v-s.su

Так вот именно с подачи Кургиняна и Мамиконян идет волна «возвращения к прекрасному советскому образованию».

Главный кадильщик — небезызвестный Вам Костенко И.П., шаманящий по поводу учебников Киселева и пытающийся доказать, что в развале системы образования в СССР виноваты исключительно новые учебники и программы, а не те организационные причины, которые Вы в своей заметке указали.

Из этой же тусовки идет и пропаганда учебника Пчелко. Расинский П.М., курирующий этот «проект», свято верит, что нужен только этот учебник. Его подпевалы обычно сравнивают Пчелко с вывертами Петерсон. По мне это — демагоги и болтуны, делающие вид, что приличных учебников для начальной школы нет вообще, что как только мы вернемся к Пчёлко, начальное образование станет хорошим.
Но если Вы хотите составить свое мнение, то вот их презентации:
https://www.youtube.com/watch?v=KDGQ63AjF68&t=3316s и https://www.youtube.com/watch?v=3-Pf6zZT6K0 »

Хорошо информированный учитель, которого я знаю по переписке, сообщает о процессе, который возник задолго до того момента, когда Ольга Юрьевна Васильева решила испытать себя в должности министра. Зачем же писать, что учителя… откликнулись…?

И.П. Костенко и его идею возврата к учебникам А.П. Киселёва я тоже хорошо знаю. Полемизировал с ним в далёком 1999 году по другому поводу, см.:
https://www.shevkin.ru/?action=Page&ID=138

В ответ он зачислил меня в лагерь мафии учебной литературы. По поводу идеи И.П.Костенко о возвращении к учебникам А.П. Киселёва я тоже высказывался задолго до слов Ольги Юрьевны о советском образовании.

Ностальгия — чудесное, но обманчивое чувство. Кто ж не знает, что раньше небо было голубее, травка зеленее, а девушки моложе?

Только можно ли, полагаясь на окрашенные ностальгией воспоминания, принимать решения без учёта современных реалий? Неужели достаточно надеть лапти, кокошники, взять в руки гусиные перья и старые учебники, как реальность изменится вслед за нашим переобуванием?

Итак, совсем не стихийное движение набирает силу, если ему, пусть и не прямо по адресу, отвечает «ни разу не учитель» вице-премьер Ольга Голодец.

Она предложила изменить форму классов в школах. По ее мнению, такая форма является неправильной для раскрытия талантов ученика.

Чиновница заявила, что российским школам необходимо избавиться от такого наследия советского образования, как прямоугольная форма классов, пишет «Национальная служба новостей». Голодец считает, что современная школа должна формировать в учениках проектный подход, который предполагает работу в группах и создание единой команды.

«Дети должны сидеть по-другому и работа должна строиться иначе», — заявила Голодец на форуме в Сочи.

Чиновница подчеркнула, что это на первый взгляд может казаться «незначительным нюансом», но является важным элементом, влияющим на содержание школьного образования, добавляет «Газета.Ru». Учитель, по ее словам, становится не ментором, а помощником для ребенка в развитии талантов. «И это абсолютно новое направление в самой системе образования», — подчеркнула Ольга Голодец.

Источник: http://ura.ru/news/1052279260

Что же она молчала раньше? Может быть, тогда не потребовалось вводить ЕГЭ и пр.? Следом я ожидаю объяснение О. Голодец провала общедоступной медицины «прямоугольными» палатами, а не политикой «партии и правительства».

Ну что тут скажешь? Это уже другая крайность! Кстати, чиновница ошибается. Прямоугольную форму никак не могли иметь классы и в советское время, и сейчас. Форму прямоугольного параллелепипеда — могли, но не будем придираться! Призывы сесть по-другому и вовсе забавны.

И.А. Крылов, кроме проблемы рассаживания, описанной в «Квартете», написал и про заявление О.Голодец:

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад,
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней;
Он лучше дело все погубит
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета».

Если мы хотим спорить об образовании, то давайте постараемся быть точными, не передёргивать факты, не перевирать события. А напоследок процитирую заключение из Аналитической записки НАТО 1959 года о советском образовании: «Государства, самостоятельно соревнующиеся с СССР, впустую растрачивают свои силы и ресурсы в попытках, обреченных на провал. Если невозможно постоянно изобретать методы, превосходящие методы СССР, стоит всерьез задуматься над заимствованием и адаптацией советских методов».
http://statehistory.ru/4316/Analiticheskaya-zapiska-NATO-ob-obrazovanii-v-SSSR-1959-g-/

Я тоже считаю, что в образовании СССР было много хорошего, но я против переноса советской практики без учета изменившихся условий функционирования школы. Зачем, убегая от одних ошибок, толкать образование к новым?

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал